Автор Тема: Музей ракетных войск стратегического назначения в Первомайске  (Прочитано 608752 раз)

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3565
  • "Сказка - ложь, да в ней намёк !"
    • Просмотр профиля
    • Email
По-моему мнению, упущен вопрос : "А на чём ракеты возили ?" А он интересен : "..Завод имени И.А. Лихачёва испокон веков занимал передовые позиции по внедрению полимерных материалов в конструкции автомобилей различного назначения. Ярким подтверждением тому является оригинальный грузовик ЗИЛ-130 со стеклопластиковой кабиной, созданный ровно 45 лет назад. Заводские специалисты вплотную занялись полимерами во второй половине 50-х годов. Тогда в мире уже научились использовать пластмассы для изготовления больших по размеру кузовных изделий. Вовсю выпускался стеклопластиковый Chevrolet Corvette, а в конце 1957 года в ГДР началось изготовление малолитражки Trabant с навесными панелями из дуропласта. Этот материал на основе фенолформальдегидной смолы (фенопласта) с наполнителем из отходов (очёсов) хлопкового производства использовали, чтобы сэкономить стальной лист, бывший в те годы дефицитным. На ЗИЛе ставку сделали на стеклопластик (полиэфирная смола, армированная стекловолокном), который на порядок лучше обычных пластмасс по прочности, истираемости, линейному расширению, ударным и вибрационным нагрузкам. Благодаря своим характеристикам, этот материал окрестили «лёгким металлом», вместе с тем он имеет низкую плотность в сравнении с металлами, гораздо меньшую теплопроводность и не подвержен коррозии. Инициатива по изготовлению крупногабаритных деталей из стеклопластика для автомобилей в нашей стране принадлежит доценту МВТУ им. Баумана В.С. Цыбину и его коллегам Б.А. Афанасьеву и А.С. Дмитриеву. Этой идеей проникся и главный конструктор СКБ ЗИЛ В.А. Грачёв, под руководством которого в 1960 году изготовили четырёхосные полноприводные шасси ЗИЛ-135Е и ЗИЛ-135К. Архитектуру кабин обеих машин, не имевших металлического каркаса, формировал ряд крупных пластиковых панелей, за исключением дверей, склеенных между собой эпоксидной смолой. Для повышения жёсткости, улучшения звуко- и термоизоляции внутренние полости между панелями заполнялись пенополиуретаном. Во время старта ракеты стеклопластик не деформировался под действием давления газов и пламени, а всего лишь прогибался, после чего возвращался в исходную форму. Причём, на ЗИЛ-135К, чтобы лучше противостоять мощному ударному импульсу взлетающей крылатой ракеты, ветровое стекло имело обратный наклон. Кстати, крылья, топливные баки и некоторые другие детали вездеходов тоже выполнили пластмассовыми. Эти новшества стали настоящим прорывом в отечественном автостроении и дали толчок широкому применению стеклопластика в колёсной армейской технике. Ракетовоз ЗИЛ-135К со стеклопластиковой кабиной. Активизацию работ по данной тематике подстегнуло постановление Совмина СССР о «химизации автопрома», принятое в 1963 году. Это означало динамичное внедрение в отечественное автостроение широкой номенклатуры полимерных материалов для замены традиционных чёрных и цветных металлов..." - http://denisovets.ru/zil/zilpages/zil135b.html Р.S. Справка "Попутный нефтяной газ (ПНГ) - это природный углеводородный газ, растворенный в нефти или находящийся в «шапках» нефтяных и газоконденсатных месторождений.
В одной тонне нефти количество ПНГ может колебаться от одного-двух до нескольких тысяч кубометров.
В отличие от природного газа попутный нефтяной газ содержит в своем составе кроме метана и этана большую долю пропанов, бутанов и паров более тяжелых углеводородов. Во многих попутных газах, в зависимости от месторождения, содержатся также неуглеводородные компоненты: сероводород и меркаптаны, углекислый газ, азот, гелий и аргон..." - https://ria.ru/economy/20100201/206673791.html Это ценнейшее сырьё для химической промышленности, в частности, для производства платмасс, а его до сих пор сжигают, "грея" атмосферу и нанося вред окружающей среде ...
« Последнее редактирование: 21 Апрель 2017, 04:36 от Ринат Гимадеев »
"Я не злой и не добрый. Я справедливый. Sapienti sat."

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3565
  • "Сказка - ложь, да в ней намёк !"
    • Просмотр профиля
    • Email
 «Тягач апокалипсиса» : В начале 80-х годов противостояние двух ядерных супердержав достигло наивысшей точки. Именно в те годы советская разведка донесла: у американцев появилась новая межконтинентальная ракета со стартовой массой 88 тонн. Естественно, СССР не хотел отставать, поэтому Министерство обороны заказало ракетчикам аналог. Так появился проект межконтинентальной ракеты РТ-23 "Молодец" весом более 100 тонн с десятью разделяющимися ядерными боеголовками, каждая из которых наводилась на цель индивидуально. Расчетная дальность полета "ядерного паренька" составляла более 10 тысяч километров. Изготавливать «колеса» для перевозки "молодцов" поручили минскому СКБ-1. Секретный автопроект назвали "Целина-2". В соответствии с ним на супершасси должен был разместиться специальный пусковой контейнер с межконтинентальной баллистической ракетой длиной 23 метра. Возглавить разработку поручили белорусскому конструктору Борису Львовичу Шапошнику, и 23 марта 1983 года минские инженеры взялись за карандаши и линейки. Ровно через два года появился первый опытный образец. Получилась совершенно удивительная, просто фантастическая машина длиной 30 метров! На этом тягаче был установлен специально спроектированный газотурбинный двигатель мощностью 1250 лошадок, который вырабатывает электроэнергию для 24 моторов - по одному на каждое колесо. Огромная рама состоит из двух половинок, соединенных шарниром. Поразительную маневренность тягачу обеспечивает автоматическая система дифференциального управления поворотом колес. Поворачиваются восемь пар колес: первые четыре - в одну сторону, а последние четыре - в противоположную. Благодаря этому радиус разворота у 30-метровой махины составил всего 27 метров. Действительно, это была супермашина, каких еще не знал мир. За выдающиеся характеристики и разрушительный ядерный груз МАЗ-7907 прозвали "тягачом апокалипсиса". Вскоре на заводе построили и второй опытный экземпляр. Испытания начали прямо в Минске: первую тысячу километров тягачи апокалипсиса наматывали на могилевском шоссе между кольцевой дорогой и поворотом на Гомель в темное время суток в режиме строжайшей секретности. Дорогу для ночных "прогулок" гигантов перекрывала ГАИ и военные, и даже местные жители не могли близко подобраться. Несмотря на то, что испытания прошли успешно, повозить настоящие ракеты тягачи не успели - «холодная война» закончилась. Ни военные, ни гражданские заказчики больше не интересовались монстрами, и стояли эти два супергрузовика много лет за высоким забором на заводском полигоне под Минском, пока о них вдруг не вспомнили. В 1996 году одна коммерческая фирма купила 40-метровый прогулочный катер весом 88 тонн. Из него хотели сделать плавучий ресторан на Нарочи. Но вот незадача: катер стоит на Березине, а она с озером Нарочь никак не соединяется. Будущие рестораторы стали думать, как доставить негабаритную покупку. Неизвестно, как удалось уговорить руководство завода, но в итоге договор был подписан, и специалисты МЗКТ начали подготовку, которая длилась почти два месяца. Простоявший без движения и техобслуживания почти 10 лет легендарный МАЗ-7907 реанимировали, запустили газовую турбину, проверили исправность приводов колес. Подготовили место погрузки и сделали специальные насыпи для автокранов. По прикидкам специалистов, полная масса всей загрузки реально достигла ста пятидесяти тонн. Скорость движения колонны составляла примерно 5 - 10 км/ч. Проехав большую часть пути, водители двенадцатиоски, немного привыкнув, подняли темп до 20 км/ч. Проехать надо было 200 километров, пришлось останавливаться на три ночевки. На протяжении маршрута сопровождающим милиционерам то и дело приходилось отгонять от тягача любознательных деревенских мальчишек. Очевидцы говорят, что многие жители выходили посмотреть на необычное действо прямо с грудными детьми на руках! Прибыв в пункт назначения, автокраны заехали прямо в озеро, и туда же за ними последовал транспортер с катером. Находясь наполовину в воде, двенадцатиосная машина разгрузилась. Купание совсем не повредило монстру - в Минск тягач вернулся самостоятельно. "Тягач апокалипсиса" по сей день ржавеет на внутреннем дворике предприятия и когда-нибудь, возможно, станет главным экспонатом будущей музейной экспозиции Минского завода колесных тягачей…" - https://i.wheelsage.org/pictures/m/maz/mzkt/7907_opytnyj/maz_7907_opytnyj_3.jpg
"Я не злой и не добрый. Я справедливый. Sapienti sat."

Оффлайн koroliov

  • Участник проекта
  • Сообщений: 440
  • Эгоист хорош тем, что не обсуждает других...
    • Просмотр профиля
    • Ружаны стратегические
    • Email
- Опубликована 2-я часть статьи "Сергей Павлович Королёв. Где правда, где вымысел?" авторов Григория Сухина, Александр Ясакова, Владимир Ивкина.



Первая часть вызвала споры у читателей, считающих, что авторы преуменьшают роль С.П.Королева и преувеличивают значение немецких ракетных разработок, использованных советскими конструкторами.

Ответы на вопросы и замечания читателей и критиков по 1-й части статьи см. здесь

Ссылку на 1-ю часть можно найти здесь.

Оффлайн Alex65

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1037
    • Просмотр профиля
- Опубликована 2-я часть статьи "Сергей Павлович Королёв. Где правда, где вымысел?" авторов Григория Сухина, Александр Ясакова, Владимир Ивкина.

Первая часть вызвала споры у читателей, считающих, что авторы преуменьшают роль С.П.Королева и преувеличивают значение немецких ракетных разработок, использованных советскими конструкторами.

ЕСли коротко.
Спор читателей возник скорее всего от недостаточных знаний по данной теме.

Королев,как и Туполев -Великолепные (с большой буквы) организаторы и руководители (но не конструкторы в прямом смысле слова),получившие от ЦК и правительства громадные полномочия и ресурсы,но...  и тот и другой имея привилегии в сфере своей деятельности,зачастую  "натянув  одеяло на себя"  шли по ложному пути, допуская  огромные просчеты в своих грандиозных проектах,что оборачивалось для страны Советов громадными материальными потерями...

Оффлайн koroliov

  • Участник проекта
  • Сообщений: 440
  • Эгоист хорош тем, что не обсуждает других...
    • Просмотр профиля
    • Ружаны стратегические
    • Email
В науке не бывает ложных путей и ошибочных результатов.

Другое дело, что Королев пошел по пути, дающем возможность использования накопленного опыта ракетостроения в целях космических программ. А на тот момент все же основная цель ставилась другая - создать достаточный ракетно-ядерный потенциал страны. Вот этого у него никак не получалось - слишком громоздской, сложной и технологически длительной (в смысле подготовки к пуску) была "кислородная" основа его ракетного направления.

С другой стороны, для пилотируемых полетов это было гораздо безопаснее.

На счет "натягивания одеяла на себя".

Я бы так не сказал. Чтобы это утверждать нужно как минимум привести цифры капитальных вложений, предназначавшихся исключительно на программу "семерки". Сравнить с аналогичными цифрами для Р-12, Р-14, Р-16 и т.д. Пока таких цифр, к сожалению, нет, но я сильно сомневаюсь, что они будут сопоставимы. Может Королев и имел вес в правительственных кругах но... Еще раз напомню старую поговорку: "Королёв работает на ТАСС, а Янгель - на нас...".

Уже в 60-е годы все это прекрасно понимали. Окончательно это стало ясно с разработкой Р-16. С тех пор на "семерку" ставку в качестве средства доставки ядерного боезаряда уже никто не делал.

Но никто не сможет отнять у Королева заслугу первенства в космическом направлении. И это не смотря на огромную роль носителей того же Янгеля, на базе ракеты Р-12 (а затем и Р-16) которого вначале была построена програам запусков "Космос", да и других конструкторских бюро.
« Последнее редактирование: 22 Апрель 2017, 16:40 от koroliov »

Оффлайн Alex65

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1037
    • Просмотр профиля
В науке не бывает ложных путей и ошибочных результатов.

Для Вас это очень странное заключение. Ложный путь -это преждевременное "стремление к звездам",что касается ошибочных результатов- то их масса ( причем довольно плачевных)как в авиации так и в ракетостроении...и на это не стоит закрывать глаза, создавая при этом из руководителей,в частности Королева С.П. некого священного  идола.

Оффлайн koroliov

  • Участник проекта
  • Сообщений: 440
  • Эгоист хорош тем, что не обсуждает других...
    • Просмотр профиля
    • Ружаны стратегические
    • Email
Значит Вы не поняли это выражение.

Все просто. Ошибка - это тоже результат.
Кому-то следующему уже не придется проходить этот путь...

Т.е. тот же Глушко и Янгель могли проанализировать то, что создавалось в КБ Королева и сделать определенные выводы...

Хотя иной раз путь может быть правильным, а неверной - постановка задачи для достижения заданной цели.
Либо уровень развития науки (технологий, экономики) не может привести к положительному результату, если сегодня идти по этому пути.

Но это к рассматриваемой статье отношения не имеет.
Так... размышлизмы...
« Последнее редактирование: 22 Апрель 2017, 18:25 от koroliov »

Оффлайн Vladimir

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2624
    • Просмотр профиля
    • Email


Королев,как и Туполев -Великолепные (с большой буквы) организаторы и руководители (но не конструкторы в прямом смысле слова),получившие от ЦК и правительства громадные полномочия и ресурсы,но...  и тот и другой имея привилегии в сфере своей деятельности,зачастую  "натянув  одеяло на себя"  шли по ложному пути, допуская  огромные просчеты в своих грандиозных проектах,что оборачивалось для страны Советов громадными материальными потерями...

Глупости! И тот и другой, в первую очередь, КОНСТРУКТОРЫ! ИНЖЕНЕРЫ! В последующем выросшие в великолепных руководителей КБ и производства.
Вы, видимо путаете с нонешними "задорукими" журналистами и юристами "рулящими" всем чем угодно. Разницы для них нет!

Оффлайн Vladimir

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2624
    • Просмотр профиля
    • Email
Значит Вы не поняли это выражение.

Все просто. Ошибка - это тоже результат.
Кому-то следующему уже не придется проходить этот путь...

Т.е. тот же Глушко и Янгель могли проанализировать то, что создавалось в КБ Королева и сделать определенные выводы...

Хотя иной раз путь может быть правильным, а неверной - постановка задачи для достижения заданной цели.
Либо уровень развития науки (технологий, экономики) не может привести к положительному результату, если сегодня идти по этому пути.



Абсолютно правильно.

Оффлайн soroka

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2789
  • В ИГНОРЕ - AlexeyTuzh
    • Просмотр профиля
 ;D господа, припоминаете совет гл. конструкторов?
Так вот воспоминания: - изделие "не летит, совещание у Главного. Он поднимает по очереди всех подряд, отчитываются:- Система управления, Двигателисты, Наземники и т.п....
-  у всех всё О*кей.
Пауза.
 Королёв начинает поднимать по 2му кругу, не выдерживает Глушко:- ... может всё же дело в ТВОЕЙ ракете?
 Это про инженера Королёва, после Греттруппа. Который по воспоминаниям жены, плакал- когда по ТВ, впервые увидел свою "пакетную" схему на королёвской "Семёрке"

Селигер, "Остров Городомля "
http://ostashkov.codis.ru/gorodom.htm

Работавшим на Городомле немецким специалистам поручили также сконструировать более мощную и совершенную ракету, чем Фау-2. В июне 1947 года у директора НИИ-88 состоялось совещание по перспективам городомленского филиала, на котором было принято решение о разработке такой ракеты. Проекту присвоили индекс «Г-1». Руководителем проекта и главным конструктором новой ракеты назначили Гельмута Греттрупа. Созданный для этого отдел формально получил те же права, какими пользовались все другие научно-исследовательские отделы НИИ-88. Советские сотрудники должны были помогать филиалу.

Уже в сентябре того же года немцы вынесли свой проект Г-1 на обсуждение научно-технического совета НИИ-88. Выступивший с докладом на этом совещании немецкий конструктор Греттруп говорил: «Ракета с дальностью 600 км должна быть ступенью для последующего развития ракет дальнего действия, и именно наша конструкция дает возможность для разработки ракет с еще большей дальностью действия. В дальнейшем также целесообразно разрабатывать оба проекта параллельно, но совершенно независимо друг от друга, вплоть до изготовления опытных образцов и проведения пробных пусков». Греттруп высказал уверенность в высоких достоинствах своего проекта, содержавшего принципиально новые идеи и предложения, отметив увеличение дальности вдвое без увеличения размеров ракеты и повышение точности попадания в 10 раз.

Работа над проектом "Г-1" продолжалась несколько лет, в ее ходе был сделан целый каскад новых, революционных предложений. Однако в Подлипках осуществлялся параллельный проект создания подобной ракеты такого же класса - силами только советских специалистов. Руководитель работ над советской ракетой С.П.Королев уже набрал достаточное влияние в советском руководстве и не желал делиться заслугами с немецкими конкурентами. Естественно, что лучшее оборудование и необходимые материалы получали Подлипки, а не Городомля. Кроме того, советская конструкторская группа была полностью осведомлена о проектных решениях немцев, немецких же специалистов в детали советского проекта не посвящали.

Немецкие специалисты понимали это. В начале 1948 г. Греттруп жаловался руководству НИИ-88, что его филиал не может провести нужные для работы эксперименты, т. к. не имеет оборудования необходимого качества (аэродинамических труб, испытательных стендов и т. д.), полигонов, авиатехники. На очередном заседании научно-технического совета в декабре 1948 г. было зафиксировано, что ракета по проекту Г-1 в эскизном проекте получила дополнительные преимущества, по сравнению с качествами, доложенными около года назад. Дальность была уже не 600, а 810 километров. Точность попадания составляла около 3 км. В проекте был использован целый ряд новшеств - дюралюминиевый корпус, несущие баки. В результате сухой вес ракеты снизился до 1.87 тонны (Фау-2 весила 3.17 тонны), а дальность по сравнению с Фау-2 увеличилась почти втрое. Однако этот проект остался на бумаге и реализован не был. Одной из причин этого была, вероятно, техническая отсталость Советского Союза: технологии в послевоенном СССР находились на уровне германских технологий 30-х годов. Поэтому из двух конкурирующих проектов - советского Р-2 и немецкого Г-1 - был выбран советский, несмотря на то, что немецкий проект был признан лучшим во многих отношениях. Впрочем, ряд идей, заложенных в проект Г-1, был впоследствии использован в советских разработках: несущие баки, переднее расположение бака с окислителем, управляемое по радио выключение двигателей.

Следующей разработкой немецких специалистов стал проект Г-2 - мощная ракета, способная доставлять боеголовку весом в тонну на расстояние свыше 2500 км. В поисках оптимального технического решения группа Греттрупа рассмотрела около десятка вариантов компоновки ракеты. При этом был выдвинут целый каскад новых идей - продольное и поперечное деление ракеты на ступени, поворотные двигатели, сброс части двигателей в процессе разгона. В итоге конструкторы остановились на ракете конической формы. Государственная комиссия рассмотрела два проекта - Г-2 и конкурирующий проект Королева Р-2. Немецкий проект был признан лучшим, однако из-за технологических сложностей в итоге предпочтение было отдано королевскому проекту Р-2, который представлял из себя некоторую модификацию все той же Фау-2.

Впоследствии немецким специалистам поручили разработку еще более мощной ракеты - опять-таки параллельно с аналогичным советским проектом. Этот проект носил название "Г-4" и состоял в разработке ракеты-носителя с дальностью 3000 км и боевой нагрузкой в 3 тонны. Работа над проектом началась 4 апреля 1949 года. Целью разработки было создание ракеты, способной доставить атомную бомбу весом в 3 тонны в любую точку Западной Европы.

1 октября 1949 года Научно-технический совет НИИ-88, в том числе Гонор, Победоносцев и Королев, посетили Городомлю. Немцы доложили о результатах советским коллегам, которые увезли с собой их материалы. В ноябре того же года немецких конструкторов попросили внести в проект ряд изменений, которые были выполнены к февралю 1950 года. Тем временем 7 декабря 1949 года в НИИ-88 рассмотрели два проекта - Г-4 и Р-3 конструкции Королева - и немецкий проект был признан лучшим из двух. Однако проект Г-4 также не был реализован.

По некоторым данным, последней разработкой группы Греттрупа стал проект "Г-5" - еще более мощная ракета. Для повышения ее грузоподъемности немецкие конструкторы расположили вокруг центрального блока четыре боковых, в качестве которых они предложили несколько измененную ракету, разработанную в проекте "Г-4". Этот проект не был доведен ими до завершения. 
К этому времени в верхах уже созрело решение об отказе от немецкого коллектива. В результате филиал №1 в октябре 1950 г. прекратил свою деятельность. Советское правительство приняло решение об отправке немецких специалистов в ГДР. Она проходила в несколько этапов. В декабре 1951 г. была отправлена первая очередь, в июне 1952 г. вторая и в ноябре 1953 г. последняя. Греттруп с семьей покинул остров с последним эшелоном. Вскоре он перебрался из Восточной Германии в Западную.

Многие специалисты, вернувшись в ГДР, вскоре также сменили место проживания на ФРГ, где не считали нужным скрывать факт и характер своей работы в СССР. Поэтому на Западе о происходившем на Городомле известно давно........


Ссылки

[u:5831a50a99]German rocket legacy[/u:5831a50a99] - описание начального этапа освоения советскими специалистами немецкой ракетной техники, проходившего в Польше и Германии (англ.).

[u:5831a50a99]Project R-3[/u:5831a50a99] - информация о параллельных проектах создания мощной ракеты-носителя - советской Р-3 и немецкой Г-4 (англ.).

[u:5831a50a99]Encyclopedia Astronautica[/u:5831a50a99] - на этом сайте среди массы другой информации можно найти характеристики многих ракетных систем, в частности, Фау-2 и Р-1, а также описания проектов работавшей на Городомле группы немецких специалистов под началом Г.Греттрупа: Г-1, Г-2, Г-4, Г-5 (англ.). В данной статье использован ряд сведений и иллюстраций с этого сайта, в основном из статьи "Первые русские баллистические ракеты" - в этой статье наглядно показано, сколь велика была роль немецких разработок в создании советской ракетной техники.

С историей начального этапа создания советского ракетного оружия можно ознакомиться в книге: А.С.Орлов, "«Чудо-оружие» - обманутые надежды фюрера". Смоленск, "Русич", 1999, а также в недавно изданных мемуарах Б.Е.Чертока "Ракеты и люди".
« Последнее редактирование: 22 Апрель 2017, 19:17 от soroka »
"Этот будет рыть землю, - подумал Мюллер, - ишь, как головой бодается, словно конь. Этому наши игры еще нравятся, он еще пока в них купается. Этот нагородит черт-те чего. И хорошо.