В полутора словах, пунктирно. Жил-был Тешинский Шлёнск, самостоятельный регион с очень давней историей. В середине прошлого тысячелетия князья, владевшие им, за долги передали некоторые города Габсбургам. Королевство Чешское тогда пребывало в упадке. Тешинским княжеством стали править наместники Вены. Мария Тереза (австрийский аналог Eкатерины II) подарила Тешинский Шлёнск своей дочке. Как единое княжество регион просуществовал затем еще пару столетий (несмотря на многочисленные войны), к началу ХХ века находясь в составе Австро-Венгрии. До XVI века там жили преимущественно чехи, потом уже поляки, потом немцы. Особенностью являлось то, что среди населения было много протестантов.
К ХХ столетию большинство среди населении перешло к полякам, число которых сильно выросло после разделов Речи Посполитой (народ постепенно переселялся из Галиции). Если в цифрах, в 1900 году поляков было более 60% от общего числа жителей (официальные данные). В городе Тешине родным языком чешский назвали только 5,7% жителей.
Когда после Первой мировой порушились империи, то, естественно, видеть Тешинский Шлёнск своим захотели и Чехословакия, и Польша. Набух спор. К тому времени в регионе уже проживало 18% немцев (Австрия с начала века активно проводила онемечивание земель), а чехов насчитывалось лишь около 27%.
Вопрос пытались разрешить при посредничестве Антанты, однако Антанте было не до того. Была достигнута формальная договорённость, что край будет поделен по признаку этнографического преобладания. Но выполнять её никто не рвался.
Наконец, вялый конфликт перешёл в активную фазу. 21 января 1919 года Чехословакия внезапно ввела в Тешинскую область войска (перейдя демаркационную линию), которые подавили сопротивление представителей польской администрации и немногочисленных военных. Момент был выбран подходящий: Пилсудский как раз рубился с украинцами за Львов и серьёзных резервов на юге не имел.
Чехи развернули неслабое наступление, случилась даже битва (Скочув), пока 31 января они не остановились на Висле. Интересно дипломатическое объяснение этой офенсивы: Чехословакия якобы всего лишь стремилась воспрепятствовать выборам в Сейм, голосовать в которых приглашались и поляки, проживающие на спорных территориях. Тут следует упомянуть, что в октябре 1918 поляки учредили некий «Народный совет Тешинского княжества», который всячески проталкивал идеи присоединения к Польше, вёл соответствующую пропаганду, чем раздражал Прагу.
Конечно, после реальных боевых действий «судьи» в Париже и Лондоне встрепенулись. Под их давлением было заключено перемирие (хотя кое-где вооруженные стычки продолжались до конца февраля) и достигнута договорённость о новой демаркационной линии (по Богуминско-Кошицкой железной дороге). 25 февраля 1919 года польские отряды вошли в Тешин.
В 1920 году намечался гражданский референдум о принадлежности края и границах, однако он был сорван — стороны не могли прийти к согласию даже по техническим вопросам. Тогда 28 июня вышло постановление Посольской конференции (такой исполком по Версальскому договору). Регион был поделен между Польшей и Чехословакией (явной фавориткой Лондона) по реке Ольсе (по-чешски Ольше). Чехи получили примерно 56% от бывшей исторической провинции, поляки остальное. При этом всё равно по чехословацкому боку осталось около 150 тысяч этнических поляков, а по польскому — около 35 тысяч чехов. Интересно, что порезали по-живому даже сам Тешин: старый центр с замком, большинство школ, больница, здания магистрата, электростанция и т. д. оказались у поляков, а ж.д. вокзал, водопроводная и газовая «централь», ряд промпредприятий — у чехов. Понятно, конечно, что ни о каком «этнографическом принципе» речь не шла.
Короче, бомба замедленного действия оставалась на своём месте.
30 сентября 1938 завершился двухдневный «Мюнхенский сговор». Чехословакию де-факто предали главные страны Европы, позорно отдав её Гитлеру взамен на «декларации о ненападении» и пр. Немецкие войска немедленно оккупировали Судеты («Судетенланд»). Было понятно, какие события последуют далее — вермахт находился на марше. 2 октября, т. е. днём позже, польское правительство распорядилось срочно ввести войска в Тешинский Шлёнск.
Приказ был выполнен, войска заняли большую часть т. н. Заольсья, т. е. районов за рекой Ольса. Предлогом, разумеется, стала «защита польского населения». Доля правды в том была, и немалая, но в целом деяние вряд ли украшает новейшую польскую историю. У раненого соседа, на которого напал грозный хищник, Варшава перед смертью оторвала кусок — пусть он и был предметом давних споров и разногласий. Поступок, как ни крути, мерзкий.
Вообще, моральный облик тогдашнего польского правительства не оставляет места для каких-то розовых заблуждений. Но всё познаётся в сравнении. На том историческом витке в других странах у руля стояли государственные деятели, которые далеко превосходили варшавских бонз в цинизме и подлости. И повадки «урвать» у ослабленного соседа отнюдь не исчезли даже в XXI веке — мы ведь кое-что совсем свеженькое из этой серии знаем , не так ли?
В любом случае уравнивать на чашах весов захват чешской части Тешинской области (немногим более 1000 кв. километров) с событиям 1939 года — или глупость, или сознательная грубая пропаганда, рассчитанная на малограмотного обывателя. Это известный приём для плебса, который ныне широко распространен в одной соседней державе: «Все так поступают, мы что — хуже?». «Ай, везде крадут, и в Америке, и в Германии!». Квитэссенция подобной промывки мозгов: «У всех людей есть задн..ца, все люди ср..т». Как ни печально, это работает.
Прошу модераторов после сегодняшнего вечера либо удалить этот пост, либо перенести в ветку по 1939. Надеюсь, он кому-то окажется полезным.