Автор Тема: "Гранитный крейсер" или Тайна последнего боя СКР "Туман".  (Прочитано 19848 раз)

Оффлайн КАЮР

  • Global Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3027
Шансов на спасение у “Бенгала” практически не было. Однотипные японские вспомогательные крейсера “Хококу-Мару” и “Айкоку-Мару” в сумме имели 16 140-мм орудий, 8 торпедных аппаратов и даже несли 4 гидросамолета — и все это против единственной 76-мм пушки тральщика. Водоизмещение противников отличалось почти в 50 раз! Уклониться от боя “Бенгал” был не в состоянии: японцы имели превосходство в скорости хода на 5 узлов.
Вскоре после полудня рейдеры открыли огонь. “Бенгал” вынужден был приблизиться к противнику почти вплотную, чтобы эффективнее использовать свое орудие. Единственным его преимуществом было то, что промахнуться по 150-метровому крейсеру было трудно. Снаряд за снарядом рвались в огромном корпусе головного “Хококу-Мару”. На нем возник большой пожар, а через час сильный взрыв потряс японский корабль, и тот мгновенно исчез под водой.
Неповрежденный “Айкоку-Мару”, пытаясь "угнаться сразу за двумя зайцами", вел огонь то по “Бенгалу”, то по “Ондине”, но Вильсон продолжал защищать танкер даже после того, как его тральщик получил значительные повреждения. Японский рейдер выпустил несколько сотен снарядов и две торпеды, после чего, посчитав противника уничтоженным, повернул спасать остатки экипажа незадачливого “Хококу-Мару”.
Но вопреки всему оба корабля союзников остались на плаву. Танкер вернулся в порт Фримантл, а “Бенгал” после экспресс-ремонта в открытом море пересек весь Индийский океан и дошел до Цейлона.
Так завершился один из самых удивительных морских боев второй мировой войны — бой, за который “Бенгал” получил ласковое прозвище “маленький бенгальский тигр”...
Однако, в википедии это называется "Бой «Ондины» c японскими рейдерами" ;) Всё гораздо интереснее ...

Бой «Бенгала»

В 12.12 идущий впереди «Хококу Мару» открыл огонь с дистанции в 3500 ярдов (3,2 км). Рейдер бил по тральщику залпами четырёх 140-мм орудий правого борта. «Бенгал» отвечал из 76-мм пушки. Практически одновременно по «Хококу Мару» стало стрелять с дистанции 8000 ярдов (7,3 км) 102-мм орудие «Ондины». Почти сразу «Хококу» был поражен в надстройку, а затем — в кормовую часть. Снаряд попал в снаряженный торпедный аппарат и вызвал детонацию торпеды. Мощный взрыв уничтожил на рейдере ангар гидросамолетов и воспламенил запасы авиационного бензина. Авторство столь удачного попадания приписывали себе артиллеристы и «Бенгала», и «Ондины». Японцы склонялись к тому, что их поразило орудие с голландского танкера.

В бой вступил второй японский рейдер «Айкоку Мару». Он вел огонь по «Бенгалу», который вскоре получил попадание 140-мм снарядом в полубак, в результате был затоплен носовой провизионный отсек. «Бенгал» стал отходить на север, сбросив дымовые буи. Однако они не сработали, и «Бенгал» получил от идущего следом «Айкоку Мару» ещё один 140-мм снаряд в корму. В офицерских каютах вспыхнул пожар, но его удалось погасить. В 12.45 «Бенгал» смог, наконец, поставить дымовую завесу и, вновь сменив курс, вышел из боя. К тому времени на нём был исчерпан боезапас к 76-мм орудию. Оторвавшись от противника, «Бенгал» направился на Диего-Гарсия, куда благополучно прибыл 17 ноября. В бою японцы выпустили по нему около 200 снарядов, тральщик имел две пробоины, корпус и надстройки были иссечены осколками, однако ни один человек из команды не был ни убит, ни ранен.
Тральщик типа «Батерст», однотипный с «Бенгалом»
Бой «Ондины»

Между тем танкер «Ондина» продолжал бой с охваченным пожаром «Хококу Мару». Японцы добились попадания в мостик и сбили на танкере фок-мачту. В свою очередь несколько снарядов с «Ондины» попали в надстройку японского корабля. Положение «Хококу Мару», несмотря на все усилия экипажа погасить пожар, становилось всё более критическим. Огонь охватил машинное отделение, прекратилось электроснабжение. Убедившись в бесполезности попыток спасти корабль, командир «Хококу Мару» отдал приказ команде оставить судно. Эвакуация не была завершена, когда в 13.12 на рейдере произошел страшный взрыв. Огненный столб поднялся на несколько сотен футов — видимо, пожар добрался до погреба боеприпасов. «Хококу Мару» быстро затонул.

После гибели «Хококу Мару» танкер «Ондина» попытался уйти, но вскоре был настигнут вторым японским рейдером. «Айкоку Мару» с дистанции 3, 5 км поразил «Ондину» двумя снарядами в носовую части и двумя — в надстройку, вызвав пожары. Танкер вел ответный огонь, но вскоре были расстреляны последние из небольшого боезапаса 102-мм снарядов. Капитан «Ондины» распорядился спустить флаг, застопорить машину и покинуть судно. Почти сразу после этого приказа В. Хорсман погиб на мостике своего корабля, пораженный осколками разорвавшегося японского снаряда.

Команда «Ондины» села в спущенные шлюпки и отошла от танкера. Подойдя к нему на 400 метров, «Айкоку Мару» выпустил в «Ондину» две торпеды, проделавшие большие пробоины в правом борту. После этого японцы обстреляли из пулеметов шлюпки «Ондины» и занялись спасением экипажа «Хококу Мару». На борт «Айкоку» было поднято 278 человек, 76 японцев, в том числе капитан «Хококу» Имасато, погибли. Затем рейдер вернулся к накренившейся на 30 градусов «Ондине» и выпустил в неё ещё торпеду, которая прошла мимо. Решив, что танкер вскоре затонет, «Айкоку Мару» удалился, оставив экипаж «Ондины» на верную гибель в шлюпках среди океана.

Однако старпом танкера Рехвинкель организовал спасательную команду и вернулся на «Ондину». Были потушены пожары, корабль был выровнен контрзатоплением левобортных отсеков. В 21 час удалось запустить машину. «Ондина» медленно двинулась обратным курсом. «Ондина» просила по радио об оказании срочной помощи. Однако после сообщений с «Бенгала» танкер считали уничтоженным или захваченным японцами. Поэтому, радиограммы были сочтены ловушкой. «Ондина» самостоятельно добралась через неделю во Фримантл. Кроме капитана Хорсмана, погибшего на судне, команда потеряла четырёх человек во время пулеметного обстрела шлюпок, один человек был тяжело ранен. Капитан Хорсман был посмертно награждён голландским правительством Военным орденом Вильгельма 4-й степени; а расчет орудия «Ондины» — Бронзовыми крестами.

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Уважаемый Алексей!Согласен с Вами.Но,я читал материалы об этом эпизоде не только в "Вики",т.к. пытался понять причины победы "союзников" и поражения "самураев".Но,в данной теме,дал только популярное описание из "М-К"/"МК",т.к. его достаточно,как яркого примера для иллюстрации моего предположения о возможности политической подоплёки в отношении умаления героизма экипажа "Тумана" и отсутствия статуса "Подвиг" этого боя.
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Не исключаю я и вероятности замалчивания,т.к. в случае афиширования,кроме ходайств о награждении героев орденами и медалями,пришлось бы давать обоснование этому,что неизбежно повлекло за собой проверку,которая,в свою очередь, могла выявить недостатки,а следом последовали бы и "орг.выводы".А какую именно форму они могли бы принять для виновных в ТЕ времена,мне Вам рассказывать не надо...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Пояснение к : ".. популярное описание из "М-К"/"МК" - это журнал "Моделист-Конструктор" / "Морская Коллекция" : http://www.warships.ru/MK-2/MK-13/Mk-13-1.htm
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"Кроме ВМБ Кронштадт и "Ручьи" на Балтике,Севастополя и Крыма на ЧМ,были Архангельск,а главное,- незамерзающий Мурманск,который давал возможность выхода,практически, сразу на океанские просторы.А для третьего стратегического направления СССР : "Сибирь-Дальний Восток-Приморье-Тихий Океан",- третьей "опорной точкой" служил порт и ВМБ Владивосток.Причём,в том регионе создавался целый оборонительный комплекс.И огромный!Но,это уже отдельная тема...
Тема: "Тихоокеанский вал Сталина" :  http://fortification.ru/forum/index.php?topic=4748.msg141581;topicseen#msg141581
А,в свою очередь,связующим звеном между Балтийским ТВД,ВМБ КБФ и портами Балтийского моря должны были стать,как морские пути,так и Беломо́рско-Балти́йский кана́л (сокращённо Беломорканал, ББК, до 1961 г. — Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) — это канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.Напомню,что общая протяжённость его 227 километров.Он,включает в себя 19 шлюзов. И,хотя,он и считается гордостью первой пятилетки ( 1928—1932 г.г.), но к числу «Великих строек коммунизма» не относится,т.к. прежде всего строился,как коммуникация стратегического значения,особенно,на военное время,а интересы народного хозяйства были второстепенны.И не спроста он был построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок и открыт уже 2 августа 1933 года.Естественно,что и строительство велось, в основном, силами заключённых ГУЛАГа.А далее,начинался Се́верный морско́й путь,где одним из многих,но самой мощным укреплённым пунктом являлся т.н. "гранитный крейсер"- о.Кильдин ( см. :  http://fortification.ru/forum/index.php?topic=4746.0 ).А Се́верный морско́й коридо́р — это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком.Который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово),а замыкается во Владивостоке - одной из "опорных точек" стратегического значения.См. : "Тихоокеанский вал Сталина" : http://fortification.ru/forum/index.php?topic=4748.msg141581;topicseen#msg141581 ..А если включить в вышеуказанный перечень и "советский Сингапур" - полустров Крым с Севастополем и другими ВМБ и портами на Чёрном море,а так же реки и судоходные каналы,в т.ч. и планируемые и иные акватории,то таким образом,вырисовывается некий грандиозный по своим масшабам "План создания оборонительного периметра СССР",где наряду с укреплениями,"подвижным щитом" должен были служить : РККА,погран.войска и ВВ НКВД, "Большой флот" РККФ и ВВС,причём,не только самолёты берегового базирования,но и палубная авиация  с авианосцев : https://topwar.ru/25495-sovetskie-dovoennye-avianoscy-neosuschestvlennye-proekty.html
« Последнее редактирование: 14 Марта 2017, 20:24 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
http://fb.ru/misc/i/gallery/10682/463951.jpg - на трассе Северного морского пути есть Но́вая Земля́ — это архипелаг в Северном Ледовитом океане между Баренцевым и Карским морями. И она всегда была своеобразным «Гибралтаром» для Северного Ледовитого океана, миновать который не может ни один корабль, идущий в Карское море или возвращающийся обратно ( http://vvc-site.narod.ru/IMG/karta-mira.jpg ). И,возможно,что поэтому,а не только потому,что там был полигон для испытания ядерного оружия,до начала 1990-х г.г. само существование населённых пунктов на Новой Земле было государственной тайной,а ныне для въезда на Новую Землю нужен особый пропуск...Р.S.К сожалению,планы по созданию на островах архипелага Новая Земля советских военных баз и укреплений в период до ВОВ,мне не известны...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..некий грандиозный по своим масшабам "План создания оборонительного периметра СССР",где наряду с укреплениями,"подвижным щитом" должен были служить : РККА,погран.войска и ВВ НКВД, "Большой флот" РККФ и ВВС,причём,не только самолёты берегового базирования,но и палубная авиация  с авианосцев : https://topwar.ru/25495-sovetskie-dovoennye-avianoscy-neosuschestvlennye-proekty.html
http://s017.radikal.ru/i438/1202/e6/44859ada6c48t.jpg - " Учебный авианосец "Комсомолец" на Неве. Середина 1930-х г.г."  http://s017.radikal.ru/i401/1202/4f/863f4ec69dd0t.jpg - "Авианосец "Брестский Комсомолец" ( перестроен из линкора "Фрунзе",бывший "Полтава" ) https://cont.ws/uploads/pic/2016/10/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86%20%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D1%80%20%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C.jpg - "Авианосец "Ленин" и линкор "Севастополь",бывш. "Парижская Коммуна".
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн КАЮР

  • Global Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3027
http://s017.radikal.ru/i438/1202/e6/44859ada6c48t.jpg - " Учебный авианосец "Комсомолец" на Неве. Середина 1930-х г.г."  http://s017.radikal.ru/i401/1202/4f/863f4ec69dd0t.jpg - "Авианосец "Брестский Комсомолец" ( перестроен из линкора "Фрунзе",бывший "Полтава" ) https://cont.ws/uploads/pic/2016/10/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86%20%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D1%80%20%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C.jpg - "Авианосец "Ленин" и линкор "Севастополь",бывш. "Парижская Коммуна".
Уважаемый Ринат!
ОТКУДА ВСЁ ЭТО??!
Ну не было в нашей с Вами исторической реальности авианосца "Ленин"  >:( >:( >:(

 " Учебный авианосец "Комсомолец" на Неве. Середина 1930-х г.г."



первый авианосец «Argus»

 ???
« Последнее редактирование: 15 Марта 2017, 08:47 от КАЮР »

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..причём,не только самолёты берегового базирования,но и палубная авиация  с авианосцев : https://topwar.ru/25495-sovetskie-dovoennye-avianoscy-neosuschestvlennye-proekty.html
http://s017.radikal.ru/i438/1202/e6/44859ada6c48t.jpg - " Учебный авианосец "Комсомолец" на Неве. Середина 1930-х г.г."  http://s017.radikal.ru/i401/1202/4f/863f4ec69dd0t.jpg - "Авианосец "Брестский Комсомолец" ( перестроен из линкора "Фрунзе",бывший "Полтава" ) https://cont.ws/uploads/pic/2016/10/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86%20%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D1%80%20%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C.jpg - "Авианосец "Ленин" и линкор "Севастополь",бывш. "Парижская Коммуна".
Эти снимки авианосцев НЕ документальные фото,а реконструкция проектов : учебный корабль "Океан" планировали перестроить в АВ,ЛК "Фрунзе" в АВ,а ещё были проекты новых АВ специальной постройки.И как есть рисунки и компьтерные реконструкции линкоров типа "Советский Союз",крейсеров типа "Кронштадт" и других непостроенных или недостроенных кораблей, то на таких же основаниях допустимы изображения авианосцев СССР,которых не было в реальности.А данные изображения помещены для того,чтобы их можно было сравнить с "ровесниками" из ВМФ других стран и для понимания,что СССР не был такой отсталой страной,как некоторые пытаются его представить...
« Последнее редактирование: 15 Марта 2017, 11:09 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
http://s017.radikal.ru/i438/1202/e6/44859ada6c48t.jpg - " Учебный авианосец "Комсомолец" на Неве. Середина 1930-х г.г."  http://s017.radikal.ru/i401/1202/4f/863f4ec69dd0t.jpg - "Авианосец "Брестский Комсомолец" ( перестроен из линкора "Фрунзе",бывший "Полтава" ) https://cont.ws/uploads/pic/2016/10/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86%20%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D1%80%20%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C.jpg - "Авианосец "Ленин" и линкор "Севастополь",бывш. "Парижская Коммуна".
Уважаемый Ринат!
ОТКУДА ВСЁ ЭТО??!
Ну не было в нашей с Вами исторической реальности авианосца "Ленин"  >:( >:( >:(

 " Учебный авианосец "Комсомолец" на Неве. Середина 1930-х г.г."



первый авианосец «Argus»

 ???
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9a/Training_Ship_Okean.jpg  "В 1927 году рассматривалась возможность переоборудования УК "Комсомолец" в учебный авианосец" - https://vnmazurenko.blogspot.com/2012/09/3_17.html Могли быть АВ,а какие названия им дали бы - это совсем неважно,тем более,что в СССР имели дурную привычку часто менять их в зависимости от изменений генеральной линии партии !
« Последнее редактирование: 15 Марта 2017, 11:19 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"