Автор Тема: "Библейские патриархи" против легендарных генералов".  (Прочитано 11203 раз)

Оффлайн КАЮР

  • Global Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3027
Однако, остаются вопросы : 1.) "..Норвежские батареи прекратили огонь по «Блюхеру» в 5 часов 23 минуты. - ДОБИВАТЬ НЕ СТАЛИ ? Или была другая причина ? А если бы, торпеды не попали бы или не сработали ? И уцелевшие десантники, озлобленные до предела холодной купелью в апрельской воде и испытывающие невыносимый зуд от мазута, решили бы - "патронов не жалеть и пленных не брать" ?! 2.) Броненосец "Лютцов" получив несколько попаданий, был вынужден задним ходом выходить из-под обстрела. "Пятиться" и очень медленно, т.к. развернуться из-за узости пролива он не мог. Более того, манёвр затруднён в стеснённой акватории по причинам наличия ( возможного ) мин и подводных камней ( реального ),а также из-за плохой управляемости при движении вперёд кормой. Почему же его не продолжали обстреливать ?

Второй по значимости военный объект крепости Оскарсборг - секретная подводная батарея. Возведена в 1898-1901. Пусковые шахты находятся под водой в скальном массиве слева. На переднем плане виден НП батареи, сзади - мастерская. В Норвегии всего две таких батареи, вторая - на форту Kvarven около Бергена. Батарея имеет три пусковых тоннеля по две торпеды в каждом. На момент начала войны с Германией батарея имела на вооружении торпеды системы Уайтхеда, сделанные в 1900-м году на заводе Fiume, что в Австро-Венгрии. Каждая такая торпеда имела БЧ в 100 кг тротила. Не самое современное вооружение на тот момент...
Батарея прошла модернизацию в 1980 г. и находилась в строю на охране рубежей аж до 1993 г.
В марте 1940-го года командир батареи убыл в Осло по болезни, и.о. командира был бывший командир батареи kommandørkaptein Andreas Anderssen, который к тому времени более 13-и лет был на пенсии и жил в Дробаке. В ночь на 9-е апреля он был вызван в крепость и прибыл на батарею. Ни он, ни остальной расчет не знали, сработают ли эти древние торпеды и вообще, сумеют ли они покинуть пусковые тоннели. Получив сполна из 280-мм калибра Главной батареи и от батарей в Дробаке горящий "Блюхер" в 0430 вошол в зону поражения торпедной батареи. Его командир надеялся спасти корабль, маневрируя двигателями. До Осло им оставался какой то час ходу. Когда до "Блюхера" оставалось всего 500 м, командор Anderssen скомандовал: "Пуск!". Первая торпеда угодила в носовую часть гиганта под первую башню и причинила относительно мало вреда. Командор скорректировал прицел и пустил вторую торпеду, которая угодила в мидель в район машинного отделения. Крейсер потерял ход, машинное отделение охватил огонь, который в 0530 добрался до погреба 105 мм снарядов корабельной ПВО. Взрыв погреба проделал чудовищную пробоину в средней части корабля и в 0630 гордость нацистского флота перевернулся и приказал долго жить. Из 2 тысяч человек экипажа и оккупационных войск из Gruppe 5, находившихся на борту крейсера, половина пошла на дно или сгорела в пожаре мазута, разлившегося по поверхности воды. Остальные в довольно жалком состоянии были выловлены из фьорда и взяты в плен ротой норвежских гвардейцев. На корабле были, между прочим, оккупационная администрация, а также спецназ, имевший целью захват парламента, правительства, короля и золотого запаса страны в государственном банке.
...
...

Пролив Дробакзунд с парусным кораблём и городком Дробак на заднем плане. Как раз, в том месте где сейчас парусник, крейсер "Блюхер" получил в бок первую торпеду...

« Последнее редактирование: 08 Апреля 2017, 07:37 от КАЮР »

Оффлайн КАЮР

  • Global Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3027
"..Спустя полтора года состоялось расследование обстоятельств гибели «Блюхера», на котором настояли представители сухопутного командования. Они возложили вину на моряков за большие потери среди личного состава армейских подразделений. Капитан-цур-зее Фольдаг намеревался застрелиться, но его удержал командир 163-й дивизии генерал-майор Эрвин Энгельбрехт. Однако злой рок все равно настиг Фольдага: самолет, на котором он летел, рухнул в воды Осло-фиорда, и капитан-цур-зее завершил свой жизненный путь там же, где его крейсер..."
" Но есть НЮАНС!" (с)

Военные упрекали моряков в недостатке спасательных средств, в отсутствии инструктажа войск о действиях при возможной гибели корабля, а командира в неверных действиях, в частности - в том, что он не выбросил корабль на берег. По их мнению, все это привело к "большим потерям" среди войск. Капитан цур зее Фольдаг уже не мог ответить на эти обвинения. На него тяжело подействовала гибель корабля; на Аскенхольме он хотел пустить себе пулю в лоб, от чего его с трудом отговорил генерал Энгельбрехт. Однако судьба нашла Фольдага: 16 апреля самолет, на котором он летел в качестве пассажира, рухнул в воды Осло- фиорда, и командир нашел себе могилу там же, где погиб его крейсер.

Оффлайн КАЮР

  • Global Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 3027


Военнослужащие потопленного немецкого тяжелого крейсера «Блюхер» (Blücher) на берегу норвежского Осло-фиорда.

Цитата: http://wikimapia.org/12938288/ru/Главная-южная-батарея-крепости-Оскарсборг
« Последнее редактирование: 08 Апреля 2017, 09:32 от КАЮР »

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Уважаемый Алексей ! Спасибо большое ! У меня не хватает слов, чтобы поблагодарить Вас за Ваши дополнения, фото и схему. Причём, фото со спасшимся в нижнем белье в окружении одетых по всей форме "камрадов" в мундирах, - особенно красноречиво. О "нюансе" - капитан-цур-зее очень своевременно погиб, и, как говорится : "все концы в воду"... Касательно возможности того, что "Блюхер" мог бы выброситься на берег - это "вилами по воде писано".
« Последнее редактирование: 08 Апреля 2017, 14:26 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"Вопросы, которые остаются" и, т.с. "нюансы ( с )" : 1.) "..Огромным преимуществом береговой обороны была ее практически полная неизвестность для немцев. В соответствии с немецким Дополнением №3 от 1 апреля 1940 года (ОКМ, 3-й отдел военно-морского командования, Б. № 474) береговая оборона в районе Осло состояла из: «Дребак (около Осло). Форт Оскарсборг: восемь орудий по морским целям. В дальнейшем, по-видимому, подготовленные позиции для батарей по морским целям. В фарватере у Дребака поставлено электрическое минное заграждение» - "..В марте 1940-го года командир батареи убыл в Осло по болезни, и.о. командира был бывший командир батареи kommandørkaptein Andreas Anderssen, который к тому времени более 13-и лет был на пенсии и жил в Дробаке. В ночь на 9-е апреля он был вызван в крепость и прибыл на батарею. Ни он, ни остальной расчет не знали, сработают ли эти древние торпеды и вообще, сумеют ли они покинуть пусковые тоннели..." ; 2.)  ".. К чести ( ? ) "Кригсмарине" надо сказать, что немецкое командование было введено в заблуждение военной разведкой и не предполагало встретить в Норвегии серьезного сопротивления. Директива от 1 марта 1940 года гласила: «Принципиально нужно стремиться к тому, чтобы придать этой операции характер дружеского захвата, целью которого является вооруженная защита нейтралитета северных государств. Соответствующие требования будут переданы правительствам с началом захвата. Демонстрации флотов и воздушные демонстрации придадут в случае необходимости необходимый акцент». В соответствии с оперативным приказом №1 группы XXI от 5 марта 1940 года основным вариантом развития операции был вариант «А» (мирная оккупации). О том, насколько сильна была вера в мирный захват, можно судить по следующим пунктам этого приказа: «Правомочное чувство собственного достоинства норвежских вооруженных сил нужно беречь тем больше, что это позволит (при тактичном поведении) завоевать для нас офицерский корпус. Стрелковое оружие и боеприпасы нужно конфисковывать только тогда, когда не гарантировано лояльное поведение войск. Незаконное применение оружия всякого рода должно исключаться в любом случае (например, при охранении боеприпасов)». Согласно указаниям адмирала Кюммеца, немецкие корабли могли открывать огонь только по сигналу с флагмана, игнорируя предупредительные залпы и не обращая внимания на освещение прожекторами, по которым рекомендовалось не стрелять, а ослеплять их операторов собственным боевым освещением..." - в Германии был "Абвер" во главе которого стоял БЫВШИЙ офицер ВМФ Канарис, а ещё был некий Видкун Квислинг, который в 1933 году создал и возглавил национал-социалистическую партию в Норвегии, известную как «Национальное единение» и в 1931—1933 годах он являлся МИНИСТРОМ ОБОРОНЫ Норвегии. Не говоря уже о немалом количестве норвежцев-агентов среди сторонников Германии. Однако, результат, как говорится "на лице". Возможно, что сыграло свою роль отсутствие взаимодействия в отношении обмена информацией между военными ( "Абвер" ) и политическими структурами ( НСДАП ) Третьего Рейха - их зарубежными отделами. Подобное имело место и в СССР между РУ РККА и 5 отделом ГУГБ НКВД СССР и, возможно, "Коминтерном".
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"Вопросы, которые остаются" и, т.с. "нюансы ( с )" : ".. немцы предполагали встретить в Норвегии серьезного сопротивления : директива от 1 марта 1940 года гласила: «Принципиально нужно стремиться к тому, чтобы придать этой операции характер дружеского захвата, целью которого является вооруженная защита нейтралитета северных государств. Соответствующие требования будут переданы правительствам с началом захвата. Демонстрации флотов и воздушные демонстрации придадут в случае необходимости необходимый акцент». В соответствии с оперативным приказом №1 группы XXI от 5 марта 1940 года основным вариантом развития операции был вариант «А» (мирная оккупации). О том, насколько сильна была вера в мирный захват, можно судить по следующим пунктам этого приказа: «Правомочное чувство собственного достоинства норвежских вооруженных сил нужно беречь тем больше, что это позволит (при тактичном поведении) завоевать для нас офицерский корпус. Стрелковое оружие и боеприпасы нужно конфисковывать только тогда, когда не гарантировано лояльное поведение войск. Незаконное применение оружия всякого рода должно исключаться в любом случае (например, при охранении боеприпасов)».
Вероятно, был расчёт на пронемецкое влияние в Норвегии упоминавшегося выше, Видкуна Квислинга и его сторонников, а так же, на Кнута Гамсуна ( Knut Hamsun, настоящее имя Кнуд Педерсен, Knud Pedersen) — норвежского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе за 1920 года и его авторитет среди читателей и почитателей его таланта, среди которых был и Максим Горький ( Пешков ), который писал в 1928 г., что "в современной литературе я не вижу никого, равного ему по оригинальности творчества". А после прихода Гитлера к власти в Германии и во время Второй мировой войны Гамсун, ранее систематически проповедовавший немецкую культуру и выступавший против англосаксонской, встал на сторону нацистов и поддерживал Видкуна Квислинга. Более того, в 1943 году Гамсун передал свою медаль нобелевского лауреата министру пропаганды Третьего Рейха Геббельсу.
« Последнее редактирование: 08 Апреля 2017, 15:18 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Есть книга "Захват Дании и Норвегии. Операция «Учение Везер». 1940-1941 гг.", Хубач Вальтер. Аннотация : "Захват Дании и Норвегии вооруженными силами Германии представлял собой единую операцию, завершенную через несколько недель после ее начала. Это был первый пример современного комбинированного ведения войны тремя родами войск. Без объявления войны 9 апреля 1940 года немецкие военные корабли высадили десант сразу в нескольких норвежских и датских портах. Одновременно в Данию через сухопутную границу вошли моторизованные части вермахта. Операция носила кодовое название «Учение Везер».
Подробное историческое исследование операции «Учение Везер», основанное на оперативных сводках руководства штаба вермахта, дает точную хронологию событий и указывает на участие в операции отдельных частей и соединений. Дополнительно использованы оперативные сводки, военные дневники и документы Нюрнбергского процесса..." - http://www.e-reading.club/book.php?book=1002609 Справка : "Вальтер Хубач ( Walther Hubatsch; 17 мая 1915, Кёнигсберг — 29 декабря 1984, Бонн) — немецкий историк ..  С 1939 по 1944 годы он был офицером пехоты на Западном и Восточном фронтах. Во время коротких отпусков в 1941 году Хубач получил докторскую степень за работу «Немецко-скандинавские отношения в контексте европейской политики». Выступал сотрудником журнала боевых действий командования вермахта. После Второй мировой войны Хубач работал в Гёттингене. С 1956 года он профессор в Бонне. В 1959—1983 гг. заведовал кафедрой истории Средних веков и Нового времени.Хубач относился к консервативно настроенным историкам..." - но можно ли ему во всём и всецело доверять ?
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Есть книга "Захват Дании и Норвегии. Операция «Учение Везер». 1940-1941 гг.", Хубач Вальтер. Аннотация : "Захват Дании и Норвегии вооруженными силами Германии представлял собой единую операцию, завершенную через несколько недель после ее начала. Это был первый пример современного комбинированного ведения войны тремя родами войск. Без объявления войны 9 апреля 1940 года немецкие военные корабли высадили десант сразу в нескольких норвежских и датских портах. Одновременно в Данию через сухопутную границу вошли моторизованные части вермахта. Операция носила кодовое название «Учение Везер».
Подробное историческое исследование операции «Учение Везер», основанное на оперативных сводках руководства штаба вермахта, дает точную хронологию событий и указывает на участие в операции отдельных частей и соединений. Дополнительно использованы оперативные сводки, военные дневники и документы Нюрнбергского процесса..." - http://www.e-reading.club/book.php?book=1002609 Справка : "Вальтер Хубач ( Walther Hubatsch; 17 мая 1915, Кёнигсберг — 29 декабря 1984, Бонн) — немецкий историк ..  С 1939 по 1944 годы он был офицером пехоты на Западном и Восточном фронтах. Во время коротких отпусков в 1941 году Хубач получил докторскую степень за работу «Немецко-скандинавские отношения в контексте европейской политики». Выступал сотрудником журнала боевых действий командования вермахта. После Второй мировой войны Хубач работал в Гёттингене. С 1956 года он профессор в Бонне. В 1959—1983 гг. заведовал кафедрой истории Средних веков и Нового времени.Хубач относился к консервативно настроенным историкам..." - но можно ли ему во всём и всецело доверять ?
Впрочем, в отношении качества разведданых герр Хубач не лукавит и честно пишет, что "..о норвежских вооруженных силах, положении и силе береговых укреплений говорили только скудные документы, но отсутствовала даже пригодная карта — настолько операция против Норвегии не входила в расчеты германского Генерального штаба ( "настолько не входила в расчёты" ?! А как же просьбы адмирала Деница о необходимости баз для ПЛ и требования германских промышленников о свободном доступе к шведской железной руде и месторождениям никеля на севере Норвегии ?! - прим. Р.Г. ).
Первые оперативные и тактические приказы обрабатывались самыми примитивными средствами, туристическими путеводителями и аналогичными малоподходящими вспомогательными пособиями. Недостаток документов выявился уже при высадках и имел серьезные последствия. В наличии имелись лишь предположительные позиции батарей (например, Тронхейм, Нарвик), другие были неизвестны или недооценены в их эффективности (например, Осло-фьорд)..." - http://www.e-reading.club/chapter.php/1002609/3/Hubach_Valter_-_Zahvat_Danii_i_Norvegii_Operaciya_Uchenie_Vezer_1940-1941.html
« Последнее редактирование: 08 Апреля 2017, 15:45 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Интересно сравнить с боевыми действиями в районе Нарвика : "..8 апреля германские эсминцы коммодора Бонте счастливо разминулись в Вест-фьорде с группой английского кораблей во главе с линейным крейсером «Ринаун», в 4 часа утра миновали маяк Барё и вошли в Уфут-фьорд. Здесь они натолкнулись на норвежский сторожевик «Кельт», а через несколько минут на второй — «Михаэль Сарс». Эсминец «Дитер фон Рёдер» сигналом приказал им вернуться в порт, для пущей убедительности сделав несколько выстрелов из 37-мм зениток. Но перед тем, как подчиниться, норвежцы успели передать тревожное донесение по радио на находящиеся в Нарвике броненосцы береговой обороны. Вскоре оба сторожевых корабля были захвачены ЭМ «Рёдер», который был оставлен на дозорной позиции у входа в фьорд.
Получив сообщение с «Кельта» о приближении немецкого соединения, капитан 2 ранга Аским приказал «Эйдсволлю» выйти из порта, а сам на флагманском корабле занял позицию в глубине Нарвикской гавани, чтобы держать под прицелом орудий вход в нее.
Батальону III/GJR 139 предстояло захватить расположенные у входа в фьорд батареи «Рамнес» и «Хавнес». Около 5 часов «Ганс Людеман» высадил роту с командиром батальона майором Гансом фон Шлеебрюгге на южном берегу, а с «Антона Шмитта» на северный берег сошла 6-я рота обер-лейтенанта Оберштайнера. При этом «Шмиттом» был остановлен норвежский сторожевик «Сенья», на который высадили группу захвата. Горные егеря по глубокому снегу карабкались на скалы, но каково же было их удивление, когда на отмеченных на картах местах не оказалось никаких батарей. Последующие поиски ни к чему не привели. Правда, роте Оберштайнера повезло больше: ей удалось найти хотя бы бетонные фундаменты под орудия. В 10 часов измотанные егеря получили приказ грузиться на корабли и идти на соединение с основными силами.
Разгадка этой курьезной истории была найдена позднее. Оказалось, что принятое еще в 1912 году решение установить батареи для защиты Уфут-фьорда так и осталось на бумаге, а германская разведка оказалась чересчур эффективной. Этот факт сыграет свою роль уже через несколько дней…
Тем временем «Ценкер», «Кёльнер» и «Кюнне» направились в Херьянгс-фьорд для высадки десанта в направлении Эльвегордсмуэна, чтобы захватить склады с оружием. Эсминцы должны были при необходимости оказать артиллерийскую поддержку, но этого не потребовалось. 3-й батальон под командованием майора Вольфа Хагемана занял поселок и продвинулся к озеру Хартвиг, где был создан опорный пункт. В захваченном арсенале оказалось 315 ручных пулеметов, 8 тысяч винтовок, большое количество патронов, а также больше тысячи мундиров и комплектов зимней одежды. Благодаря этому горные егеря генерала Дитля в последующих боях не испытывали недостатка в обмундировании, оружии и боеприпасах. В 08:30 в Эльвегордсмуэн прибыл «Эрих Гизе», отставший от группы из-за заливания машин.
Три оставшихся в его распоряжении эсминца, на борту которых остались штаб и 2-й батальон (майор Артур Хауссельс) 139-го полка, коммодор Бонте повел к Нарвикской гавани, но в 05:15 на их пути возник «Эйдсволль». Хотя стояла ненастная погода, а видимость не превышала нескольких кабельтовых, для норвежцев появление германских кораблей не оказалось неожиданным. Грянул выстрел из 210-мм орудия броненосца. Водяной фонтан поднялся перед носом одного из эсминцев, «Тиле» и «Арним» тотчас развернулись и скрылись в снежной пелене. Флагманский «Вильгельм Хайдкамп» застопорил машину и поднял примирительный сигнал «Высылаю шлюпку с офицером», заставив норвежцев прекратить огонь.
Немецкий парламентер капитан 3 ранга Генрих Герлах из штаба Бонте сообщил командиру «Эйдсволля» капитану 2 ранга Одду Виллоху, что немцы пришли как друзья и защитники, но предложил разоружиться. Виллох связался с Аскимом, но тот повторно приказал встречать противника огнем. Получив такой ответ, Герлах спустился обратно в шлюпку. Отойдя на безопасное расстояние, он выстрелил в воздух красную ракету, за которой без промедления последовал двухторпедный залп флагманского эскадренного миноносца. Следы торпед были почти не видны — густая утренняя дымка стелилась над водой. Удар пришелся в район носовых пороховых погребов «Эйдсволля». Страшный взрыв разнес старый корабль на куски. Из всей команды удалось спастись только шестерым морякам, 177 человек погибло.
Около 05:45 в бой с двумя германскими эсминцами, пытавшимися приблизиться к пирсу, вступил «Норге». Залпы устаревших орудий ложились перелетами. Броненосец успел выпустить пять 210-мм и семь 150-мм снарядов. «Бернд фон Арним» ответил своим 127-мм калибром и выстрелил семь торпед. Пораженный двумя из них, «Норге» перевернулся и затонул вместе со 102 членами экипажа. Шлюпки германских эсминцев и стоявших в Нарвике торговых судов спасли 89 человек, в том числе и Аскима.{14} С гибелью «Норге» сопротивление прекратилось. Норвежские подводные лодки противодействия высадке не оказали (позже ушли в Харстад). Не сделали ни одного выстрела и «бофорсы» батареи «Фрамнес».
Тем временем «Георг Тиле» и «Вильгельм Хайдкамп» вошли в гавань и начали высадку. Нарвик удалось взять, практически не встретив сопротивления. Комендант города сразу отдал приказ о прекращении огня, затем отправился к Дитлю и лично ему сдался в плен. Десантники быстро заняли ключевые позиции в городе и окрестностях, и в 08:10 Дитль радировал в штаб XXI группы, что Нарвик в его руках. Во второй половине дня он собрал в «Гранд-отеле» представителей военных и гражданских властей и выразил им благодарность «за проявленное благоразумие, позволившее избежать лишних жертв». Не обошлось без курьезов: буквально на глазах у упоенных быстрой победой немцев майоры Спьельднэс и Омдаль вывели из города 180 не желавших сдаваться солдат, к которым прибилось еще двое моряков с броненосца «Норге». Они заняли позиции вдоль железной дороги, по которой доставлялась железная руда из Швеции, а затем отошли к северу на соединение со своими войсками.
Нарвик прежде всего был отправной точкой вывоза руды, и тем утром в его гавани находилось 27 торговых судов пяти национальностей.{15} Неожиданное появление военных кораблей привело к тому, что капитан немецкого рудовоза «Бокенхайм» выбросил свой транспорт на прибрежные скалы, настолько сильной была его уверенность в том, что это были англичане. Все британские суда были захвачены, но носить флаг противника им пришлось недолго…
Теперь коммодору Бонте было необходимо успеть заправить эсминцы для обратного перехода прежде, чем британский флот блокирует их в фьорде. Дело осложнялось тем, что в его распоряжении имелся только один танкер — «Ян Веллем» (11 776 брт), накануне вечером пришедший из секретной базы «Базис Норд» (под Мурманском) под видом торгового судна. Второй — сильно отставший от графика «Каттегат» (6031 брт) — около полудня 9 апреля был перехвачен южнее Будё норвежским кораблем охраны рыболовства «Нордкап» (капитан-лейтенант Йонсен). Сторожевик снял 34 человека экипажа танкера и потопил его, расстреляв из единственной 47-мм пушки.
В 14:30 флагманский эсминец пришвартовался к борту «Веллема» и начал заправку. Перекачка нефти проходила крайне медленно, так как переоборудованный из китобойной базы танкер мог обслуживать не более двух кораблей одновременно, затрачивая на каждый по семь-восемь часов. К вечеру был заправлен только «Хайдкамп», а «Ценкер» и «Кёльнер» еще стояли у борта танкера, поэтому было решено отложить выход группы в обратный путь на сутки. Эта задержка имела самые трагические последствия. Прозевав германскую высадку в Норвегии, англичане все же постарались продемонстрировать, что их флот еще правит морями. Велико же было удивление немцев, когда на рассвете 10 апреля у Нарвика неожиданно появились британские эсминцы…"- цитируется из "Захват Нарвика". Патянин Сергей Владимирович: «Везерюбунг»: Норвежская кампания 1940 г." : http://www.norge.ru/weser13 Р.S. "Базис Норд" - "История создания этой тайной базы Кригсмарине берет свое начало в кабинетах ОКМ, где о необходимости организации заграничной базы для германского военного флота в районе Скандинавского полуострова основательно и долго думали. Но гросс-адмирал Редер обратился лично к рейхсканцлеру Гитлеру по данному вопросу лишь после начала Второй мировой войны.
По замыслу адмирала, такая база Кригсмарине должна была иметь несколько назначений. Во-первых, стать передовой базой при наступлении на Британские острова. Во-вторых, основным опорным пунктом на кратчайшем пути германских судов из Атлантики в Тихий океан и обратно, А главное — быть опорой арктической системы Третьего рейха в советском секторе Арктики.
Безусловно, решающую роль в осуществлении этих планов, по мнению Эриха Редера, должна была сыграть тесная дружба с Советским Союзом. И он вновь не ошибся! Действительно, уже 17 сентября 1939 года, то есть не дожидаясь окончательного решения вопроса о создании базы» в Мурманск пришли лайнер «Бремен» и немецкие транспорты «Кордиллере» и «Сан-Луи» с грузами и техникой для будущей «Базис Норд». Но место, где должно было начаться ее строительство, было определено не сразу,
Кроме того, в связи с началом Второй мировой войны германская сторона обратилась к советскому руководству с официальной просьбой — разрешить длительную стоянку и межпоходовый ремонт кораблей Кригсмарине в мурманском порту. Но эта просьба была твердо отклонена советским руководством из политических соображений. Взамен были предложены два района мурманского побережья для базирования немецких кораблей — губы Териберская и Большая Западная Лица.
Выбор нацистов пал на последнюю, так как она не только была хорошо укрыта от чужих глаз сопками материка, полуострова Средний и полуострова Рыбачий, но еще и находилась рядом с советско-финской границей. Фактически Большая Западная Лида не только надежно скрывала немецкие суда, но еще и не позволяла разведчикам Северного флота следить за тем, что происходит в акватории тайной базы, так как находившиеся на побережье посты наблюдения СФ могли видеть лишь отдельные районы Мотовского залива, да и то только в ясную погоду. Вход в Западную Лицу тогдашние посты североморской СНиС вообще не видели.
Считается, что окончательное согласие советской стороны на создание тайной базы Кригсмарине на Кольском полуострове было получено 18 октября 1939 года, когда, по информации руководителя ФБР США Джона Э. Гувера, во Львове состоялась тайная встреча Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, где было подписано некое секретное соглашение, Правда, оба политических руководителя могли принять подобное решение и без личной встречи — например, в процессе личной переписки между И. Сталиным и А, Гитлером.
Что это было за соглашение, до сих пор остается тайной, но мы можем предположить, что один из его пунктов непосредственно касался организации новой нацистской базы.
Эта гипотеза основывается на следующем.
Семнадцатого октября 1939 года на докладе у Сталина: "…присутствовали Ворошилов, Кулик, Кузнецов, Исаков…" И затем: "…сразу же после возвращения Сталина в Кремль (19 октября 1940 года, — Авт.) с 20 часов 25 минут до полуночи у него состоялась беседа с В. Молотовым".
Рассмотрим внимательно статус всех вышепоименованных советских государственных и военных деятелей, с которыми за сутки до секретной встречи во Львове беседовал Иосиф Сталин.
Маршал Климент Ворошилов, маршал Григорий Кулик и адмирал Николай Кузнецов занимали в те годы высшие командные должности в Наркомате обороны, а Вячеслав Молотов был наркомом иностранных дел и куратором Северного морского пути. Встреча с ними руководителя советского государства вполне объяснима.
А вот почему сюда же был приглашен адмирал Иван Исаков, который в то время был председателем специальной военно-морской комиссии? Попробуем найти ответ.
Как известно, эта комиссия была создана для решения особых задач в интересах национальной обороны СССР. К 17 октября 1939 года благодаря работе комиссии адмирала Исакова Краснознаменный Балтийский флот получил от Эстонии, Литвы и Латвии военно-морские базы на балтийских островах Эзель (Саарема) и Даго (Хиума), а также балтийские порты Палдиски, Либава (Лиепая) и Виндава (Вентспилс). Таким образом, Советский Союз плотно охватил Финляндию с юга..." - http://www.e-reading.club/chapter.php/132313/8/Zlobin_-_Arkticheskie_taiiny_tret%27ego_reiiha.html
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
".. по германским источникам, местоположение «Базис Норд» было обозначено координатами 69 градусов 25 минут северной широты, 32 градуса 26 минут восточной долготы. Общее руководство базой было возложено на Административное управление Кригсмарине;
• двадцать пятого ноября 1939 года в базу заходили немецкие подводные лодки U-38 и U-36;
• с декабря 1939 года по апрель 1940 года старшим морским начальником в базе был капитен цур зее Нишлаг, а с июля 1940 года—корветтен — капитен Гаусгофер (он же был командиром корабля снабжения «Фениция»);
• до декабря 1939 года в» Базис Норд» находился быстроходный транспорт — банановоз «Иллер». Второго декабря 1939 года в базу пришли немецкие суда снабжения «Кордиллере» и «Фениция». За ними — танкер-снабженец «Ян Веллем», китобоец «Заксенвальд», метеорологические суда «Викинг-5» и «Кединген»;
• в начале апреля 1940 года в базе ожидали прихода трех танкеров из «авангардной эскадры», которые планировалось использовать для заправки топливом немецких эсминцев, прибывших в Нарвик, Однако фактически в базе находился только один — танкер «Ян Беллем». О дальнейшей судьбе некоторых судов, базировавшихся на «Базис Норд», нам известно следующее:
Паровой рыболовецкий траулер (пароход) «Кединген» был переоборудован в одно из метеорологических судов Кригсмарине. В сентябре 1943 года с «Кединген» в западной части архипелага Земля Франца-Иосифа была высажена метеорологическая экспедиция «Кладоискатель». Через год на этом же траулере в район Восточной Гренландии была доставлена метеорологическая экспедиция «Эдельвейс-1». Но здесь «Кединген» был перехвачен американским ледоколом «Нортленд» и потоплен.
Танкер «Ян Веллем» 20 января 194 0 года вышел в Атлантику, имея на борту, запас продовольствия для тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» и подводных лодок, находившихся в Северной Атлантике. Девятого апреля экипаж танкера обеспечил безопасность входа в Нарвик немецких эсминцев, а затем — пополнение ими запасов топлива. Однако через двое суток германский танкер был атакован английскими эсминцами, поврежден и выбросился на берег у входа в Уфут-фьорд, где пролежал до начала 50-х годов.
Судно «Кордиллере» было потоплено в Готен-хафене в последние месяцы войны, а в конце 40-х — поднято советскими водолазами..." - http://www.e-reading.club/chapter.php/132313/8/Zlobin_-_Arkticheskie_taiiny_tret%27ego_reiiha.html
« Последнее редактирование: 08 Апреля 2017, 17:22 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"