Автор Тема: "Босфор и Дарданеллы - это "палка о двух концах".  (Прочитано 13960 раз)

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
В составе эскадры "Антанты", которая участвовала в Дарданелльской операции 1915 г. были : 16 броненосцев, 1 линкор, 1 линейный крейсер, 5 лёгких крейсеров, 22 эсминца, 9 подводных лодок, 24 тральщика, 1 авиатранспорт и 1 госпитальное судно ( "Первая мировая война на море" — Мн.: Харвест; М.: ACT, 2001 г.). Самыми современными кораблями в составе эскадры были линкор «Queen Elizabeth» и линейный крейсер «Inflexible», который должен был предотвратить выход германского «Гёбена» из Дарданел. На линкор возлагались большие надежды: считалось, что его снаряды калибра 381-мм смогут разрушить форты Дарданелл ( Х.Вильсон. "Линкоры в бою. 1914—1918 гг." — М.: Изографус, ЭКСМО, 2002. — 432 стр.).
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..Самыми современными кораблями в составе эскадры были линкор «Queen Elizabeth» и линейный крейсер «Inflexible», который должен был предотвратить выход германского «Гёбена» из Дарданел. На линкор возлагались большие надежды: считалось, что его снаряды калибра 381-мм смогут разрушить форты Дарданелл ( Х.Вильсон. "Линкоры в бою. 1914—1918 гг." — М.: Изографус, ЭКСМО, 2002. — 432 стр.).
Дарданелльская операция : с 19 февраля 1915 г. до 9 января 1916 г. А 24 января 1915 года произошло сражение у Доггер-банке в Северноем море, где участвовали линейные крейсера Англии и Германии и в итоге получили значительные повреждения «Лайон» и «Тайгер». Причём, "в «Лайон» попало 15 280-мм или 305-мм снарядов и один 210-мм с немецкого «Блюхера». Девять попаданий он получил с правого борта и ещё семь в левый, когда вывалился из строя в конце боя. С 5 по 26 июня он проходил срочный ремонт в Росайте. Затем на верфи Армстронга на Тайне с 27 июня по 8 июля он проходил ремонт бронирования, в течение которого была демонтирована башня «Q». Завершение ремонта прошло с 8 по 20 июля в Росайте, но «Лайон» оставался с тремя башнями, пока башня «Q» не была окончательно смонтирована на верфи Армстронга с 6 по 23 сентября.  «Тайгере», и он получил шесть попаданий — одно из них с «Блюхера» и ещё пять 280-мм или 305-мм снарядами, идентифицировать которые затруднительно" - цит. из Campbell. Battlecruisers. При этом, надо отметить, что "Лайон" и "Тайгер" имели более сильную бронезащиту, чем "Инфлексибл" ( «Inflexible» ). А в Ютландском бою английские линейные крейсера понесли ещё бОльшие потери - три из них были потоплены. Погибли не только однотипные с "Инфлексибл",- «Инвинсибл» и «Индефатигебл», но однотипный "Лайону" и "Тайгеру" - "Куин Мери". Если бы "Гебен" вступил бы в бой с "Инфлексиблом" у Дарданелл, то последний, несомненно, разделил бы участь других погибших английских линейных крейсеров. А 31 мая - 1 июня 1916 г. в Северном море произошло знаменитое Ютладское сражение. В этом сражении линкор "Уорспайт" ( HMS Warspite ) однотипный с "Куин Элизабет" оказался в гуще боя после очередной несогласованности действий между двумя адмиралами 5-я эскадра линкоров была вынуждена совершить разворот под перекрёстным огнем германских линейных крейсеров и линкоров ( а такой манёвр был часто необходим в проливе Дарданеллы при выходе из-под обстрела и/или при подрыве на мине ). Во время этого поворота HMS Warspite получил попадание в машинное отделение левого борта, которое вызвало потерю рулевого управления. Прежде чем управление было восстановлено, корабль успел дважды описать циркуляцию, все время находясь под огнем противника. За это время линкор получил 13 ( тринадцать попаданий тяжелыми - калибр более 280 мм) снарядами. И, хотя, всё это время HMS Warspite вел ответный огонь, но из-за выхода из строя дальномеров он был неточным. Несмотря на множество повреждений, HMS Warspite смог дать ход и самостоятельно дошёл до Росайта, где ремонтировался в течение двух месяцев. Но, повреждения рулевого управления периодически сказывались на HMS Warspite до самого конца его карьеры. Потери экипажа HMS Warspite в ходе Ютландского сражения составили 14 человек погибшими (в т.ч. один офицер) и 16 человек ранеными. Конечно, всё это было позже и англичане не могли знать об этом, когда планировали Дарданелльскую операцию. Однако, предполагать были должны. Кстати, именно навесной огонь современных мощных мортир и гаубиц Круппа и нанёс самые тяжёлые повреждения кораблям союзников ... Приложение : К.П. Пузыревский "Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою" - http://ship.bsu.by/download/book/6237.pdf
« Последнее редактирование: 05 Мая 2017, 17:54 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Итак, можно констатировать, что "История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» - В. О. Ключевский : ..В битве берега с флотом на протяжении многих веков победа оставалась за берегом. Поэтому Наполеон как-то заявил: «Я предпочитаю одну пушку на берегу десяти пушкам на корабле». Он знал, о чем говорил — будучи всего лишь капитаном, в декабре 1793 года Наполеон захватил форт Эгильет, повернул его пушки в сторону рейда и вынудил мощный англо-испанский флот адмирала Худа поспешно убраться из Тулона.
А будущий адмирал Горацио Нельсон во время осады Кальви в период с 19 июня по 10 августа 1794 года на предложение генерала, командовавшего осадной группировкой, взять крепость решительным штурмом с моря, ответил: «Я беру на себя смелость утверждать, что возможность противопоставить дерево крепостным стенам уже значительно запоздала». Весь опыт британского флота подтверждал бесполезность попыток атаки береговых укреплений одними кораблями. Нельсон прямо сказал: «Любой моряк, который атакует форт, — просто дурак». Что уж говорить о двух провальных попытках взять только при помощи кораблей оборонительные сооружения Дарданелл в 1807 и 1915 годах.
Таким образом, можно констатировать, что атака приморских крепостей была успешна только в том случае, если флотоводец имел грамотный план штурма, правильно определял слабые места крепости и ключевые форты для атаки, а также мог организовать эффективное взаимодействие корабельной артиллерии и сил морского десанта (сухопутной группировки). Так, например, долгое время классическим примером комбинированной операции по захвату сильно укрепленной приморской крепости считалось взятие русским адмиралом Федором Ушаковым морской крепости Корфу в 1799 году. И хотя она в конечном итоге была взята все же с суши — после установления тесной блокады, решающую роль сыграла именно атака флота на остров-форт Видо, защищавший крепость и рейд с моря и усиленный французскими инженерами по личному указанию Наполеона..." - http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6734/
« Последнее редактирование: 03 Июля 2017, 11:34 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Вопрос о Проливах Босфор и Дарданеллы был "камнем преткновения" для России и СССР. Остаётся он таким и в настоящее время для РФ. К тому же, прибавился ещё один негативный фактор - это чрезмерная перегруженность из-за возросшего грузопотока и оживлённого судоходства в том районе. Остро встала необходимость решения этих, уже общих для многих стран, а не только для одной России, проблем. Каким же образом предполагается "развязать данный международный узел" ? Как "гордиев" ? Как в конце 70-х годов, когда Турция заявила, что рассматривает вопрос о закрытии для военных кораблей Советского Союза проход через Босфор в Средиземноморье и в ответ на это заявление, товарищ Громыко Андрей Андреевич ( Министр иностранных дел СССР в 1957 - 1985 гг. ) сказал на приёме в Белом Доме американским журналистам, что для прохода в Средиземноморье Черноморскому Флоту СССР потребуется всего лишь пару залпов ракет. В результате этого появится, кроме Босфора, ещё два прохода в Средиземноморье, но, увы, не будет Стамбула. Это, конечно, силовое решение, но рациональное зерно в нём есть - это создание канала, соединяющего Чёрное и Средиземное моря. И такой план есть. Это : "..Редкий случай, когда проект канала называет диким (wild) или сумасшедшим (crazy) самый главный его сторонник. Во всяком случае, именно такими словами переводят на английский язык определение, данное президентом Турции Эрдоганом «дублю Босфора» — каналу, который предполагается прорыть между Черным и Мраморным морями. Новый судоходный путь превратит европейскую часть Стамбула в остров. Босфор, как считают турецкие власти, из-за слишком активного движения судов и малой ширины стал опасен для судоходства. «Сумасшедший канал» будет иметь длину 48 км, ширину 400 м и глубину 25 м. Вдоль искусственной реки выстроятся современные районы. Вряд ли можно усомниться в возможности технической реализации подобного проекта, однако критики тоже любят слово «сумасшедший», подозревая, что разрекламированный политиками канал обойдется стране намного дороже, чем официально объявлено..." - глава "Остров Стамбул" в статье «Сумасшедшие каналы и моря», которая опубликована в журнале «Популярная механика» в №4, апреле 2016 г. Приложение : фото "Босфор узкий, извилистый и опасный, считают турецкие политики и предлагают прорыть канал-дублер, превратить старый Стамбул в остров, а на берегах канала устроить город-сад." -  https://www.popmech.ru/upload/default/25d/25d134967010f17067da3fb3d6a6b411.jpg
« Последнее редактирование: 03 Июля 2017, 16:49 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» - В. О. Ключевский."
"Опыт послезнания. Дарданеллы : В качестве примера бесперспективности или нерациональности применения флота против береговых укреплений часто приводят операцию по захвату Дарданелл в 1915 г., что не совсем корректно. Турецкие форты на берегах пролива были вооружены устаревшими орудиями, расположенными на открытых позициях, т. е. относились к тому самому "периоду слабости", и с половиной из них английские и французские линкоры благополучно справились. При этом вызывает удивление на редкость низкая меткость стрельбы их комендоров в первый день штурма (19 февраля): линкор "Триумф", стреляя с якоря по одному из входных фортов (Эртогрул) с расстояния 6,5 км (35 кбт) и выпустив по нему 56 снарядов за 15 минут, в цель не попал ни разу; "Корнуоллис", "Вендженс" и "Сюффрен" отстрелялись по своим целям с аналогичным результатом. Тем не менее, уже 25 февраля, после паузы, вызванной погодными условиями, все четыре входных форта были подавлены, и англо-французская эскадра вошла в Дарданеллы. Позднее огнём корабельной артиллерии были подавлены ещё два форта на азиатском берегу пролива." - (с). Таким образом, "Дарданелльская кампания представляет собой частично удавшуюся операцию флота против берега..." - все цитаты из Шишкин Александр Георгиевич "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ВАРИАНТ. Нереализованный план. Второй русско-японской войны 1906 года" : https://refdb.ru/look/1843225-pall.html
"Порядок в танковых войсках !"