Автор Тема: "ТАЙНЫ РАКЕТНО-ЯДЕРНОГО ЩИТА : ЧП в РВСН СССР и не только..."  (Прочитано 1942 раз)

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2838
  • "Сказка - ложь, да в ней намёк ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
..Впрочем,потери ядерных боеприпасов у СССР были в основном в ходе катастроф подводных лодок. Например вместе с К-129 были потеряны все ядерные БЧ стоявшие на ее БРПЛ. Возможно данные БЧ попали в руки американцев в ходе "проекта Дженифер".Причина гибели этой ДПЛ с БРСД ВМФ СССР до сих не выяснена ( http://www.sovsekretno.ru/articles/id/341/ ).Вместе с АПЛ К-278 "Комсомолец" (  проект «685» "Плавник" ) была потеряна торпеда с ЯБЧ ( http://www.aif.ru/society/history/konec_komsomolca_kak_pogibla_luchshaya_sovetskaya_podlodka ).На АПЛ К-219 - боеголовки 16-ти БРПЛ...
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2838
  • "Сказка - ложь, да в ней намёк ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
- "..3 октября 1986 года на советской подводной лодке К-219 произошел взрыв ракеты. Гибель субмарины после трех дней борьбы до сих пор вызывает немало споров и предположений..." - см. в "7 тайн гибели подлодки К-219" на : http://russian7.ru/post/7-tajn-gibeli-podlodki-k-219/
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2838
  • "Сказка - ложь, да в ней намёк ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
..Особняком стоят ЧП с ядерными боеприпасами на складах,производствах и лабораториях по их созданию.И такие случаи были...Например,инцидент на промышленном спецобъекте в Трехгорном.Хотя,во-первых, ядерного боезаряда уже не существовало как боевой единицы, работы велись с оставшимся после его разборки узлом из делящихся материалов, а во-вторых "отличилась" промышленность, а не военные.При разборке узла на шар из делящегося материала уронили полусферу - отражатель нейтронов. Получили СЦР. Причем благодаря уникальному сочетанию получившейся геометрии и теплового расширения материалов вместо "хлопка" получили стабильно действующий саморегулирующийся ядерный реактор. Несколько человек получили тяжелые дозы облучения. Часть из них - смертельные. Потом потеряли несколько роботов, которыми пытались снять сферу-отражатель с шара: в мощнейшем потоке нейтронов у них выходила из строя электроника. В конце концов отличилась одна российская "контора", чей робот смог выполнить задачу не "подохнув" от радиации.Вопрос,что отводило из этого "узла" тепло с необходимой интенсивностью?Скорее всего,это было излучение,т.к. по описаниям "сборка" была раскалена докрасна.И хотя,известно,что излучение, достаточно эффективно отводящее тепло при СЦР, называется "вспышкой ядерного взрыва",но в данном случае ядерный узел не был обжат, так что возможно утечка нейтронов была слишком сильной и поток нейтронов СЦР стабилизировался на невысоком уровне.Возможно,что имел место импульсный режим реакции.Тем не менее,даже физики-теоретики пришли в полное замешательство от того, что получилось с этой "сборкой", и долго ломали голову над тем, как такое оказалось возможным. Но факт остался фактом: именно стабильную СЦР на относительно невысоком среднем уровне мощности с естественным охлаждением и получили, причем совершенно случайно. Вероятность,как говорится,"стремится к нулю",но тем не менее именно она и выпала,т.к. "нулю была не равна"...Р.S.Впрочем,я не знаю байка это или нет.И я не физик-атомщик...
« Последнее редактирование: 04 Январь 2017, 20:09 от Ринат Гимадеев »
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2838
  • "Сказка - ложь, да в ней намёк ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
ХРОНИКА КАТАСТРОФ
Инциденты с ядерным оружием и его носителями в СССР и России
       
       13.10.60 г.
       Авария ядерного реактора на борту советской атомной подводной лодки К-8. Облучились 13 членов экипажа.
       
       04.07.61 г.
       Авария реактора на АПЛ К-19 во время выполнения боевой задачи в Северной Атлантике.
       
       12.02.65 г.
       При перегрузке активной зоны реактора АПЛ К-11 (командир — капитан II ранга Ю.Калашников) у причала МП «Звездочка» в Северодвинске из-за халатности персонала произошел несанкционированный пуск реактора (выход на мощность), сопровождавшийся парогазовым выбросом и пожаром. Радиоактивному загрязнению подверглись территория завода, причалы и акватория порта.
       
       10.09.65 г.
       Пожар на борту советской атомной подводной лодки К-27.
       
       08.09.67 г.
       Пожар в 1-м и 2-м отсеках на советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол» (капитан II ранга Ю.Степанов), несущей боевую службу в Норвежском море. Погибли 39 человек. Вырезанный реакторный отсек затоплен у Новой Земли.
       
       1968 г.
       Столкновение советской атомной подводной лодки К-131 (Эхо-1, по натовской классификации) Северного флота с неустановленной подводной лодкой США.
       
       08.03 68 г.
       Советская подводная лодка К-129 с ядерным оружием на борту затонула в Тихом океане. Погибли 97 человек
       
       24.05.68 г.
       Авария реактора на атомной подводной лодке К-27 Северного флота. Резко обострилась радиационная ситуация в энергетическом и смежных отсеках. Пока своим ходом возвращались в базу, многие члены экипажа серьезно облучились. От полученных доз пятеро подводников скончались в госпитале.
       В 1981 году отбуксировали к Новой Земле и затопили в заливе Степового. Целиком. Вместе с невыгруженным ядерным топливом.
       
       23.08.68 г.
        На АПЛ К-140 Северного флота (капитан II А.Матвеев) произошел неконтролируемый пуск реактора.
       
       14.10.69 г.
       Радиационный выброс при подземном испытании на Новой Земле (штольня А-9, мощность до 1,5 мегатонн). Примерно через час после взрыва произошел прорыв парогазовой смеси по тектонической трещине. На технологической площадке мощность дозы достигала нескольких сотен рентген в час. На третьи сутки начался медленный перенос радиоактивных продуктов с территории полигона на север и северо-запад — в сторону Баренцева моря. Присутствие в атмосфере газообразных продуктов взрыва фиксировалось приборами на расстоянии 500 километров от эпицентра. Население прилегающих территорий о «нештатной» радиационной ситуации на полигоне и вокруг него информированы не были.
       
       15.11.69 г.
       В Баренцевом море на глубине около 60 метров АПЛ К-19 (Гольф, по натовской классификации, командир — капитан II ранга В.Шабанов) Северного флота столкнулась с подводной лодкой Гато ВМС США. К-19 своим ходом вернулась в базу.
       
       1970 г.
       Судостроительный завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Несанкционированный пуск реактора на строящейся подводной лодке сопровождался радиоактивным выбросом и пожаром.
       
       1970 г.
       Атомная подводная лодка Северного флота К-69 (Виктор-1, по натовской классификации) столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.
       
       12.04.70 г.
       Советская атомная подводная лодка К-8 затонула в Бискайском заливе, погибли 52 члена экипажа.
       
       06.70 г.
       У берегов Камчатки, в полигоне боевой подготовки Тихоокеанского флота, столкнулись советская атомная подводная лодка
       К-108 (Эхо-1 по натовской классификации) и АПЛ Тотог ВМС США.
       
       14.10.70 г.
       Подземный ядерный взрыв мегатонного класса на Новой Земле (штольня А-6) с ранним (через 10—15 минут) просачиванием радиоактивных газов. Продукты взрыва были вынесены за пределы полигона. В течение первых суток распространялись главным образом в южном направлении, затем — в юго-западном, над островом Междушарским, восточнее Колгуева и севернее Нарьян-Мара. В этот момент на высоте от 700 до 1800 метров мощность дозы в центре радиоактивной струи достигала 0,3 микрорентгена в час.
       
       24.02.72 г.
       Пожар на атомной подводной лодке К-19 (капитан II ранга В. Кулибаба) — в восьмом и девятом отсеках. Погибли 28 человек.
       
       14.06.73 г.
       Столкновение советской атомной подводной лодки К-56, следовавшей в надводном положении, с исследовательским судном «Академик Берг» (Тихий океан). Погибли 27 членов экипажа
       
       26.07.73 г.
       На Плесецком полигоне при подготовке к сливу компонентов топлива ракеты-носителя «Космос-3М» (после отмены несостоявшегося старта) произошел взрыв и пожар. Девять человек погибли, еще десять были госпитализированы с отравлением парами ракетного топлива.
       
       1974 г.
       В полигоне боевой подготовки Тихоокеанского флота у берегов Камчатки столкнулись советская атомная подводная лодка К-408 (Янки, по натовской классификации) и АПЛ Пинтадо ВМС США.
       
       28.06.75 г.
       Авария на борту атомной подводной лодки К-477.
       
       21.10.75 г.
       В результате подземного ядерного взрыва на Новой Земле (штольня А-12, мощность до 1,5 мегатонн) отмечен выход в атмосферу радиоактивных газов. Преимущественное распространение — в южном направлении: на вторые сутки после взрыва — остров Вайгач, далее — юго-западнее Амдермы. На четвертые сутки радиоактивная струя была обнаружена на высоте от 700 до 1500 метров в предгорьях Уральского хребта, южнее Печоры. О результатах взрыва и движении радиоактивных масс население не оповещалось.
       
       28.08.76 г.
       Столкновение советской атомной подводной лодки (Эхо-II по натовской классификации) и американского фрегата в Средиземном море.
       
       08.09.77 г.
       При проведении регламентных работ на ракетном комплексе атомной подводной лодки К-417 Тихоокеанского флота из-за ошибки оператора создалось критическое давление в одной из пусковых установок. Из разрушенного корпуса межконтинентальной баллистической ракеты Р-29 началась утечка компонентов топлива, а ядерная боеголовка (мегатонного класса) поднявшимся давлением была оторвана и выброшена в море у берегов Камчатки.
       
       09.10.77 г.
       Подземный ядерный взрыв мощностью до 20 килотонн на Новой Земле в штольне А-7П. Взрыв производился в так называемой «штольне повторного использования» (первый заряд мощностью до 1,5 мегатонн был взорван в штольне А-7 за восемь лет до этого — 14 октября 1969 года). При повторном испытании радиоактивные продукты вырвались по горной выработке и распространились над проливом Маточкин Шар, акваторией Карского моря и далее, двигаясь в юго-восточной направлении, достигли широты Салехарда.
       
       28.07.78 г.
       Авария реактора советской атомной подводной лодки К-171 (Тихий океан), погибли 3 члена экипажа.
       
       02.09.78 г.
       Пожар на борту советской атомной подводной лодки К-451 (Тихий океан).
       
       28.12.78 г.
       Авария реактора на советской атомной подводной лодке К-171 (Тихий океан). Погибли 3 человека.
       
       18.03.80 г.
       На четвертой пусковой установке полигона Плесецк при подготовке к пуску ракеты-носителя «Метеор» в результате взрыва и пожара погибли 48 человек и несколько человек получили ранения. По заключению комиссии, причинами этой и предшествующей (26.07.73 г.) катастроф стали неграмотные действия боевых расчетов.
       
       21.08.80 г.
       Авария на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота (Эхо-I по натовской классификации). По неуточненным данным, как минимум 9 человек погибли.
       
       30.11.80 г.
       Неконтролируемый пуск реактора на подводной лодке Северного флота К-162 (капитан I ранга Лещинский), находившейся у причала в Северодвинске (Северный флот).
       
       1981 г.
       Атомная подводная лодка Северного флота К-211 (Дельта-3, по натовской классификаци) столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.
       
       1981 г.
       В заливе Петра Великого, на подходе к Владивостоку, столкнулись атомная подводная лодка К-324 (Виктор-3, по натовской классификации) Тихоокеанского флота и американская АПЛ класса «Лос-Анджелес».
       
       1983 г.
       Атомная подводная лодка Северного флота К-449 (Дельта-3, по натовской классификации) столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.
       
       26.01.83 г.
       Ракета-носитель, стартовавшая с полигона Плесецк, упала на середину реки Северная Двина в районе поселка Брин-Наволок Холмогорского района. При соприкосновении со льдом произошел взрыв. Ракета с остатками несгоревшего топлива затонула. Большая площадь была загрязнена компонентами ракетного топлива.
       
       25.06.83 г.
       Советская атомная подводная лодка К-429 затонула около побережья Камчатки. Погибли 16 членов экипажа.
       
       31.10.83 г.
       Столкновение советской атомной подводной лодки (Виктор-III, по натовской классификации) и американского военного судна (Атлантика).
       
       21.03.84 г.
       Советская атомная подводная лодка столкнулась с американским авианосцем Kitty Hawk.
       
       13.05.84 г.
       Взрыв и пожар на базе атомных подводных лодок в Североморске (СССР).
       
       18.06.84 г.
       Пожар на подводной лодке К-131 (капитан II ранга Е.Н.Селиванов), находившейся в Баренцевом море. Погибли 14 человек. Своим ходом вернулась в базу.
       
       19.09.84 г.
       Столкновение советской атомной подводной лодки и советского танкера в Гибралтарском проливе.
       
       25.10.84 г.
       Подземный ядерный взрыв (от 20 до 150 килотонн) в штольне А-26 на Новой Земле. В первые же минуты после взрыва отмечен выход радиоактивных газов — одновременно в эпицентральной зоне и на устье штольни. Мощность дозы на технологической площадке достигала 500 рентген в час. Через несколько часов продукты взрыва распространились за пределы полигона на акваторию Карского моря и вскоре достигли Сургута.
       
       10.08.85 г.
       Тепловой взрыв реактора и выброс радиоактивных продуктов при перегрузке топлива на атомной подводной лодке К-431, находившейся у причала технической базы ВМФ в бухте Чажма (военный городок Шкотово-22 вблизи Владивостока). Судьба аварийной подводной лодки до сих пор не решена. Ядерное топливо из нее не выгружено.
       
       1986 г.
       Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) Северного флота ТК-12 (тип «Тайфун») столкнулся с АПЛ Сплендид ВМС Великобритании.
       
       06.08.86 г.
       Советская атомная субмарина К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула около Бермудских островов вследствие взрыва в ракетной шахте. 4 члена экипажа погибли.
       
       02.08.87 г.
       Во время очередного подземного испытания на Северном полигоне «аварийно сработала» штольня А-37А. Примерно через 1,5 минуты случился непредвиденный специалистами прорыв парогазовой смеси по трещине естественного разлома подтаявшего ледника на склоне горы по оси штольни. В атмосферу, помимо радиоактивных инертных газов, вышли радионуклиды бария, йода, цезия, стронция, сурьмы, теллура и др. В течение шести суток радиоактивные продукты находились в зоне технологической площадки, обусловив в контрольных точках мощность дозы свыше 500 рентген в час.
       
       28.10.87 г.
       Советская подводная лодка (Танго, по натовской классификации) ударилась о грунт в Балтийском море.
       
       07.04.89 г.
       Советская атомная подводная лодка «Комсомолец» с двумя торпедами в ядерном снаряжении затонула в Норвежском море. Погибли 42 члена экипажа.
       
       26.06.89 г.
       Пожар и повреждение реактора на советской атомной подводной лодке (Эхо-II, по натовской классификации)
       
       19.03.90 г.
       Авария на борту советской атомной подводной лодки класса «Тайфун» (Арктика).
       
       Осень 1990 г.
       Неудачный пуск баллистической ракеты с атомной подводной лодки в полигоне боевой подготовки в Белом море.
       
       29.05.92 г.
       Взрыв на борту советской атомной подводной лодки Северного флота.
       
       11.02.92 г.
       В 20 часов 16 минут в Баренцевом море на глубине около 20 метров многоцелевая атомная подводная лодка К-276 (Сиерра-2, по натовской классификации, командир — капитан II ранга И.Локоть) Северного флота столкнулась при всплытии с атомной подводной лодкой ВМС США «Батон Руж» класса «Лос-Анджелес». Обе субмарины имели на вооружении ракеты, торпеды и мины в ядерном снаряжении. У «Батон Руж» — один, у советской АПЛ «Сьерра» (по натовской классификации) — два ядерных реактора.
       
       29.01.93 г.
       В одном из цехов ПО «Север» (г. Северодвинск) на атомной подводной лодке (заказ № 662), находившейся в ремонте, вспыхнул пожар.
       
       20.03.93 г.
       Около 9 часов утра в нейтральных водах Баренцева моря атомная подводная лодка «Борисоглебск» (Дельта-4, по натовской классификации) Северного флота столкнулась с атомной субмариной США Greyling. Обе находились в подводном положении.
       
       19.11.97 г.
       Взрыв и падение на начальном отрезке полета новой баллистической ракеты морского базирования при испытательном запуске с полигона Ненокса в Архангельской области.
       
       12.08.2000 г.
       Катастрофа российской атомной подводной лодки «Курск» в Баренцевом море. Погибли 118 членов экипажа.
       
       "Новая газета"
       25.06.2001 - http://2001.novayagazeta.ru/nomer/2001/43n/n43n-s43.shtml
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2838
  • "Сказка - ложь, да в ней намёк ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
"5 случаев, когда США случайно чуть не взорвали себя атомным оружием" - http://alternathistory.com/5-sluchaev-kogda-ssha-sluchaino-chut-ne-vzorvali-sebya-atomnym-oruzhiem
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2838
  • "Сказка - ложь, да в ней намёк ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
- ЧП были и в лабораториях,где готовились новые ЯБЧ : "..Авария произошла 17 июня 1997 г. в 10:40 во время ручной сборки РС в виде шара из высокообогащенного урана с медным отражателем, параметры которой предполагалось изучить. Сборка производилась в одиночку без оформления соответствующих документов (что являлось грубым нарушением инструкций). Работу выполнял опытный экспериментатор, который был уверен, что собирает уже проверенную ранее (в 1972 г.) РС. Размеры составных частей РС он взял из журнала измерений 1972 г., но допустил ошибку: для отражателя вместо размера Dвнутр/Dвнеш= 167/205 мм он записал размер 167/265 мм. Используя ошибочные данные, экспериментатор собрал на столе стенда (рис. 3 нижнюю часть РС (нижний отражатель полностью, урановый шар полностью, в центре сборки — источник нейтронов мощностью ~105 нейтрон/с) и при попытке установить первую верхнюю медную оболочку уронил ее на сборку. Это привело к СЦР, в результате чего произошел сброс стола в нижнее положение и сработала аварийная сигнализация.
Увидев вспышку, экспериментатор немедленно покинул зал, закрыл защитную дверь и сообщил о факте аварии находившимся в пультовой инженеру и дежурному дозиметристу, а затем по телефону — начальнику лаборатории, а также продиктовал прибывшему в пультовую начальнику установки состав РС, который был зафиксирован в журнале измерений.
РС после импульса делений вышла на стационарную мощность.
Измерения плотности потока нейтронов от аварийной сборки (19.06.97) и проведенные компьютерные расчеты* позволили восстановить параметры аварийной вспышки (рис. 4). Асимптотическая мощность сборки была получена равной 480 Вт, она соответствует инциденту, в котором величина введенной на начальном этапе избыточной реактивности равна 7,45×10-3, то есть 1,065 вэф. В сборке после кратковременного всплеска мощности на мгновенных нейтронах с энерговыделением -0,12 МДж (4×1015 делений) произошел импульс делений на запаздывающих нейтронах длительностью 3—5 мин с энерговыделением 5,7 МДж (2×1017 делений). За этим импульсом последовали быстро затухающие осцилляции мощности с периодом 40 мин. Через несколько часов мощность сборки и температура активной зоны и отражателя вышли на асимптотические равновесные уровни. Максимальная температура урана достигала, по оценкам, 865 °С..." - ВНИИЭФ, г. Саров (Арзамас-16), 17 июня 1997 г.
Стенд для исследования характеристик простых критических сборок (ФКБН-2М), активная зона (центральная часть сборки) из урана-235 (90%) с медным отражателем, сборка вручную; один человек погиб. Стенд ФКБН-2М предназначен для изучения ядерно-физических характеристик простых критических сборок. Стенд расположен в экспериментальном зале размером 12×10×8 м в отдельном здании реакторной площадки, удаленной от жилой зоны на ~7 км. Схема расположения экспериментального оборудования приведена на рисунке 1. Схема стенда приведена на рисунке 2Исследуемые сборки (размножающие системы (РС)) разделяются на 2 части.См. дальше на rb.mchs.gov.ru
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2838
  • "Сказка - ложь, да в ней намёк ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
- "Обзор ядерных аварий с возникновением СЦР (LA-13638) (fb2)" -
I. Промышленные аварии
  А. Описание аварий
    1. ПО «Маяк», г. Озерск, 15 марта 1953 г
    2. ПО «Маяк», г. Озерск, 21 апреля 1957 г
    3. ПО «Маяк», г. Озерск, 2 января 1958 г
    4. Радиохимический завод Y-12, Окридж, 16 июня 1958 г. 7,8,9,10
    5. Лос-Аламосская национальная лаборатория, 30 декабря 1958 г. 11, 12
    6. Радиохимический завод, шт. Айдахо, 16 октября 1959 г. 13
    7. ПО «Маяк», г. Озерск, 5 декабря 1960 г
    8. Радиохимический завод, шт. Айдахо, 25 января 1961 г. 14, 15, 16, 17
    9. Сибирский химический комбинат (СХК), Завод разделения изотопов, г. Северск, 14 июля 1961 г
    10. Завод в Ханфорде, шт. Вашингтон, 7 апреля 1962 г. 18 19 20 21 22
    11. ПО «Маяк», г. Озерск, 7 сентября 1962 г
    12. Сибирский химический комбинат, г. Северск, Химико-металлургический завод, 30 января 1963 г
    13. Сибирский химический комбинат, г. Северск, 2 декабря 1963 г
    14. Завод по химпереработке топлива компании «Юнайтед Нюклеар Фьюелз», шт. Род-Айленд, 24 июля 1964 г. 23 24
    15. Машиностроительный завод, г. Электросталь, 3 ноября 1965 г
    16. ПО «Маяк», г. Озерск, 16 декабря 1965 г
    17. ПО «Маяк», г. Озерск, 10 декабря 1968 г
    18. Завод в Виндскэйле, Великобритания, 24 августа 1970 г. 25 26 27
    19. Радиохимический завод, шт. Айдахо, 17 октября 1978 г. 28 29 30
    20. Сибирский химический комбинат, г. Северск, 13 декабря 1978 г
    21. Новосибирский завод химических концентратов, 15 мая 1997 г
    22. Завод по изготовлению топлива компании JCO, г. Токай-мура, 30 сентября 1999 г. 31, 32, 33... - http://lib.rus.ec/b/369406/ и http://www.litmir.me/br/?b=415436
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2838
  • "Сказка - ложь, да в ней намёк ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
- "Ядерные дела: выставка к 70-летию атомной отрасли страны ( СССР/РФ )" - https://missiles2go.ru/2015/09/24/yadernye-dela-vystavka-70/
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2838
  • "Сказка - ложь, да в ней намёк ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
"Космические Силы СССР",а теперь ВКС РФ  - ретроспектива и нынешнее состояние.ЧП и анализ : - "..Ракета семейства «Протон» 16 мая в 08:47 в 404-й раз за свою историю стартовала с космодрома Байконур. Неудачно: на 497-й секунде полета на высоте 161 километр произошла нештатная ситуация, и третья ступень носителя вместе с головной частью (разгонным блоком «Бриз-М» и мексиканским телекоммуникационным спутником MexSat-1), если верить данным Роскосмоса, практически полностью сгорели в атмосфере. Еще раньше, 28 апреля, ракета «Союз-2.1а» не смогла вывести на расчетную орбиту грузовой транспортный корабль «Прогресс М-27М». Всего в период 2011-2015 года при 36 пусках «Протонов» они и разгонные блоки шесть раз не выполнили свою задачу (включая запуск спутника «Экспресс АМ6», произведенный 21 октября 2014 года).А.ПЛОХАЯ СТАТИСТИКА :
16 июля 1965 года двухступенчатая ракета «УР-500» с космодрома Байконур впервые вывела на орбиту научную космическую станцию «Протон-1» массой 12,2 тонны, оснащенную гамма-телескопом и предназначенную для исследования частиц сверхвысоких энергий. После этого «УР-500» еще три раза выводила в космос такие аппараты. Четвертый и последний раз — 6 июля 1968 года. Третий пуск «УР-500» был неудачным: на второй ступени носителя произошла авария. Учитывая время и количество пусков, такую статистику для УР-500 можно считать удачной.Дальнейшее развитие ракеты «Протон» получили в рамках советской (в том числе и планируемой пилотируемой) лунной программы. В отличие от «УР-500», у ракеты «Протон К» («УР-500К») появились еще две ступени. В качестве четвертой ступени использовался разгонный блок, призванный довыводить аппарат на расчетную орбиту.
С тех пор статистика пусков для «Протонов» стала различать нештатные ситуации, связанные с ракетой, и неполадки, связанные с разгонным блоком (в дальнейшем их не разделяем). Впервые ракета-носитель «УР-500К» стартовала 10 марта 1967 и вывела на высокоэллиптическую околоземную орбиту аппарат «Космос-146». Несмотря на то, что из-за неполадок в системе управления разгонным блоком «Д» во время второго его включения прототип лунного корабля «Союз 7К-Л1П» не вышел на расчетную орбиту и на вторые сутки сгорел в плотных слоях атмосферы, пуск нового носителя в целом был признан успешным.Во время второго пуска ракеты «Протон-К», состоявшегося 8 апреля 1967, из-за человеческого фактора не запустился разгонный блок «Д», и аппарат «Космос-154» остался на околоземной орбите, не сумев облететь Луну. Всего в период до 8 августа 1970 года был произведен 21 пуск «Протона», из которых 14 раз возникали нештатные ситуации (11 раз — неполадки с ракетой и три раза — с разгонным блоком).
Последний запуск ракеты-носителя «Протон-К» состоялся 30 марта 2012 года, а всего было произведено 310 пусков этой ракеты-носителя. Ракета вывела все тяжелые орбитальные модули и станции «Салют», «Алмаз», «Мир», первые российские модули Международной космической станции (МКС) «Заря» и «Звезда», а с 8 апреля 1996 года началась коммерческая эксплуатация «Протонов» компанией International Launch Services (ILS) — контрольный пакет которой в настоящее время принадлежит производителю ракет (Центру Хруничева) — для запуска иностранных космических аппаратов. Из всех пусков ракеты «Протон-К» были полностью успешными 277 (89 процентов), а если не учитывать неполадок с разгонными блоками, то 91 процент пусков «Протон К» можно считать успешными.Впервые ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» стартовала 7 апреля 2001 года и вывела на орбиту геостационарный спутник «Экран-М». В отличие от «Протон-К» в новой ракете используется улучшенная система управления. Это позволило оптимизировать выработку ракетой топлива — ядовитого для человека и окружающей среды гептила — и, как следствие, улучшить ее экологические показатели и увеличить массу выводимой на орбиту полезной нагрузки. С тех пор «Протон-М» стартовал 90 раз, из которых только 80 пусков были полностью успешными. Половина нештатных ситуаций при этом связана с разгонными блоками. Это очень плохая статистика для ракет с почти 50-летней историей, особенно если учесть, что в 2011-2015 годах не было ни одного года без ее аварийного пуска...Б.ХОРОШАЯ СТАТИСТИКА :
..Однако пока не все так плохо у российской аэрокосмической отрасли. Ракеты семейства «Р-7», на представителе которого (носителе «Восток») Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года впервые полетел в космос, за всю свою историю совершили 1837 пусков. Это делает их абсолютными лидерами в количестве стартов. Статистика пусков этих ракет легкого и среднего классов, происходивших с 15 апреля 1957 года по 28 апреля 2015 года (когда «Прогресс М-27М» был выведен на короткоживущую орбиту), доступна на сайте производителя — самарского Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс».Несмотря на то что «Протоны» и «Союзы» относятся к различным классам, а также то, что в целом производство и организация запуска тяжелых ракет намного сложнее, чем легких и средних, сравнение статистики пусков ракет, производимых РКЦ «Прогресс», со статистикой носителей от Центра Хруничева показывает, что первые выигрывают не только у «Протонов», но и у американских и европейских носителей. Так, из 784 стартов ракет «Союз-У», запущенных с 18 мая 1973 года и до сих пор, только 21 (менее 2,7 процента) были аварийными, а у «Союз-ФГ» и «Союз-У2» все пуски (51 и 70, соответственно) были штатными. Эти цифры говорят о многом. Как минимум — о культуре производства, которая, вероятно, имеет место на производстве в Самаре.Произведенный 28 апреля 2015 года старт «Прогресса М-27М» осуществлен на ракете «Союз-2.1а» только во второй раз. Ранее грузовики серии «Прогресс» (и пилотируемые корабли «Союз») запускали на ракетах «Союз-У». Последние Роскосмос вместе с рядом других носителей снял с производства, поскольку их, как ожидается, заменят ракеты «Союз-2» и «Ангара».В.АЛЬТАРНАТИВА РН "АНГАРА" : РКЦ «Прогресс» в 1980-х годах собирал сверхтяжелую ракету «Энергия», которую спроектировала одноименная корпорация (выпускающая сейчас пилотируемые корабли «Союз» и грузовики «Прогресс») при активном использовании наработок, использованных в том числе и в создании ракеты «Зенит» производства погибающего днепропетровского «Южмаша» (генеральным директором которого в 1986-1992 годах был будущий президент Украины Леонид Кучма), от которой Роскосмос тоже отказался. Ракетные блоки этих ракет изначально создавались как максимально унифицированные (по размерам топливных баков, конструкционным материалам, двигателю и агрегатам автоматики).Носитель «Энергия» был способен выводить на низкие орбиты до 100 тонн груза, на геостационарную орбиту — до 20 тонн, а на траекторию полета к Луне — до 32 тонн. Первый испытательный полет ракеты состоялся 15 мая 1987 года. Второй и последний старт с многоразовым кораблем «Буран», совершившим успешный полет в беспилотном режиме, произошел 15 ноября 1988 года. Проект, в котором участвовали более тысячи предприятий бывшего СССР, свернули в 1992 году. К этому времени был собран второй «Буран» и почти завершено создание третьего.Однако после того как 6 января 1995 года тогдашний президент России Борис Ельцин подписал указ о начале работ над новой ракетой-носителем «Ангара», никакой речи о возобновлении программы «Энергия-Буран» уже идти не могло. Между тем даже в самых тяжелых версиях «Ангара» не дотягивает до возможностей ракеты «Энергия»...
Sapienti sat.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2838
  • "Сказка - ложь, да в ней намёк ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
- Продолжение и сравнение - "..США и Европа :
Иностранными аналогами российских «Протон-М» являются американские Atlas V и Delta IV Heavy, а также европейская Ariane 5. Американские ракеты, подобно российской, являются продолжением соответствующих семейств, а их производством в настоящее время занимается компания United Launch Alliance — совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin.
Эти ракеты запускаются реже, чем российский «Протон», однако разовая стоимость пуска значительно (примерно 400 миллионов долларов — до четырех раз, как в случае Delta IV Heavy) выше. Американские носители экологичнее «Протонов» и позволяют выводить на орбиту более тяжелые нагрузки. Последнее обусловлено в том числе выгодным приэкваториальным расположением стартовых площадок — космодрома на мысе Канаверал и базы Военно-воздушных сил США Вандерберг в Калифорнии — по сравнению с российскими Плесецком и Байконуром.Всего ракеты семейства Delta (исключая носители 9000-й серии — ракеты Delta IV) начиная с 13 мая 1960 года и до 31 января 2015 года стартовали 342 раза. Из них только 16 пусков были нештатными (менее 4,7 процента).
В период с 20 ноября 2002 года по 25 марта 2015 года Delta IV (в пяти различных конфигурациях) запускалась 29 раз, из которых только четвертый пуск ракеты (и первый в ее тяжелой версии Delta IV Heavy), состоявшийся 21 декабря 2004 года, был неудачным. Ракета с наибольшей полезной нагрузкой в мире стартовала в общей сложности восемь раз. В частности, на этой ракете 5 декабря 2014 года был запущен в космос корабль Orion.Немного другая ситуация со статистикой у ракет семейства Atlas. С 11 июня 1957 года ракеты этого семейства (не считая пусков Atlas V) запускались 582 раза, из которых неполадки наблюдались в 108 случаях (более 18,5 процентах). Однако здесь стоит отметить, что 94 нештатные ситуации произошли в конце 1950-х и в 1960-х годах, когда ракеты Atlas запускались 381 раз. Последний раз авария с Atlas I произошла 25 марта 1993 года. С тех пор все 75 пусков этих носителей, включая состоявшийся последним (не считая старты Atlas V) 3 февраля 2005 года пуск ракеты Atlas-3B-SEC, были удачными.
Тяжелая ракета Atlas V впервые стартовала 21 августа 2002. С тех пор и до 13 марта 2015 года она 53 раза выводила космические аппараты на орбиту. Неудачно — всего один раз (15 июня 2007 года). Именно ракеты Atlas V (а также Atlas III) используют агрегаты РД-180 производства «НПО Энергомаш». С их помощью НАСА запустили автоматические межпланетные станции New Horizons (19 января 2006 года — к Плутону), Juno (5 августа 2011 года — к Юпитеру) и 26 ноября 2011 года — марсоход Curiosity, а также другие свои миссии.Первый пуск ракет семейства Ariane, в производстве которых участвовали ведущие компании Европы, произошел 24 декабря 1979 года: легкий носитель Ariane 1 удачно стартовал с космодрома Куру во Французской Гвиане. Всего ракеты легкого, среднего и тяжелого классов Ariane 1, 2, 3, 4 в период до 15 февраля 2003 года совершили 144 старта, из которых только семь были неудачными.
Тяжелая ракета Ariane 5 в период с 4 июня 1996 года по 26 апреля 2015 года произвела 78 пусков, из которых только четыре (последний — 11 декабря 2002 года) были нештатными. Неудачных пусков у этого носителя, таким образом, не более 5,2 процента. На этой ракете, в частности, 2 марта 2004 года была отправлена в космос автоматическая межпланетная станция Rosetta, с которой 12 ноября 2014 года впервые в истории человечества совершил мягкую посадку на поверхность кометы спускаемый зонд..."

Sapienti sat.