1 января 1907 года, в России открылось «правильное движение» Бологое — Осташков — Торопец — Вел. Луки — Полоцк — Молодечно — Волковыск — Седлец (близ Варшавы) протяженностью в 1030 верст.
После 1й мировой войны магистраль оказалась на территории Польши, Белоруссии. Сохранился служебный жилой фонд нач. XX в., водонапорные башни и вокзалы, памятники войны, на 400 км. придорожье линии до Бологого изрыто глубокими воронками во время Ржевско-Вяземской и Великолукской операций 1942–43 г;. В годы ВОВ, до половины протяжения линии было оккупировано или связано с контрнаступлением 1942 года, Ржевской битвой и Великолуцкой операцией, ст. Куженкино, Торопец, Андреаполь обслуживали крупные авиабазы Хотилово и многочисленные фронтовые аэродромы в Выползово, под Валдаем, Осташковом (Сев. Зап.Фронт).
В России военное ведомство к началу ХХ в все активнее начинало постройку новых магистральных линий: Оренбург — Ташкент и Бологое — Седлец. Франция, настаивала на скорейшем решении вопроса: в нач. 1901г., России предоставлены французские займы на сумму 200 млн. руб. в 1902–904 г с целью немедленного строительства стратегических ж\дорог. Участок от Бологого до Полоцка обошелся в 53 млн. рублей, 118131 руб\ версту — деньги, не «распилили» и не «отмыли»: дорога построена.
4 мая 1901 г по вопросу сооружения стратегических линий состоялось совещание у Николая II. Император объявил о решении начать постройку 3х дорог, в т. ч., сверхдальнюю Бологое — Полоцк — Седлец. С протяженностью Бологое-Полоцкого участка в 396 верст, Полоцко-Седлецкого участка — 610 верст.
Решающее слово принадлежало А.Н.Куропаткину и М.К.Марченкову, сообщившим в рапорте на имя начальника Генштаба: «Считаю в интересах военного ведомства совершенно необходимым сохранить в полной неприкосновенности общую станцию в В. Луках, согласно проекту». Под «общей станцией» подразумевается образование в В. Луках узла на пересечении с частной Московско-Виндаво-Рыбинской ж\дорогой, открытой в 1901 г и имевшей стратегическое значение. 5 февраля 1902 г приступили к постройке «дороги в Царство Польское».
А.Н.Рыжов назначен руководителем работ по линии Бологое- Полоцк, на 5 участках их возглавляли: 1-й участок от Бологого до Осташкова — инженер путей сообщения Александр Федорович Баталин (1853–1903). На месте ямщицкого тракта В. Волочек — Валдай. Родной брат его, Ф.Ф.Баталин, тоже был кадровым инженером путей сообщения. Но, коллежский советник инженер А.Ф.Баталин, умер 30 октября 1903 г, хотя в Австрии ему сделал операцию на горле и вставил золотую дыхательную трубку известный нейрохирург Михаил Мессинг. Его сына расстреляли чекисты в 1928 г.— искали золотую трубку… 2-й участок, от Осташкова до Торопца, возглавлял Олег Александрович Кетлер, 3-й — от Торопца до Великих Лук — Андрей Павлович Гетье, 4-й — от Великих Лук до Невеля — Станислав Станиславович Гендель, и 5-й, от Невеля до Полоцка — Николай Филиппович Гасовский. Кадровые инженеры на госслужбе. С.С.Гендель ранее был приглашен сибирскими золотопромышленниками на Бодайбинской узкоколейке, инженер Николай Михайлович Герсеванов (1879–50), — основатель советской научной школы в области механики грунтов, член-корр. Ак.наук СССР.
Товарищество фарфорового завода братьев Корниловых в Питере обеспечило телеграфными изоляторами. Металлическими изделиями дорогу снабжали Надеждинские заводы. По проекту, нач. тех. отдела дороги Е.Ф.Петровым, дорога рассчитана на укладку 2х путей. На участке Невель — В. Луки, тяжёлый сплошной затяжной подъем, прошли в 1904 г., начавшаяся русско-японская война затянула строительство, рельсы Бологое — Седлецкой вывезены в Сибирь для Кругобайкальской линии. 20 мая 1906 г. на Бологое — Осташков пошли товарно-пассажирские, а на участке Осташков — Полоцк товарные поезда. В 1910-12 г на этой военно-стратегической дороге № 2 были построены склады амуниции и обмундирования, по совместному русско-французскому решению о магистралях снабжения, при мобилизации на линии Бологое—Седлец к театру военных действий с Германией. На ст. Куженкино, после 1й мир. войны склады предназначали для хранения артвооружения, со всего Зап. Фронта, а после Гражданской войны использовались для хранения военной техники и вооружения РККА и СА, в районе станции хранили запасы химоружия, там в 1930—40 г. находился склад артвооружения № 39 на котором хранились арт- и авиационные боеприпасы с ОВ, в частности авиабомбы АХ-200 с химическими зарядами. Во время наступления немецких войск в 1941 г. авиабомбы были эвакуированы в г. Кунгур на Сев. Урале и частично уничтожены.
Петербуржцу Ю.Л.Ильину удалось установить фамилии архитекторов сооружений, — Станислав Воловский и Владимир Мышак, поляки по происхождению.
В деревянных, в кирпичных объектах присутствуют элементы польской готики. Все объекты отличаются сугубо ж\дорожной основательностью — усилены контрфорсами и дополнительными балками для защиты от содрогания и вибраций при проходе поездов.
Пассажирские здания IV класса (линейные) — казармы, полуказармы, сторожевые дома (будки), также называемые ЛПЗ (линейные путевые здания), строились из дерева и предназначались для проживания административного персонала среднего и нижнего звена, рабочих пути и путевых обходчиков и сторожей. Весь жилой фонд сооружался капитально, служит, по прошествии революции и 2х мировых войн, спустя свыше 100 лет со дня постройки.
Бологое — Полоцк должна была полностью отвечать требованиям Военного ведомства. Будучи однопутной, она на всем протяжении имела приспособленные под 2 пути - опоры мостов и земляное полотно на случай резкого увеличения транспортных потоков (от Полоцка до Седлеца 2е пути были уложены сразу): - построены -290 сторожевых домов, площадью по 6,16 кв. саженей, 78 полуказарм площадью по 26,04 кв. саженей с помещением для телеграфа и 21,05 кв. саженей без телеграфа, 42 казармы площадью 37,04 кв. саженей с телеграфом или 32,06 кв. саженей без телеграфа. Возведено 367 колодцев, коновязей и 79 стрелочных будок. Вокзалы IV кл., имели, почту, телеграф, кассу, багажное отделение, помещение дежурного, два зала ожидания, для пассажиров I-II и III классов, для военного коменданта и его канцелярии
На станциях III класса построены госпитали: в Бологом — на 65 коек, в Полоцке — на 20, в Торопце — на 13. + одноклассные школы, церквей, не возводили, курсировал вагон-церковь. Водонапорные башни проектировались под 2 бака, в едином архитектурном стиле, с гидроколонками для паровозов, по две с каждой стороны.
На линии действовала электрожезловая система Вебб-Томпсона с семафорами, телефоны межстанционной и линейной связи фабрики Л.М.Эриксона и Ко и системы управления движением Макс-Юделя
В военное время пропускная способность увеличивалась в 3р. до революции при тяге одним паровозом серии О ( ХХ века) стандартный вес воинского эшелона - зимой до 47 тысяч пудов (752 т), летом — до 53 тысяч пудов (848 т)