При анализе действий Т-38 на Цитадели и (прежде всего) Северном острове нужно сделать ряд замечаний:
- наша цель – не дать окончательный ответ, а лишь обратить внимание на те или иные обстоятельства, которые могут помочь его найти.
- на сегодняшний день нам неизвестны воспоминания кого-либо из членов экипажей Т-38. Все свидетельства о действиях экипажей Т-38 получены из третьих рук (том числе и тех защитников кто-либо пытался выбраться под их защитой из крепости, тех, кто находился в других машинах бронеотряда (БА), тех кто видел (якобы) как сражались Т-38).
- наиболее правильным подходом в данном исследовании было бы не опираться на какие-либо воспоминания, а анализировать исключительно имеющийся фотоматериал.
В общем, обратить внимание можно на следующие факты:
1. На территории автобронепарка (в цитадели) остались стоять 4 танка. При этом следует учесть, что точное расположение танков на стоянке нам неизвестно, но можно предположить что у них было одно место (роты): у одноэтажной пристройки к Белому дворцу. Остальные 11 танков подбиты либо на Северном острове, либо неподалеку от парка: они были задействованы, так что можно признать, что основная часть танков (11 из 15) участвовали в бою.
2. При этом (судя по фото) ни один из 11 танков не имеет пулемет, что должен был устанавливаться в башне. То есть танки были не вооружены, боеприпасов в них не было, они могли использоваться только для эвакуации личного состава. Из воспоминаний (Долотов) мы знаем, что после начала войны на танки устанавливали аккумуляторы, но неизвестно – ставили ли на них вооружение.
3. Нам известно о четырех эпизодах, связанных с танками Т-38: 1. Поддержка выхода из Цитадели бронетехники (танк Дубровского) – очевидно у кольцевой казармы 2. Поддержка действий отряда Мамчика т.н. «танком Соболева» (вероятно на дороге Север-Юг). 3. Эвакуация командиров из Цитадели – «танк Козлова» (дорога Север-Юг) и «танк Долженко» (Восток северного острова). 4. Переправа танков по Мухавцу напротив автобронепарка (не исключено что с этой попыткой как-то связан Т-37 стоящий у склона – не исключено что он был брошен из-за крутизны склона).
4. Однако, анализируя размещение подбитых танков Т-38 можно предположить наличие еще нескольких эпизодов: 1. Инженерное управление (горелый Т-38) 2. «Дорога Север-Юг» (на ней размещено четыре танка (даже если предположить что два из них - танки Козлова и Соболева то об остальных двух танках неизвестно ничего). 3. «Восточный форт» (перед ним встали 2 танка Т-38).
5. В качестве предположения можно сказать, что эпизод 1 - атака на лодочников (они якобы подбили два бронеобъекта: это БА-3 и Т-38 оба горели), эпизоды 2 –3 попытка прорыва неизвестного нам бронеотряда. Об эпизодах 2-3 я и хотел поговорить.
6. Четко виден маршрут отряда: четыре Т38 (а может и шесть) вышли по Трехарочному, далее пошли до перекрестка по «Север-Юг». На открытом месте (Трехарочном мосту) ни один из танков не был подбит. Что произошло дальше? Почему на участке примерно 300- 400 метров все эти танки были подбиты? Обратите внимание: они могли бы пойти к Восточным кратчайшим путем (я уж не говорю что вплавь у Мухавца) – перейдя мост, резко направо и к воротам, по стадиону. Почему они не сделали так? Они хотели выйти через Северные? Они боялись застрять в канаве? Но там были мостики (они и сейчас есть). Вероятно, дорога могла дать им максимальную скорость….Это их не спасло – на коротком участке у Трехарочных мы видим три танка (здесь к дороге вплотную подходит зеленка и застройка: можно спрятать и ПТО и гранатометчиков). Есть версия, что ПТО могло стоять и в проеме Северных ворот (по аналогии с Южными – см. известное фото). ПТО ударило по танку №10,с било лобовой лист и оставшиеся два резко повернули направо. Но смогли пройти не более полсотни метров…Да, все говорит о том что их подбили свои же бойцы (расчеты 37 мм зениток или расчеты ПТО, или гранатометчики). Немецкое ПТО в этом случае должно стоять чуть западнее Северных ворот (одно ПТО было у немцев в той части крепости, но не уверен что в том же районе). Ни на одном из танков не видно следов попаданий. Максимальные повреждения – сорванные гусеницы. Почти все люки закрыты. Даже если предположить что танки на дороге «Север-Юг» были брошены экипажами (или экипажи погибли в них) когда броню стали прошивать бронебойные боеприпасы немцев, то я не представляю кто мог подбить танки перед ВФ? Остатки отряда Праксы? Но подчеркну, что IR 135 не сообщал об уничтожении Т-38.
7. Три из четырех Т-38 на «Север- Юг» съехали с проезжей части на правую обочину (кстати как и Т-38 у кольцевой казармы). Пытались уклониться от огня? В том случае если попадали под продольный огонь от Северных ворот? (напоминаю что одна из гипотез по поводу зенитного орудия – скверик к «Север-ЮГ». А что мешало немцам именно там, в скверике поставить и ПТО?) И тогда Т-38 пытались как-то прижаться к зеленке справа?
8. Видны танки – но не видно ни одного трупа (кроме советского автоматчика у танка №10)
9. И, наконец – ЕДИНСТВЕННЫМ (!!) подразделением заявившем в тот день об уничтожении советских танков (пяти) была батарея штурмовых орудий StgAbt 201. Именно она действовала в западной части Северного острова (в районе столовой 42 сд она явно была).
10. Ну и нельзя забывать что, Шлипер упоминал что «русские пехотинцы и танки» пытались прорываться и 24 июня.
Все это говорит о том как мало мы еще знаем.