Автор Тема: "Библейские патриархи" против легендарных генералов".  (Прочитано 11207 раз)

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Как видно из "Плана Зет", немцы планировали иметь "Флот отечественных вод" для ведения боевых действий против Британского флота вблизи берегов Германии, в состав которого должны были войти четыре линкора, несколько эсминцев и лёгких крейсеров быстрого реагирования. Естественно, что этот флот мог действовать и на Балтике. И это как минимум. В случае необходимости и/или для его поддержки могли быть выделены и другие силы. И с этим СССР надо было считаться, поэтому, в частности, и строились сверхмощные корабли "Большого Флота". С другой стороны, что не менее важно, в СССР могли вносить коррективы в создание береговой обороны и её вооружения ...
« Последнее редактирование: 16 Апреля 2017, 03:05 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Вызывает удивление лёгкость с которой маленькая, но гордая Дания капитулировала перед Германией в 1940 г. ..План захвата Дании и Норвегии начал осуществляться. В порты этих стран внезапно вошли германские корабли, а на аэродромах стали приземляться самолеты с воздушно-десантными войсками. В Копенгагене, где никто не ждал нападения, германские солдаты уже в первый же час после вторжения беспрепятственно хозяйничали в городе. Они разоружили датских солдат, схватили и арестовали начальника генерального штаба и министра внутренних дел, а также английского торгового атташе, подвернувшегося под руку на улице. Датскому правительству был предъявлен «меморандум»: отдать приказ о капитуляции. На размышление давался один час. Германский посланник ожидал у королевского дворца с часами в руках. В 6.30 утра правительство капитулировало..." - http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000025/st017.shtml Р.S. Читая книгу «Люфтваффе: рабочая высота 4000 метров»  Каюса Беккере о "первой в военной истории операции с участием парашютистов" по захвату мостов Сторстрём и Маснедё-Зееланд, просто диву даёшься описаниям, когда немецкие десантники приземляются прямо на купола огневых точек датских фортов, раскатывают на конфискованных велосипедах и вместе с пехотинцами 3 пб 305 пп захватывают паромные переправы! Не война, а просто идиллия какая-то. P.P.S. Кстати, когда 9 апреля 1940 г, Германия нарушила датско-германский пакт о ненападении, заключенный за год до этого, и, вторгшись в Данию, провозгласила над ней протекторат, то поначалу король и парламент страны продолжали функционировать по-прежнему, но 29 августа 1943 года в связи с усилением датского движения Сопротивления немцы объявили в стране военное положение. Поняв, что флоту угрожает захват, датские моряки предприняли героическую попытку прорваться в Швецию. В результате из 48 кораблей в руки врага попало только семь; 28 были затоплены и взорваны своими экипажами, а из 13, участвовавших в прорыве, 12 достигли берегов Швеции. Погиб только один, но самый современный и самый сильный корабль ВМС Дании,- броненосец береговой обороны "Нильс Джуэль"- германская авиация настигла его у выхода из Исе-фьорда...
".. Впрочем, на этот раз воевать всерьёз датчане и не собирались.
   Члены правительства королевства открыто говорили, что датские вооружённые силы предназначены не для обороны от агрессии, а лишь для "пресечения случайных нарушений нейтралитета воюющими сторонами". Их же начальник, премьер-министр Дании Торвальд Стаунинг, был ещё более откровенен: "Наша страна готова к охране нейтралитета, но ведение войны в собственном смысле этого слова исключено географическими условиями; малочисленность населения также исключает существование армии, способной принять бой".
   Лукавил господин Стаунинг. Сходная по количеству мобилизационных ресурсов и куда более отсталая экономически Финляндия дать бой великой державе всё-таки отважилась, и, надо сказать, небезуспешно. Упорное сопротивление финских батальонов заставило Советский Союз, изменив первоначальные планы, сохранить независимость своего столь неподатливого соседа.
   Пресечением же "случайных нарушений датского нейтралитета" должна были заниматься армия - пара дивизий, в мирное время располагавшая всего четырьмя полностью укомплектованными пехотными батальонами. Кроме них имелось ещё семь специальных рот, пятнадцать эскадронов, двадцать семь батарей и пятнадцать скадрированных рот.
   В состав армейской авиации входило 43 боевых самолёта, половина из которых изрядно устарела. Морская же состояла из 42 аэропланов. Порядка 20 учебных машин имела лётная школа, располагавшаяся в предместьях Копенгагена.
   Лётный состав ВВС насчитывал около 800 человек. Кроме того, в состав военно-воздушных сил входил один зенитный полк и 16 отдельных зенитных батарей.
   Военно-морской флот Дании состоял из примерно 40 боевых кораблей: 2 броненосца береговой обороны; 14 миноносцев; 9 подводных лодок; 4 минных заградителя; 6 тральщиков и ещё несколько боевых катеров, вспомогательных судов и сторожевых (пограничных) кораблей различных размеров.
   Хотя в 1937 году Дания резко увеличила свой военный бюджет и вдвое - численность армии, но на весну 1940 года в Вооружённых силах королевства насчитывалось всего около 15,5 тысяч человек, что примерно соответствует численности одной германской дивизии.
   А ведь, при населении в 4,2 млн. человек, королевство могло бы выставить не пару некомплектных дивизий, а полтора десятка вполне себе укомплектованных. Могло, но не захотело..."- https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/12/Weser%C3%BCbung-S%C3%BCd_%28Russian%29.svg/1200px-Weser%C3%BCbung-S%C3%BCd_%28Russian%29.svg.png
« Последнее редактирование: 16 Апреля 2017, 16:12 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
".. Впрочем, на всякий случай датчане подстраховались и дипломатически. 31 мая 1939 года состоялось заключение пакта о ненападении на 10 лет, первая статья которого звучала: "Германская империя и королевство Дания ни в каком случае не шагнут к войне или к другому виду применения силы друг против друга. В первые дни апреля политики и военные Дании стали получать многочисленные сообщения о готовящемся Германией вторжении: от посла Швеции в Копенгагене, от посла СССР в Лондоне, от военного атташе Голландии в Берлине... В 4 часа 20 минут (по Копенгагенскому времени) германский посол в Дании Сессиль фон Ренте-Финк вручил датскому министру иностранных дел Петеру Мунху меморандум своего правительства, в котором говорилось, что из-за намерения Англии овладеть базами в Норвегии и Дании военное руководство Германии решило осуществить мирную оккупацию этих стран.
   Ренте-Финк докладывал: "Несмотря на столь ранний час моего визита, что явно свидетельствовало о чём-то необычном, датчане оказались совершенно неподготовленными к тому, чтобы понять суть моего посещения. Заявление о том, что немецкие войска уже перешли датскую границу и начинают высаживаться в Копенгагене, показалось им таким неожиданным, что они вначале попросту не хотели этому верить".
   За пять минут до этого, в 4 часов 15 минут утра 8 апреля 1940 года германские войска перешли границу.
   Первыми, разумеется, начали лётчики. Удар по находящемуся рядом со столицей Дании главному военному аэродрому Верлозе привёл к уничтожению 11 и выводу из строя 14 боевых самолётов датчан. Был сбит возвращавшийся из полёта двухместный биплан-разведчик "Фоккер" C.V-E. Погибли пилот и лётчик-наблюдатель.
   Командир группы тяжёлых истребителей "Мессершмитт" Bf. 110C капитан Вольфганг Фальк вспоминал об уничтоженных на взлёте четырёх датских истребителях "Фоккер" D-XXI. Но датчане, тщательнейшим образом сосчитавшие свои потери при вторжении, о гибели своих лётчиков-истребителей ничего не говорят, а ведь спастись из разбившегося при взлёте самолёта тогда было практически невозможно.
   Датское руководство не удосужилось хотя бы объявить тревогу.. Несколько толковых командиров, подняв подвернувшиеся под руку войска, попытались организовать какой-то отпор агрессору:
В районе Обенро-Сёгор 4-й пехотный и 2-й сапёрный батальоны под общим командованием подполковника Хинца, в стычке погибло несколько человек с обеих сторон;
в 20 километрах севернее подразделения 2-го полка подполковника Эльмгрена: две пехотных роты, пулемётная рота и артиллерийская батарея из четырёх 75-мм пушек. Датчанам удалось вывести из строя несколько машин...
Самое упорное сопротивление оказал гарнизон города Тённер, которым командовал капитан-лейтенант Лорсен. Два пулемётных взвода, два взвода мотоциклистов и сапёрная рота удерживали свои позиции более часа...
   Остальные части Ютландской дивизии или так и не вышли из казарм, или получали приказы о прекращении огня раньше, чем до них добирался противник.
   Старый броненосец "Шлезвиг Гольштейн" с двумя транспортами направился к ключевому для контроля над островом Зеландия, на котором расположена столица Дании, порту Корсёр. Десантирование проходило быстро и без противодействия. Ярко горели все навигационные знаки и уличные фонари. Интересно, что накануне датский гарнизон проводил учения по отражению морского десанта. Когда же началась реальная высадка, солдаты мирно спали. Устали, наверное.
   Остров Фюн с населением в 326 тысяч человек был захвачен отрядом, который состоял из двух офицеров, 18 унтер-офицеров и 140 солдат. Они были высажены в Нюборге. Голландский историк и публицист Луи де Йонг приводит любопытный факт: "Швартовы с миноносца принимал полусонный вахтенный матрос с датского военного корабля; он и не подозревал того, что подошедший к пирсу миноносец являлся немецким".
   Но главные события разворачивались в столице страны - Копенгагене.
   На рассвете 9 апреля над городом появились самолёты Люфтваффе, разбросавшие листовки. Командующий XXXI армейским корпусом генерал Леонард Каупиш вспоминал: "Я отдал им приказ лететь на высоте 50-100 метров. По опыту я знаю, что это оказывает сильное воздействие на гражданское население". В это время в гавань неторопливо входили минный заградитель "Ганзейский город Данциг" (Hansestadt Danzig) с десантом на борту и ледокол "Щецин", который должен был очистить ото льда подход к причалу. Прикрывающий столицу форт Миддельгрун, оснащённый тяжёлой артиллерией (пять двенадцатидюймовых орудий), осветил немецкие суда прожектором и собрался было даже дать по нахалам предупредительный выстрел... Но не сложилось.
   Из-за неисправностей и неопытности гарнизона пушки зарядить так и не удалось: из главного калибра можно было стрелять только по личному разрешению морского министра, который ночью, разумеется, спал, а 100-мм орудия форта вообще расчётами укомплектованы не были. Находившийся в столичной гавани датский броненосец береговой обороны "Нильс Юэль", вооружённый десятью шестидюймовками, огня тоже не открывал.
   В результате, немецкий минзаг строго по расписанию, в 4 часа 15 минут, неторопливо причалил к пристани в свободном месте.
   После чего, сев на велосипеды, штурмовые группы поехали захватывать вражескую столицу. В 5 часов 35 минут они заняли Главный штаб и окружили королевский дворец.
   Как пишет американский журналист и историк Уильям Ширер, заградитель "спокойно отшвартовался у пирса Лангелинн в центре города, всего в 50 метрах от Цитадели, где размещался штаб датской армии, на некотором расстоянии от дворца Амалиенборг, постоянной резиденции короля. Оба объекта были быстро захвачены единственным батальоном без какого-либо заслуживающего упоминания сопротивления.
В верхнем этаже дворца под трескотню автоматных выстрелов король совещался со своими министрами, которые ратовали за капитуляцию без сопротивления. Только генерал Приор умолял разрешить ему оказать сопротивление".
   Каким образом блокированный на верхних этажах дворца, окружённого солдатами противника, и лишённый связи с армией лихой датский главком это сопротивление сумел бы оказать, было известно только самому генерал-майору Биллему Вайн Приору.
   Командиру датского броненосца было предложено проявить благоразумие и не открывать огня. И он благоразумие проявил. Примеру "Нильса Юэля" последовали стоявшие в столичной гавани миноносцы "Ёрнен", "Драген", плавбаза подводных лодок "Хенрик Гернер" и сторожевик "Ингольф".
   В 6 часов начальник штаба XXXI корпуса генерал-майор Курт Химер, прибывший (неофициально) в Копенгаген ещё 7 апреля, связался по городскому телефону со штабом корпуса в Гамбурге и приказал направить на Копенгаген ещё одну эскадрилью бомбардировщиков. Одновременно с этим через германского посла он сообщил датчанам о том, что если сопротивление не будет прекращено, будут бомбить.
   Самолёты не успели появиться над столицей, когда в 6 часов 25 минут поступил приказ сложить оружие. В 8 часов утра датская государственная радиостанция Калунборга передала призыв короля Христиана не оказывать сопротивления и сохранять спокойствие. Ещё через час началась демобилизация армии.
   "Дания была покорена в течение одного дня, более того - в течение одного часа", - констатирует де Йонг.
   Боевые действия в Дании завершились, по сути, так и не начавшись... Столь стремительной победы не ожидали даже немцы.
   Общие потери датских вооружённых сил составили 23 убитых: 13 человек (включая двух лётчиков) - армия, 7 - ВМФ и 3 - пограничники и 32 раненных (21 -армия, 11 - моряки). Точные потери немцев, кроме того, что два солдата ухитрились за пару часов "войны" попасть в датский плен, а один был укушен патриотически настроенным осликом в Копенгагенском зоопарке, до сих пор неизвестны, но тоже весьма невелики.
   Впрочем, сами датчане сообщают о 203 погибших при захвате Дании германских военнослужащих, 12 подбитых и 4 повреждённых танках, нескольких десятках разбитых бронемашин, автомобилей и мотоциклов, нескольких (не менее четырёх) сбитых зенитками самолётах...
   Согласно германским источникам, при случайных столкновениях с датскими войсками немцы потеряли 2 человека убитыми и 10 ранеными.
   В других (не датских и не немецких) работах чаще упоминается цифра в 20 убитых немцев. О безвозвратных потерях в боевой технике не сообщается ничего..." - http://samlib.ru/l/lebedew_j_e/norwegiadoc.shtml
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
14.09.1939 г. на передовице газеты «Правда» появляется статья «О внутренних причинах военного поражения Польши», текст которой был подготовлен Ждановым и правился Сталиным. В статье утверждалось, что «Польское государство, основанное на угнетении проживавших на его территории белорусов и украинцев, оказалось недееспособным и при первых военных неудачах стало распадаться». В статье подавался двойственный образ Польши. С одной стороны — враждебно-реакционное польское правительство, с другой — стонущие под гнетом «единокровные братья» белорусы и украинцы, которые с нетерпением ожидали освобождения именно со стороны СССР силами Красной Армии" - цит. из  Невежин В. А. "Если завтра в поход…", М., Яуза, Эксмо, 2007 г. ( "Великая Отечественная: Неизвестная война" ). . "Никакое формальное нарушение международного права, если мы при этом не совершаем бесчеловечных актов, не может лишить нас симпатии нейтральных стран...
От имени Лиги Наций мы имеем право,- и это даже наш долг, - временно лишить силы как раз те законы, которым мы хотим придать особое значение и соблюдение которых хотим обеспечить. Малые нации не должны нам связывать руки, если мы боремся за их права и свободу" - из британского меморандума от 16 декабря 1939 года.. Ещё до начала всемирной бойни, в апреле 1939 года представители военных штабов Великобритании и Франции решили, что на первой стадии войны союзники смогут вести эффективные наступательные действия против Германии лишь в сфере экономики. Ключевым был выбран германский импорт знаменитой скандинавской железной руды с высоким содержанием легирующих примесей (никеля, хрома, марганца, вольфрама и молибдена) с расположенных на севере полуострова горнодобывающих предприятий.
   Летом она вывозилась по недоступному союзникам Балтийскому морю через стоящий на берегу Ботнического залива северный шведский порт Лулео. Однако в зимние месяцы залив замерзал. В это время руда доставлялась в норвежский порт Нарвик, а оттуда морем шла в Германию, причём почти весь маршрут немецкие рудовозы шли в норвежских водах и потому были недоступны для осуществлявшего блокаду Германии флота Его Величества. Что очень обидно. Тем более, что и самим британцам эта руда была нужна, но хотелось бы подешевле, а лучше - даром. Только наглые скандинавы задёшево её продавать не хотели, арийцы же платили неплохо.
   В общем, уже 16 сентября 1939 года сэр Уинстон Черчилль, в начале месяца назначенный Первым лордом Адмиралтейства (военно-морским министром) Соединённого королевства, поставил перед кабинетом министров вопрос о минировании норвежских территориальных вод.
   Норвежцы пытались объяснить, что через Нарвик вывозится всего 10% скандинавской руды, причём, по большей части именно в Британию и на британских же рудовозах. Ведь для очень небогатой в те годы Норвегии, основным предметом питания жителей которой была рыба, а главным источником доходов - перевозка грузов на судах своего торгового флота, минирование её фьордов означало медленную смерть от голода..."
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..Впрочем, сэр Уинстон этим не ограничился и попытался протолкнуть абсолютно фантастический для середины XX века план операции "Катарина". Эскадра из трёх старых британских линкоров, трёх тяжёлых и восьми лёгких крейсеров, двух дивизионов (по 12 вымпелов) эсминцев, восьми французских лидеров и полутора десятков быстроходных судов обеспечения должна была внезапно прорваться через Датские проливы, разгромить шведские рудные гавани и установить своё господство в Балтийском море.
   Если вспомнить печально известный штурм другого пролива - Дарданелл, которым два с половиной десятка лет назад руководил тот же морской министр, граф Мальборо учиться на своих ошибках категорически не желал.
   Вальтер Хубач пишет даже о таком плане британского `наезда' на идущие из Скандинавии рудовозы: "Черчиллю пришла странная идея использовать торговые суда с тараном на носу, которые должны были бы наезжать на немецкие пароходы с рудой, чтобы воспрепятствовать перевозкам сырья".
   Надо сказать, что эти предложения известного борца за демократию тогда приняты не были. Хотя эскадру для "Катарины" собирать потихоньку начали.
   Зато 11 ноября 1939 года было подписано англо-норвежское соглашение, которое передавало в распоряжение союзников почти половину торгового тоннажа Норвегии, обладавшей перед войной четвёртым по величине* и при этом весьма современным торговым флотом.
* Норвегия - 1982 судна общим тоннажем более 4,75 млн. брт**, Великобритания -21 млн. брт, САСШ -9,4 млн. брт, Япония- 5,6 млн. брт, Германия - 4,3 млн. брт.
Данные на 1 сентября 1939 года
** брт - брутто-регистровая тонна - единица объёма, равная 100 кубическим футам или 2,8316 м³. Регистровыми тоннами в судоходстве измеряют объём судна и объём помещений (трюмов), которые могут быть заняты под полезный груз.
   Норвежцам, разумеется, подставлять свои транспорта и танкеры под торпеды весёлых "волчат" Карла Дённица не очень-то хотелось, но им "вежливо" объяснили - хотите - соглашайтесь добровольно, не хотите - как хотите, так заберём.
   Давление на Скандинавию продолжалось.
   На одном из приёмов с участием журналистов Скандинавских стран Черчилль произнёс: "Иногда можно и пожелать, чтобы северные страны оказались на противоположной стороне, и тогда можно было захватить нужные стратегические пункты".
   30 ноября 1939 года началась Советско-Финская война..." - прим. : "Захват Дании и Норвегии. Операция «Учение Везер». 1940-1941 гг.", Хубач Вальтер : http://www.e-reading.club/book.php?book=1002609
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..30 ноября 1939 года началась Советско-Финская война.
   Воспользовавшись подходящим поводом, "демократическая коалиция" стала настаивать на открытии союзникам многострадального порта Нарвик для "свободного пропуска людей и поставок" в воюющую с СССР Финляндию. Каким образом "люди и поставки" попали бы в страну Суоми, отделённую от Нарвика сотнями километров болот Лапландской тундры, не очень понятно. Как это будет согласоваться с нейтралитетом Норвегии и Швеции, французов и англичан тоже волновало мало. Зато, воспользовавшись этим предлогом, можно было бы почти бесплатно забирать столь вожделенный скандинавский гематит.
   2-3 января 1940 года прошло заседание Военного кабинета Великобритании, полностью посвящённое обсуждению вопроса возможной интервенции как в северной части Скандинавии, так и на юге полуострова. В конечном итоге был принят план высадки в Нарвике, на котором настаивал Черчилль. Вопрос, что предпринять, если Норвегия и Швеция откажутся, по его словам, "даже не поднимался".
   Заинтересовала скандинавская проблема, правда, в несколько другом аспекте, и французское руководство. Французы, чтобы оттянуть начало или ослабить силу германского наступления на Западе, стремились создать "второй фронт" где-нибудь подальше от зелёных виноградников солнечной Франции. Так почему бы не сделать это в Норвегии?
   На заседании в Париже 5 февраля высший военный совет союзников решил, что войска должны будут оккупировать районы шведских и норвежских горных разработок. К 27 февраля во французских портах Шербур, Гавр и Брест были сосредоточены 5 вспомогательных крейсеров, 17 транспортов и 13 боевых кораблей эскорта. Французы выделили для действий в первом эшелоне бригаду альпийских стрелков. Она, а также две британские бригады, грузившиеся на транспорты под Глазго, должны были направиться к норвежским берегам 12 марта.
   Но сначала из-за неполной готовности операция была перенесена на несколько дней, а 13 марта поступило шокировавшее союзников известие о заключённом в Москве мирном соглашении между СССР и Финляндией. Поскольку ранее подготовку операции пытались объяснить необходимостью помощи сражающейся с тоталитаризмом Финляндии, пришлось срочно готовить новое обоснование вторжения на территорию ни в чём не виноватых нейтральных государств.
   Но особо долго над такими пустяками раздумывать не стали. Уже 28 марта в Лондоне состоялось очередное заседание Высшего Военного Совета, на котором было принято принципиальное решение о военном вмешательстве в Скандинавии. Командующий французской армией генерал Морис Гюстав Гамелен заявил, что отказываться от подобных планов нельзя, немцев необходимо вытащить в Скандинавию, после чего они "забудут про Западный фронт - наиболее важный для Англии и Франции". Правда, не желающее оказаться вовлечённым в войну с Россией британское правительство знаменитого "миротворца" Артура Невилла Чемберлена согласилось "только" на минирование норвежских территориальных вод.
   "Я назвал эту операцию "Уилфред", потому что сама по себе она была такой маленькой и невинной", - делится своими мыслями по поводу засорения чужих вод рогатой смертью Первый лорд Адмиралтейства сэр Уинстон Черчилль.
   Крейсер "Бирмингем" с двумя эсминцами ушли к берегам Норвегии ещё 31 марта.
   5 апреля туда же направились и минные заградители. Их прикрывали линейный крейсер "Ринаун" и восемнадцать эсминцев, на некоторые из них также были погружены мины. Постановки были успешно завершены 8 апреля.. Черчилль вспоминал: "Поскольку минирование нами норвежских вод могло вызвать ответные действия Германии, было решено также, что в Нарвик следует послать английскую бригаду и французские войска, чтобы очистить порт и продвинуться к шведской границе". 5 апреля командующий французским флотом адмирал Франсуа Дарлан получил приказ в очередной раз собрать в Бресте суда для перевозки в Норвегию французского экспедиционного корпуса, который включал шесть батальонов альпийских стрелков и два батальона Иностранного легиона. Предполагалось, что англичане проведут высадку, а французские войска придут им в качестве подкрепления.
   Высадка двух батальонов находившейся под Глазго британской 24-й гвардейской бригады в Нарвике и Тронхейме намечалась на 10 апреля, в Глазго также были сосредоточены транспорты для её перевозки и шесть эсминцев эскорта, ( возглавляемых, вы не поверите, крейсером "Аврора". Впрочем, в сделанных в советское время переводах этот корабль, вероятно, из идеологических соображений, именуется политкорректно, но непонятно - "Орора")..."
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
".. в книге  Д. Маклахлан "Тайны английской разведки ( 1939–1945 гг. )" - ".. идея о необходимости тщательной разработки обширного плана обеспечения высадки английских войск на побережье противника разведывательными данными о характере местности, что имело целью не повторять ошибок, допущенных в 1940 году при высадке на побережье Норвегии. План этот был задуман, разработан и корректировался в комнате №39..." - Глава 1. "Комната 39 и начальник".
"..Одновременно планировались десанты в норвежских портах Ставангер и Берген численностью по два батальона, которые к 7 апреля уже находились на транспортах в Росайте (Rosyth - военно-морская база на северо-востоке Шотландии). Для их прикрытия выделялась также базирующаяся на Росайт Первая эскадра крейсеров под командованием вице-адмирала Джона Каннингхэма (6 тяжёлых крейсеров, т.н. "графств").
   Всего в первом эшелоне должны были высадиться шесть пехотных батальонов. Во втором следовало ещё пять британских батальонов. Для захвата страны с населением более трёх миллионов человек и длиннющим изрезанным фьордами побережьем (береговая линия Норвегии вместе с островами составляет 58 133 км) было выделено всего 11 британских и 8 французских батальонов - пять неполных полков...
   Союзники явно рассчитывали на полное отсутствие хоть какого-то сопротивления. Необходимыми же для высадки под огнём десантными средствами запасаться они даже и не собирались. Успех плана зависел главным образом от того, станет ли Норвегия оказывать сопротивление. Как ни странно, возможность решительных ответных мер со стороны Германии не принимал в расчёт практически никто. Американский историк Эрл Фредерик Зимке вежливо охарактеризовал готовящуюся "союзниками" операцию как "полумирный план вторжения".
   Как заметил польский историк Януш Одземковский, "вся операция готовилась так, будто союзников ждала сердечная встреча".. А ранее, ещё 4 апреля премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен, выступая перед своими соратниками по партии, самоуверенно заявил, что "в Скандинавии Гитлер опоздал на поезд". Как потом выяснилось, тогда на этот поезд опоздали сами гордые бритты..." - http://samlib.ru/l/lebedew_j_e/norwegiadoc.shtml
« Последнее редактирование: 16 Апреля 2017, 16:46 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..30 ноября 1939 года началась Советско-Финская война.
   Воспользовавшись подходящим поводом, "демократическая коалиция" стала настаивать на открытии союзникам многострадального порта Нарвик для "свободного пропуска людей и поставок" в воюющую с СССР Финляндию. Каким образом "люди и поставки" попали бы в страну Суоми, отделённую от Нарвика сотнями километров болот Лапландской тундры, не очень понятно. Как это будет согласоваться с нейтралитетом Норвегии и Швеции, французов и англичан тоже волновало мало ..."
Был англо-французский план "Р4", а подробнее о политике и действиях "нейтральной" Швеции в ВМВ можно узнать в : "Швеция во время Второй мировой войны 1938–1945 гг."  - http://svspb.net/istorija-shvecii/vtoraja-mirovaja-vojna.php
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Теперь можно сравнить политику и действия стран "поборников демократии и гарантов прав и свобод человека" и "Страны Советов" в отношении стран Скандинавии. При этом, необходимо присовокупить и нацистскую Германию. СССР в этом смысле выглядит не хуже, а лучше. Во всяком случае, он не просто что-то брал, но и готов был дать взамен и много больше взятого и не за чужой счёт. Подробнее  в главе "Советско-финляндские отношения накануне войны", "Пограничные войска России в войнах и вооружённых конфликтах ХХ-го века", коллектив авторов : https://military.wikireading.ru/33427 . И не решив своих насущных вопросов путём переговоров, СССР был вынужден добиваться желаемого силой и добился необходимого. Цена была велика, но СССР избежал военного конфликта с третьими странами и отсрочил втягивание в Мировую войну. Естественно, что у СССР были и далекоидущие цели, но и страны капитала не только старались сохранить "статус кво", но и улучшить своё положение, как правило, за чужой счёт ... На этом данную тему можно закрыть. А политика и действия СССР после ВОВ и ВМВ - это уже другая тема : http://fortification.ru/forum/index.php?topic=4766.0
« Последнее редактирование: 16 Апреля 2017, 21:57 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..Датское руководство не удосужилось хотя бы объявить тревогу.. Несколько толковых командиров, подняв подвернувшиеся под руку войска, попытались организовать какой-то отпор агрессору:
В районе Обенро-Сёгор 4-й пехотный и 2-й сапёрный батальоны под общим командованием подполковника Хинца, в стычке погибло несколько человек с обеих сторон;
в 20 километрах севернее подразделения 2-го полка подполковника Эльмгрена: две пехотных роты, пулемётная рота и артиллерийская батарея из четырёх 75-мм пушек. Датчанам удалось вывести из строя несколько машин...
Самое упорное сопротивление оказал гарнизон города Тённер, которым командовал капитан-лейтенант Лорсен. Два пулемётных взвода, два взвода мотоциклистов и сапёрная рота удерживали свои позиции более часа...
   Остальные части Ютландской дивизии или так и не вышли из казарм, или получали приказы о прекращении огня раньше, чем до них добирался противник.
   Старый броненосец "Шлезвиг Гольштейн" с двумя транспортами направился к ключевому для контроля над островом Зеландия, на котором расположена столица Дании, порту Корсёр. Десантирование проходило быстро и без противодействия. Ярко горели все навигационные знаки и уличные фонари. Интересно, что накануне датский гарнизон проводил учения по отражению морского десанта. Когда же началась реальная высадка, солдаты мирно спали. Устали, наверное.
   Остров Фюн с населением в 326 тысяч человек был захвачен отрядом, который состоял из двух офицеров, 18 унтер-офицеров и 140 солдат. Они были высажены в Нюборге. Голландский историк и публицист Луи де Йонг приводит любопытный факт: "Швартовы с миноносца принимал полусонный вахтенный матрос с датского военного корабля; он и не подозревал того, что подошедший к пирсу миноносец являлся немецким".
   Но главные события разворачивались в столице страны - Копенгагене : в это время в гавань неторопливо входили минный заградитель "Ганзейский город Данциг" (Hansestadt Danzig) с десантом на борту и ледокол "Щецин", который должен был очистить ото льда подход к причалу. Прикрывающий столицу форт Миддельгрун, оснащённый тяжёлой артиллерией (пять двенадцатидюймовых орудий), осветил немецкие суда прожектором и собрался было даже дать по нахалам предупредительный выстрел... Но не сложилось.
   Из-за неисправностей и неопытности гарнизона пушки зарядить так и не удалось: из главного калибра можно было стрелять только по личному разрешению морского министра, который ночью, разумеется, спал, а 100-мм орудия форта вообще расчётами укомплектованы не были. Находившийся в столичной гавани датский броненосец береговой обороны "Нильс Юэль", вооружённый десятью шестидюймовками, огня тоже не открывал.
   В результате, немецкий минзаг строго по расписанию, в 4 часа 15 минут, неторопливо причалил к пристани в свободном месте.
   После чего, сев на велосипеды, штурмовые группы поехали захватывать вражескую столицу..."
Копенгаген прикрывали несколько фортов и они имели не только 100-мм пушки. Так, например, есть интересные фотографии береговой артиллерии одном из фортов Копенгагена. Фото не подписаны, но вероятно, что это 17-см/30 пушки модели 1889 года. 42 из них стояли на 5 разных фортах Копенгагена - 4 на Dragør Fort, 16 на Prøvestenen Fort, 6 на Trekroner Fort, 12 на Middlegrunden Fort и 4 на Hvidøre Fort. К середине 30-ых годов как полностью устаревшие форты они были закрыты, но пушки на них остались. Вероятно, что эти фото конца 30-ых годов так как форты явно уже после закрытия, так как видна праздно гуляющая публика и столы для пикников, но при этом пушки ещё явно в хорошем состоянии, да и стиль одежды похож на моду на 30-ых годов.См. : https://farm8.staticflickr.com/7598/16740029426_63556ef7c0_c.jpg - 170-мм П с бронещитами и 150-мм П -
 https://farm9.staticflickr.com/8718/16740028166_16af67730a_o.jpg Интересно, что про форт Trekroner Fort англоязычная "Википедия" пишет что к 1934 году его продали Копенгагенскому порту. Остальные два форта были более современными, чем форт Trekroner Fort, который построили ещё в 1713 году. И часть фортов были во владении военных к началу ВМВ. А один из них - Flakfortet был вооружен зенитной артиллерией. Впрочем, ни крупнокалиберные пушки и ни зенитки с фортов не сделали ни одного выстрела по немецким кораблям и самолётам, а иначе, немцам бы дорого обошлась высадка в Дании ...
« Последнее редактирование: 04 Мая 2017, 06:26 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"