КЮИ, Цезарь Антонович
— инж.-ген., заслуженный проф. фортификации Ник. инж. ак-мии (с 1891 г.), чл. конф-ции Ник. инж. ак-мии (с 1900 г.), почет. член конф-ции Мих. арт-ской (с 1899 г.) и Имп. Ник. военной ак-мий (с 1905 г.), извест. композитор и музыкал. критик, род. в 1836 г.; специально-инженер. образование получил в гл. (ныне Ник.) инж. уч-ще и в Ник. инж. ак-мии, по окончании коей (1857 г.) оставлен при ней репетитором по топографии, a с 1859 г. по форт-ции. Позднее К. б. приглашен преподавать форт-цию в Мих. арт. ак-мию и в ак-мию ген. штаба. С этой поры и до наших дней ген. К. плодотворно работает в течение более полувека в этой отрасли воен. наук, создав в ак-миях незаменимый и ныне курс "Истории форт-ции" и вложив в воен. лит-ру много капитал. научных трудов. В 1904 г. он произв. в чин инж.-ген-ла. В настоящее время ген. К. уже прекратил чтение лекций в ак-миях, но продолжает работать, участвуя, как авторитет по вопросам форт-ции, в рассмотрении важн. креп. вопросов в инж. ком-те гл. инж. упр-ния и фортификацион. проектов оф-ров, обучающихся в инж. ак-мии, где он является старейш. членом фортификац. кафедры. Как проф-р и препод-ль форт-ции и как автор выдающихся трудов по этому предмету, ген. К. давно уже приобрел большую и почетную извес-ть. Это послужило основанием к приглашению его для чтения лекций по форт-ции Насл-ку, ныне Имп-ру Николаю II, a также Вел. Князьям: Сергею и Павлу Александровичам, Николаю, Михаилу, Георгию и Сергею Михаиловичам, Петру Николаевичу и герц. Г. М. и М. М. Мекленбург-Стрелицким. Среди академич. учеников ген. К. многие занимали и занимают высшие должности в армии. Его лекции и публичные чтения, отличавшиеся большой глубиной мысли вместе с простотой и ясностью изложения, слушались с больш. вниманием не по обяз-ти: он увлекал своих слушателей. Co многими из них К. сохранил впоследствии добрые отношения и продолжал давать им советы по разн. вопросам форт-ции. Так, будучи командирован в 1877 г. на театр воен. действий, ген. К., по просьбе бывш. своего уч-ка Скобелева, участвовал в укр-нии наших позиций под Константинополем, a перед отпр-нием Скобелева в Ахал-Текин. эксп-цию дал ему ряд советов по устр-ву коммуникац. линии и этапн. пунктов. Возвратившись из этого похода, Скобелев писал ген. К. 2 фвр. 1881 г.: "Артамонов верно передал Вам чувство симпатии и уважения, заставляющее меня жаждать Вас видеть. Я не забыл давнопрошедшее, когда был плохим Вашим учеником, не забыл позиций под Константинополем, наконец, главное, не забыл тех цен. советов, к-рыми в значит. степени достигнуты наши послед. успехи под Геок-Тепе". Большие познания ген. К. в области форт-ции составили ему больш. извес-ть также и в иностран. воен. кругах. Извест. бельг. инженер ген. Бриальмон в течение мног. лет вел с ген. К. деят. переписку, совместно обсуждая всевозможные теоретич. вопросы форт-кации и госуд. обороны. 50 таких писем ген. Бриальмона переданы ген. К. в библиотеку Ник. инж. ак-мии. Может быть, под влиянием близк. знакомства с Бриальмоном, ген. К. первый среди рус. инж-ров предложил применение бронебашен. установок в наших сухоп. кр-стях. Но наиб. крупной заслугой ген. К. в воен. науке является принадлежащий ему первый в России опыт составления истории рус. форт-ции, к-рая и б. им включена в программу ак-мии. Из других его в.-литер. трудов надлежит отметить: 1) "Краткий истор. очерк долговр. форт-ции", изд. 1889, 93 и 97 гг.; 2) "Краткий учебник полев. форт-ции" (8 изд. с 1874 по 1899 г.); 3) "Учебник форт-ции для пех. юнкер. уч-щ", 1892 г.; 4) "Фортификац. оборона гос-тв и влияние мес-ти на расположение и атаку кр-стей" (курс Ник. инж. ак.), литографир. изд. 1883 г. Главнейшие статьи в "Инж. Журн.": 1) "Путев. заметки инж. оф-ра на театре воен. действий в Европ. Турции", 1878; 2) "Бельгия, Антверпен и Бриальмон", 1881; 3) "Опыт рационал. определения величины г-зонов кр-стей", 1884 (удостоена 3-ей премии "Инж. Журн."); 4) "Неск. слов по поводу соврем. фортификац. брожения", 1892 (удостоена почетн. отзыва "Инж. Журн.").
Как композитор и музыкал. критик, Ц. А. К. занимает в рус. музыке видное место. Установкой своих художественных взглядов он обязан, гл. обр., M. A. Балакиреву, объединившему лучшие музыкал. силы в кружок, известный под именем "новой русской школы" (т. наз. "могучей кучки"). Выступив впервые в концертах Русск. музык. общ-ва в 1859 г. со своим скерцо f-dur, он написал одиннадцать опер, — 6 больших и 5 одноактных: "Кавказский Пленник" (переработан и поставлен на Мариин. сцене в 1893 г.), "Сын Мандарина" (поставлен в Клубе художников в 1878 г., a впоследствии на Имп. сцене в Москве), "Вильям Ратклиф" (в Мариин. театре в 1869 г.), "Анжело" (там же в 1876 г.), "Le Flibustier" (в Парижской Opéra Comique в 1894 г.), "Сарацин" (в Мариинск. театре в 1900 г.), "Матео Фальконе", "Пир во время чумы" (на Имп. сцене в Москве), "Mademoiselle Fifi", "Снежный Богатырь" и "Капитанская Дочка" (Мариин. театр в 1910 г.). Из инструментал. произведений укажем на четыре сюиты, 5 скерцо, тарантеллу и торжеств. марш — для оркестра; 2 квартета — для струн. инстр-тов; ок. 50 скрипич. пьес и не менее фортепьянных. Роскошнее всего творч-во К. проявилось в области камерной вокал. музыки, где мы имеем более 50 произведений для хора и более 300 романсов на рус., франц., нем. и польск. слова. Критич. деят-сть К. играет большую роль в музыкал. развитии рус. общ-ва. Статьи его появлялись сначала в "Спб. Вед." (1864—75), затем в "Голосе", "Неделе", "Музыкал. Обозрении", "Новостях" и мн. друг. рус. и иностр. изданиях, пролагая дорогу молодому рус. искусству. Книга "La Musique en Russie" (Paris, 1860), в сжатом виде излагающая эстетич. credo автора, немало содействовала распространению рус. музыки на Западе. Кроме этой книги, имеются отдел. брошюры: "Кольцо Нибелунгов" (отчет о первом представлении в Байрейте), "Рус. романс", "Лекции Рубинштейна о фортепьян. лит-ре". Ц. A. К. состоит членом Рус. Имп. музык. общ-ва, Бельг. корол. ак-мии, "The Manuscript Society" в Нью-Йорке, корреспондентом франц. ак-мии изящн. иск-в и других ученых и артистическ. кружков. (В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, биограф. очерк; П. П. Веймарн, Цезарь Кюи, как вокальн. композитор, Спб., 1896; Н. Финдейзен, Библиогр. указ. музык. произведений и критич. статей Ц. А. Кюи, "Артист", № 34 и 35; С. В. (Camille Bellaigue), Notice sur César Cui, — приложение в вышеназв. книге "La musique en Russie", "Артист", 1884 г., кн. 2; C-tesse de Mercy Argenteau, Gésar Cui, esquisse critique, Paris, 1888).