Автор Тема: "Босфор и Дарданеллы - это "палка о двух концах".  (Прочитано 10270 раз)

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..В битве берега с флотом на протяжении многих веков победа оставалась за берегом. Поэтому Наполеон как-то заявил: «Я предпочитаю одну пушку на берегу десяти пушкам на корабле». Он знал, о чем говорил — будучи всего лишь капитаном, в декабре 1793 года Наполеон захватил форт Эгильет, повернул его пушки в сторону рейда и вынудил мощный англо-испанский флот адмирала Худа поспешно убраться из Тулона. А будущий адмирал Горацио Нельсон во время осады Кальви в период с 19 июня по 10 августа 1794 года на предложение генерала, командовавшего осадной группировкой, взять крепость решительным штурмом с моря, ответил: «Я беру на себя смелость утверждать, что возможность противопоставить дерево крепостным стенам уже значительно запоздала». Что уж говорить о двух провальных попытках взять только при помощи кораблей оборонительные сооружения Дарданелл в 1807 и 1915 годах..."
"..При этом не надо забывать еще и того обстоятельства, что удачно попавший с корабля на береговую батарею снаряд самого крупного калибра выведет одну, самое большее две установки, тогда как такой же крупнокалиберный снаряд береговой батареи, попавший в жизненную часть корабля, может вывести последний из строя вместе с 8 — 9 орудиями, шансов же на попадание береговые орудия имеют больше, нежели орудия на корабле, стоящие на подвижной платформе..." - http://militera.lib.ru/h/kolenkovsky/03.html
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Выводы : 1.) Одним только флотом, без помощи десанта и поддержки армии, осуществить операцию подобной Дарданелльской и/или Босфорской - невозможно; 2.) "Подтверждая способность береговых батарей, даже отстававших по качеству от современности, успешно бороться с флотом, Дарданелльская операция выдвинула вопрос установки береговых батарей на закрытых позициях и выявила значение в обороне побережья полевой тяжелой артиллерии. Вспомним, что против внешних батарей, защищавших вход в пролив, т. е. против 16 — 17 орудий крупных калибров, стоявших на открытых установках, флот выставил 19 февраля 1915 г. 104 орудия (8 судов), из них 46 орудий крупного калибра, т. е. почти втрое больше, чем было на берегу, и только этим превосходством огня привел к молчанию открыто стоявшие береговые батареи. Группа внутренних укреплений пролива имела большинство батарей с башенными установками и на закрытых позициях, и вот здесь-то флот потерпел неудачу. Во время операции 18 марта по 6 фортам узкости между Килид-Баром и Кале-Султание был сосредоточен огонь кораблей 1-й и 3-й дивизий, на которых было 38 орудий самых крупных калибров, а в результате выведено было из строя всего 8 орудий, стоявших на открытых установках, из коих 4 окончательно. На промежуточной батарее Дарданос башенная установка, находившаяся под сильным и продолжительным огнем, не пострадала, в башни попало три снаряда, не причинившие вреда. Все это говорит за исключительную живучесть батарей, расположенных на закрытых позициях и в башенных установках. Мы уже видели, что внешние батареи Хеллес, Седд-эль-Бара, Кум-Кале и Оркание на открытых установках себя не оправдали.
Относительно большую сопротивляемость дали открыто стоящие батареи с брустверами, прикрывающими прислугу. Бетонные укрытия до 1½ м толщиной не пробивались снарядами самых крупных калибров.
Особенную заботу судам флота доставили подвижные тяжелые гаубицы. Будучи неуловимыми, а вследствие этого и неуязвимыми, они дали все, что можно было от них ожидать, заставляя корабли много терпеть от их огня, как то было 18 марта с "Aganemnon", "Inflexible" и "Gaulois". Можно с уверенностью сказать, что в будущем при обороне побережья скорострельным крупнокалиберным полевым гаубицам придется отвести почетную роль. Полевой скорострельной дальнобойной артиллерией на открытых установках можно будет с успехом защищать минные поля, имея при этом на каждую батарею несколько заранее обрекогносцированных позиций и пристрелочные данные для каждой из них. Таким образом, скорострельность и мощность современной полевой артиллерии дают полное основание предполагать применение ее при обороне побережья в широких размерах.
Тем не менее в виду увеличения дальности и мощности судовой артиллерии, а равно и усовершенствований техники стрельбы и наблюдения, флот делается господином своего положения и может безнаказанно при наличии достаточного количества снарядов вести огонь по берегу, находясь вне досягаемости береговых батарей; в силу этого является необходимым иметь и на берегу те же калибры и ту же дальнобойность, что и флот..." - http://militera.lib.ru/h/kolenkovsky/03.html Кстати, ещё одним следствием стало распространение мобильных АУ, в т.ч. и крупного и особо крупного калибра,- железно-дорожной артиллерия ( ЖДАУ ), - и использование их в береговой обороне.
« Последнее редактирование: 04 Мая 2017, 16:01 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Интересные факты, связанные с Дарданелльской операцией 1915 года : "..на азиатском берегу в районе Кумкале высадились французские войска при активном участии русской десантной команды крейсера «Аскольд». Целью также было отвлечение сил противника от основного места десанта на полуострове Галлиполи. В первый день французам удалось взять 2 деревни, однако подоспевшие части 3-й турецкой дивизии остановили продвижение французов. Французские войска были обратно посажены на корабли и перевезены на европейский берег. Командир русской десантной команды лейтенант С. Корнилов за проведение операции был награждён орденом Святого Георгия, а также иностранными орденами Почетного легиона и королевы Виктории. Российский и советский академик Крылов в своих мемуарах позже писал, что "английское правительство под конец мировой войны присоединило к своему Средиземноморскому флоту несколько французских крейсеров и наш крейсер «Аскольд», которые и действовали против турок по Малоазиатскому и Сирийскому побережью. На французских крейсерах были орудия не только 6-дюймового, но и 8-дюймового калибра. При обстреле береговых пунктов, как мне сообщили участники, разрывы наших, снаряженных толом снарядов 6-дюймового калибра производили гораздо больший эффект, нежели французские 8-дюймовые, что казалось удивительным, но легко объяснялось тем, что наши тонкостенные фугасные снаряды имели длину в 5,5 калибра, т. е. 33 дюйма, французские же были длиною в 2,75 калибра, т. е. 22 дюйма, и разрывной заряд наших снарядов был больше французских. В ноябре 1921 г. английское правительство предложило нашему взять этот крейсер обратно с уплатой какой-то ничтожной суммы за его охрану..." - http://www.e-reading.club/chapter.php/138801/39/Krylov_-_Moi_vospominaniya.html " Во многих боях отличился и английский крейсер третьего ранга  "Аметист". В марте 1915 года, прикрывая тральщиков  во время неудавшейся Дарданелльской  операции, он, несмотря на обилие мин, зашел в глубь простреливаемого с берегов  пролива дальше всех английских  надводных кораблей, потеряв от вражеского огня 27 человек убитыми и 45 ранеными..." -  http://www.warships.ru/kr/MK17/Mk17-2.htm
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
http://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1008814834.jpg - Александр Больных, "ДАРДАНЕЛЛЫ 1915. Самое кровавое поражение Черчилля" - От издателя :
"Первая книга о Дарданелльской катастрофе 1915 года, основанная не только на британских, французских, немецких, русских, но и на турецких источниках. Всё о самом кровавом и позорном поражении Черчилля и провале первого стратегического десанта в истории. С юности склонный к опасным авантюрам и напрочь лишенный военного таланта, сэр Уинстон в марте 1915-го вознамерился одним ударом выбить Турцию из войны, с боем прорвавшись через Дарданеллы к Константинополю и заставив «османов» капитулировать. Но отвратительно спланированная и бездарно проведенная операция завершилась трагедией — всего за день англо-французский флот потерял на минах и под огнем береговых батарей три броненосца, еще несколько кораблей получили серьезные повреждения и спаслись лишь чудом. Еще худшей бойней обернулся десант на полуостров Галлиполи, где наступление также захлебнулось, и союзники положили в позиционной мясорубке 150 тысяч человек с нулевым результатом. Этот провал был тем более унизительным, что в зоне высадки турки не имели даже пулеметов, а косили наступающих из многоствольных картечниц, в других армиях давно снятых с вооружения. Последней каплей стала гибель еще трех броненосцев, потопленных немецкой подлодкой и турецким миноносцем, и провал второго десанта в бухте Сувла, после чего было решено эвакуировать галлиполийские плацдармы.
Эта книга восстанавливает все обстоятельства крупнейшей военной катастрофы в британской истории и самого постыдного фиаско в карьере Черчилля, после которого он вынужден был уйти в отставку с поста Первого Лорда Адмиралтейства (военно-морского министра)". : http://www.rulit.me/books/dardanelly-1915-samoe-krovavoe-porazhenie-cherchillya-read-468176-1.html
« Последнее редактирование: 04 Мая 2017, 18:11 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..У о.Тенедос к потрёпанной эскадре адм. Дакворта присоединилась русская эскадра адмирала Сенявина. Сенявин предложил повторить попытку общими силами. Но Дакворт отказался: «Где не имела успеха британская эскадра, вряд ли преуспеет какая другая» .. Карьере Дакворта неудача не повредила. Он продолжал подниматься в чине и последовательно занимал высокие должности..."
Интриги и околичности : "..Не было единства и среди английских флагманов. Дукворт был категорически против какого-либо объединения с Сенявиным:
– У нас нет инструкций на большую войну в Дарданеллах. К тому же мы и так надавали султану изрядных пощечин! Контр-адмирал Смит открыто рассмеялся ему в лицо: – По-моему, вдрызг разбили рожу нам!
– Что ж,- помрачнев, буркнул Дукворт. – На войне случается всякое, фортуна изменчива. Но пока я не получу соответствующих бумаг из Лондона, я не приближусь к Дарданеллам ни на дюйм! Это мое последнее слово!
Дукворт не был до конца искренним со своими подчиненными. В секретном ящике у него давно уже хранился пакет, засургученный личными печатями короля и премьер-министра. Пакет этот он должен был вскрыть в случае встречи с русской эскадрой. А потому не далее как утром этого дня Дукворт сорвал печати. Ознакомившись с содержанием, он решил повременить с объявлением своего решения относительно последующих действий. Скорее всего, британский командующий опасался новой вспышки недовольства на кораблях. А ситуация на эскадре была, и впрямь, не простая. Позицию Дук-ворта поддерживали лишь офицеры его походного штаба. За младшего флагмана Смита стояли все без исключения командиры кораблей, те, кого в британском флоте исстари именовали уважительно «fire-eaters», то есть «огнееды». Капитаны-"огнееды" считали, что надо бы еще раз с русскими пробиться к Константинополю и наказать турок за проявленное вероломство. Чтобы Дукворт не мог отмахнуться от их мнения, они направили своему командующему коллективное письмо с изложением выработанного плана. И теперь Дукворту необходимо было в соответствии с законом и традициями дать своим капитанам столь же аргументированный письменный ответ..>>.. Из воспоминаний Павла Свиньина, присутствовавшего на тех переговорах в качестве секретаря: «По приглашению Дукворта ездили мы с адмиралом к нему обедать на корабль… Сильное волнение не воспрепятствовало Сенявину пуститься к Дукворту. После приветствий началось настоящее дело: английский адмирал всячески старался доказывать Сенявину невозможность вторичного предприятия на Константинополь и почти открыто изъявлял свое несогласие к содействию. На корабле его находился английский посланник Эрбетнот, который оставался тут со времени отбытия своего из Константинополя. По болезни своей он к нам не выходил. Несмотря на словестный отказ Дукворта, адмирал отнесся к нему сего дня бумагою, начиная ее так: «Что в исполнение последнего повеления Государя Императора, дабы побудить Порту возвратиться к той политической системе, которую она оставила по коварным нарушениям французов, потребно ему для вспомоществления 5 кораблей с соразмерным числом фрегатов и малых судов, кои, присоединясь к нашим, долженствуют споспешествовать к успеху и славе предприятия, имеющего столь важную цель для общих дел Европы»…Получили от него в ответ следующее: «…Видя нынешнее укрепление Константинопольских берегов, почитаю совершенно невозможным употребить противу оных корабли, без содействия сухопутных воск, и для того он не может решиться жертвовать своими морскими силами». После переговоров к секретарю Свиньину подошел раздосадованный Сидней Смит.
– Что касается меня, то я был бы счастлив еще раз вместе с вашим адмиралом штурмовать Дарданеллы! Однако, как сами видите, наш командующий этого не желает. Он хочет идти к тунисским берегам блокировать тамошнюю французскую эскадру! Лавров мы там, явно, не пожнем, а время потеряем! ..>>.. На следующий день в десять часов на «Твердый» прибыл Дукворт. Адмиралы снова закрылись в салоне, и переговоры продолжились. Из воспоминаний Свиньина: «Сенявин вновь сильнейшим отношением убеждал английского адмирала к содействию его вышесказанным числом кораблей, представлял возможность, несмотря на страшные укрепления, нанести чувствительный удар оттоманской столице и с помощью имеющихся у него десантных войск сделать нужные высадки…»  В своем дневнике Сенявин записал в тот день многозначительно: «…Упрашивал его всевозможно».
– Я понимаю, что фактор внезапности теперь уже утрачен! – внушал Дукворту напоследок Сенявин. – Но мы можем сбросить небольшой десант на Галлипольский полуостров. И пока он свяжет боем гарнизоны крепостей, мы совместно прорвемся к Константинополю! Англичанин в ответ на это лишь мотал головой.
– Если британский флот не смог преуспеть в этом мероприятии, то еще меньше надежды, что успех будет сопутствовать флоту любой иной нации! Пусть у нас будет даже полсотни кораблей, мы все равно ничего не сможем предпринять против Дарданелл!
Более того, Дукворт, казалось, вообще боялся иметь дело с русскими. На второй день переговоров он внезапно огорошил Сенявина:
– Я не только не пойду вместе с вами еще раз на Константинополь, но я вообще не останусь и нескольких дней подле этого проклятого пролива!
– Куда же вы пойдете? – не скрывая своего огорчения, вопросил вконец расстроенный Сенявин. – Вначале чиниться на Мальту, а потом в Египет!
– Но, может быть, вы все же сочтете возможным оставить здесь хотя бы бомбардирские суда, которые вам в Египте совсем ни к чему! Для нас это была бы весьма существенная поддержка! – предпринял последнюю попытку хоть как-то воздействовать на союзника российский главнокомандующий.
– Я не намерен дробить силы своей эскадры, ибо не имею на то соответствующих инструкций! Ни один британский вымпел не останется более в Архипелаге! – был окончательный ответ Дукворта.
– Тогда мне не остается ничего, кроме как пожелать вам удачи! – мрачно закончил разговор Сенявин.
Оба флагмана расстались более чем сухо, даже не подав друг другу руки на прощание.
Из дневников Павла Свиньина : «Наконец Дукворт, после продолжительной переписки, начисто отказался от всякого вспоможения нам против Константинополя, а желал знать, что после сего адмирал намерен предпринять в Архипелаге? Сенявин уведомил его, что полагает нужным занять острова Тенедос, Лемнос и Тассо, как способные снабжать эскадру провизиею, а сей последний и строевым лесом; и если обстоятельства позволят, то и Метелин; учредить беспрерывное крейсерство у берегов азиатских, дабы прервать всякий подвоз из Архипелага съестных припасов в Константинополь и у Дарданелл содержать сильную эскадру, могущую отразить турецкий флот в случае его выхода…»
Утром следующего дня Дукворт снялся с якоря и взял курс на Александрию. Наши англичанам не салютовали. Британские матросы что есть силы махали шляпами и кричали «ура». Капитаны в том им не препятствовали.
– Свидание прошло без радости, а проводы без сожаления! – бросил кто-то из офицеров вслед уходящим британским линкорам... Египетская авантюра Дукворта и сегодня замалчивается британскими историками. И не зря, ибо героического там было мало, зато глупости более чем достаточно!
Покинув Дарданеллы, Дукворт поспешил к Александрии, но вид ее укреплений испугал вице-адмирала, и он решил для начала захватить небольшую крепость Розетту неподалеку от средиземноморской столицы Египта. Крепость и город англичане заняли без всякого сопротивления, но дальше началось невероятное. Как оказалось, турки специально заманили англичан в нескончаемый лабиринт кривых улиц и глухих заборов. Внезапно отовсюду началась стрельба. Солдаты валились замертво сотнями. Раненым местные мальчишки тут же ловко отрезали головы. Оставшиеся в живых бежали к берегу, но до своих кораблей удалось добраться очень немногим. Отомстив вероломному врагу яростной бомбардировкой, Дукворт покинул египетские берега. На сем его авантюра и закончилась. Командующего отозвали на расправу в Лондон, а эскадра ушла зализывать раны на Мальту.
.. В Петербурге расценили дарданелльскую выходку Дукворта как самое заурядное предательство. Император Александр ограничился всего лишь одной фразой, однако прозвучала она публично да еще на официальном приеме:
– Уменьшение морских сил у Дарданелл, благодаря неизвинительному поведению союзников (при этом царь многозначительно посмотрел на стоявшего неподалеку английского посла), ставит нашего Сенявина в положение весьма и весьма нелегкое! Но мы справимся и без сбежавших!" - цит. из Шигин Владимир Виленович "Битва за Дарданеллы". Таким образом, даже не стоит строить предположения, что в случае соединения эскадр Дукворта, Сенявина и Пустошкина, могло быть нечто подобное Наваринскому сражению 1827 года не говоря уже о захвате Проливов и Стамбула ...
« Последнее редактирование: 04 Мая 2017, 17:58 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Относительно Дарданелльской операции 1915 года можно, так же сказать, что при комбинированной атаке союзников по "Антанте" со стороны Дарданелл и Босфора при реальном положении дел успеха вряд ли можно было бы ждать ...
« Последнее редактирование: 05 Мая 2017, 11:53 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Интересные факты, связанные с Дарданелльской операцией 1915 года : "..на азиатском берегу в районе Кумкале высадились французские войска при активном участии русской десантной команды крейсера «Аскольд». Целью также было отвлечение сил противника от основного места десанта на полуострове Галлиполи. В первый день французам удалось взять 2 деревни, однако подоспевшие части 3-й турецкой дивизии остановили продвижение французов. Французские войска были обратно посажены на корабли и перевезены на европейский берег. Командир русской десантной команды лейтенант С. Корнилов за проведение операции был награждён орденом Святого Георгия, а также иностранными орденами Почетного легиона и королевы Виктории. Российский и советский академик Крылов в своих мемуарах позже писал, что "английское правительство под конец мировой войны присоединило к своему Средиземноморскому флоту несколько французских крейсеров и наш крейсер «Аскольд», которые и действовали против турок по Малоазиатскому и Сирийскому побережью. На французских крейсерах были орудия не только 6-дюймового, но и 8-дюймового калибра. При обстреле береговых пунктов, как мне сообщили участники, разрывы наших, снаряженных толом снарядов 6-дюймового калибра производили гораздо больший эффект, нежели французские 8-дюймовые, что казалось удивительным, но легко объяснялось тем, что наши тонкостенные фугасные снаряды имели длину в 5,5 калибра, т. е. 33 дюйма, французские же были длиною в 2,75 калибра, т. е. 22 дюйма, и разрывной заряд наших снарядов был больше французских. В ноябре 1921 г. английское правительство предложило нашему взять этот крейсер обратно с уплатой какой-то ничтожной суммы за его охрану..." - http://www.e-reading.club/chapter.php/138801/39/Krylov_-_Moi_vospominaniya.html " Во многих боях отличился и английский крейсер третьего ранга  "Аметист". В марте 1915 года, прикрывая тральщиков  во время неудавшейся Дарданелльской  операции, он, несмотря на обилие мин, зашел в глубь простреливаемого с берегов  пролива дальше всех английских  надводных кораблей, потеряв от вражеского огня 27 человек убитыми и 45 ранеными..." -  http://www.warships.ru/kr/MK17/Mk17-2.htm
Литературы отечественных и иностранных  ( переводной в т.ч. ) историков и писателей о Дарданелльской операции 1915 г. есть немало, но о Дарданелльской операции 1807 г. этого сказать нельзя. Так, книга англичанина  в переводе найдена пока только одна. Это -  "Дарданелльская операция (1807)", Джесси Рассел, скачать : http://get-knigi.ml/22776-dardanellskaya-operatsiya-1807/ . Дарденналлах в 1915 г. пишет Х.Вильсон в "Линкоры в бою" - 
 http://www.e-reading.club/bookreader.php/61922/Herbert_-_Linkory_v_boyu.html  Данные о броненоносцах и линкорах ( а именно они были главной ударной силой ВМФ ) можно найти в работе Оскара Паркса "Линкоры Британской империи" - http://www.e-reading.club/series.aspx/1000648/Linkory_Britanskoy_imperii.html Он весьма ценится как исследователь в области военно-морской тематики, хотя в аннотации написано, что "англичанин Оскар Паркc никогда не принадлежал к кругу людей, непосредственно связанных с проектированием или строительством тяжёлых броненосных кораблей британского флота. Не довелось ему командовать и каким-либо линкором королевских ВМС. Однако именно ему, врачу – человеку сугубо гуманной профессии – и художнику по призванию, посчастливилось оставить самый глубокий след в историографии британского типа линейного корабля, расцвет и величие которого приходятся как раз на период наибольшего подъёма Британской империи с середины XIX до середины XX столетия". Ещё есть немало документальных фильмов, равно, как и художественных о Дарданелльской операции 1915 г. Их можно без труда найти в "Интернете". Но среди них выделю только один - это "Чанаккале год 1915" ( ). Фильм турецкий и художественный, а значит, что имеет свои недостатки. Во-первых, "каждый кулик своё болото хвалит", а это значит, что о полной объективности и непредвзятости говорить не приходится. Есть и ошибки в области военной специфики. А почему именно этот фильм ? Во-первых, потому, что его обсуждали на форуме "Фортоведъ" : http://fortoved.ru/forum/index.php?t=msg&th=2543&goto=46274&rid=0&S=42ce9b48bb2f5d64cb5028c71716c44a Во-вторых, этот фильм снят в 2012 г., т.е. относительно новый и цветной...
« Последнее редактирование: 05 Мая 2017, 12:07 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
В ПМВ турки имели немало артиллерийский орудий германского производства см. : С. Дроздов, "Германская артиллерия в Первой мировой". часть 10 -  https://www.proza.ru/2011/09/29/323 и "Немецкая крупнокалиберная полевая артиллерия" часть 11, - https://www.proza.ru/2011/10/01/508 .Но на батереях Босфора и Дарданелл стояли и устаревшие орудия Круппа. К тому же, как уже говорилось, там могли быть использованы корабельные пушки с выведенных из строя боевых кораблей и/или недостроенных. А флот Османской империи представлял собой, образно говоря, "сборную солянку" в отношении разных стран и фирм поставщиков боевой техники и вооружения. При этом имелась своя специфика - корабли долго находились в составе ВМФ и неоднократно перевооружались : ".. флот еще одной “полуевропейской” страны — Турции. Некогда могучая морская держава, Османская империя “послесинопского” периода стала сугубо сухопутной. Восстановить былой статус взялся энергичный султан Абдул Азиз, занявший престол в 1861 году. Воспользовавшись тем, что многочисленные деревянные флоты мгновенно потеряли значение, он принял внушительную программу строительства броненосцев, рассчитанную на промышленную базу Англии и Франции. В 1865-1866 годах вступили в строй корабли типа “Османие”. Это были сравнительно большие железные батарейные броненосцы, близкие по своим данным к английским типа “Дифенс”. Все 4 корабля прослужили до 1911 года, неоднократно перестраивались, так что под конец карьеры узнать их было просто невозможно. Не меньшим долгожителем оказался и еще один любопытный батарейно-барбетный броненосец “Ассари-Тевфик”, представлявший собой уменьшенный вариант французского “Тридэн”. Для своего водоизмещения он был неплохо вооружен, имел железный корпус с двойным дном и полный броневой пояс по ватерлинии. Правда, два расположенных на верхней палубе барбета с 8-дюймовыми пушками сильно увеличивали “верхний” вес, поэтому в ходе одной из его модернизаций барбеты сняли, и корабль превратился в чисто батарейный. (Примечательно, что незадолго до этого его предшественники — броненосцы типа “Османие” были переоборудованы в обратном направлении — в барбетно-батарейные!) В конце концов “Ассари-Тевфик” представлял собой одномачтовый корабль с новыми машинами, котлами Никлосса, броневой палубой и вооружением из трех 150-мм и семи 120-мм пушек. В феврале 1913 года, во время второй Балканской войны, броненосец сел на камни и был добит болгарской полевой артиллерией. Несмотря на резко взятый старт, создание броненосного флота вскоре затормозилось по простой причине — бремя военных расходов оказалось непосильным для дряхлеющей империи. Так, Турция не смогла выкупить заказанный в Англии броненосец “Фатих”, и тот в конечном счете стал прусским “Кёнигом Вильгельмом”. Из заложенных в 1872 году двух кораблей типа “Мессудие” в состав флота султана вошел только головной, а второй стал британским “Сьюперб”. (Последний, правда, был реквизирован Англией не столько по финансовым, сколько по политическим мотивам.)
Тем не менее к началу разразившейся в 1877 году войны с Россией флот Турции многократно превосходил морские силы своего противника. Помимо шести линкоров, он имел в составе еще четыре пары броненосцев береговой обороны, построенных во Франции (типов “Ассари-Шевкет” и “Люфти-Джелиль”), Англии (типов “Авни-Иллах” и “Фетхи-Буленд”), а также одинокого “австрийца” “Иджалие”. Разные по типам, они обладали довольно близкими данными: водоизмещение 2000-2700 т, скорость хода 12-13 узлов, вооружение из 4-5 орудий калибром от 7 до 9 дюймов ..>>.. Поражение в русско-турецкой войне имело для османского флота те же последствия, что и для итальянского после Лиссы. Резкое сокращение военно-морского бюджета поставило крест на дальнейшем развитии броненосного флота. За последующие три десятилетия был построен лишь один линкор — “Гамидие”, заложенный на верфи в Стамбуле в 1874 году и вступивший в строй только через 18 лет! Но все рекорды долгостроя побил “Абдул Кадир”, начатый на той же верфи в 1892 году и ставший последним в мире казематным броненосцем. Ему так и не довелось увидеть моря: в 1911 году корпус корабля, все еще находившийся на стапеле, разобрали на металл. 70-е годы прошлого века стали периодом значительного перераспределения сил в мировой политике и экономике. На фоне бурного роста промышленности молодых капиталистических стран претензии Турции на морское господство потерпели фиаско..>>.. Османская империя оказалась вычеркнутой из числа “повелителей морей” навсегда..." - цит. С. Балакин. Ясно, что при финансовых трудностях пушки после перевооружения кораблей респределялись в береговую оборону, армию и в арсеналы...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Вообще, всю Историю за влияние на Турцию соперничали многие державы и оказывали ей дипломатическую, экономическую, финансовую и военную помощь в разных формах. Достаточно вспомнить о т.н. "Оттоманском долге". И "Великолепная Порта" ловко использовала этот фактор! При этом, что называется, страны-соперники не желали чрезмерного усиления Турции и её ВС. Эти противоречивые требования и определяли отношение к ней. Как говорится, "хочется и колется". Естественно, что и помощь Турции не ставилась выше собственных интересов. Например, " у турок имелся броненосец "Фетхи-Буленд" и первоначально два броненосца этого типа англичане предназначали именно для Турции. Они носили название "Пейк-и-Шериф" и "Бурди-Зафер", не претендовали на мореходность и не представляли большой опасности для "владычицы море", поскольку главным театром для них должно было стать Черное море и восточное Средиземноморье. Основным их оружием являлся мощный таран, а артиллерия рассматривалась лишь как подмога. Безусловно, такие корабли вряд ли когда понадобились бы для британского флота, основной задачей которого была дальняя и ближняя блокада. Для нее же эти "турки" не годились совершенно. Но история распорядилась по-другому. 24 января 1877 года Россия объявила войну Турции. Британская империя, серьезно обеспокоенная возможным исходом военных действий для Оттоманской империи - своего любимого восточного союзника, - готовилась выступить против России в союзе с Австро-Венгрией. Предполагалось послать флот в черноморские проливы, доставить туда войска и вести боевые действия в духе Крымской кампании с десантами и обстрелами берегов. И тут выяснилось, что в составе огромных сил "владычицы морей" нет подходящих для этой цели броненосцев, имеющих небольшую осадку для действий у берега, и которые было бы не жалко потерять. Пришлось немедленно "ограбить" собственного же союзника и уже спущенные на воду турецкие корабли были перекуплены британским правительством, получили названия "Бельайл" и "Орион" и начали спешно дооборудоваться уже для собственного флота" ( Источник: "Моделист-конструктор" № 12 за 1991 г. ). Перед ПМВ история повторилась : "эпидемия “дредноутной лихорадки”, охватившая ведущие морские державы, быстро докатилась и до стран “третьего мира”. Одной из первых в крупномасштабную гонку морских вооружений неожиданно включилась Бразилия. Однако аппетиты ее адмиралов оказались не в ладах с возможностями бюджета, и третий из заказанных линкоров — уникальный 7-ми ( семибашенный ! ) “Рио-де-Жанейро” — пришлось продать еще на стадии постройки. Благо покупатель нашелся сразу. Им оказалась Турция, решившая возродить потерянное морское могущество.
Новое правительство так называемых “младотурков”, пришедших к власти в результате революции в июле 1908 года, санкционировало амбициозную кораблестроительную программу, согласно которой Турция намеревалась вскоре получить 6 линкоров, крейсер, 12 эсминцев, столько же миноносцев, 6 подводных лодок и ряд мелких судов. Основу нового турецкого флота должны были составить дредноуты. В июле 1911 года состоялось подписание контракта с известными британскими (тогда еще самостоятельными) фирмами “Виккерс” и “Армстронг”, предполагавшего строительство двух линкоров типа “Решадие”. Проект кораблей разрабатывался на базе “Кинга Джорджа V” и отличался от английского прототипа преимущественно более полными обводами корпуса и несколько “сжатой” по длине компоновкой внутренних помещений. Средняя башня главного калибра была поднята на одну палубу выше, что уменьшило ее заливаемость волнами в штормовую погоду; средняя артиллерия хотя и находилась близко к воде, но была сгруппирована более рационально. Броневой пояс в оконечностях стал тоньше, а запас угля сократился аж на 1130 т (почти на треть!): туркам вовсе не требовалась слишком большая дальность плавания, так необходимая англичанам. В итоге получился компактный сверхдредноут с мощным залпом из десяти 343-мм орудий, по английским меркам довольно заурядный, но не на шутку встревоживший соседей Турции, и в первую очередь — Россию.
Головной “Решадие” заложили в августе, а его систершип “Махмуд Решад V” (по другим данным, он должен был называться “Решад-и-Хаммисс”) — в декабре 1911 года. Однако начавшаяся война с Италией, а затем подряд две Балканские войны нанесли по планам “младотурков” жестокий удар. По финансовым причинам контракт в 1912 году пришлось расторгнуть, но фирма “Виккерс” не прекратила строительство головного корабля, продолжая работы на свой страх и риск. Лишь к началу 1914 года Турция несколько оправилась от потрясений и вновь подтвердила свою готовность выкупить “Решадие”. Состоялось подписание повторного контракта, причем на строительство опять-таки двух кораблей. Но поскольку едва начатый постройкой “Махмуд Решад” уже был разобран, второй линкор, на сей раз получивший название “Фатих”, заказали все той же фирме “Виккерс”. Он в принципе повторял “Решадие”, но был несколько крупнее по размерениям, на 1 700 т тяжелее и на 1000 л.с. мощнее. Закладка его состоялась в июне 1914 года — буквально накануне мировой войны.
Между тем поступавшие сведения о предполагаемом строительстве дредноутов для Греции заставили приобрести еще один линкор. Им-то и стал “белый слон” “Рио-де-Жанейро”. В январе 1914 года достраивавшийся на плаву корабль был выкуплен за 2 млн. 725 тыс. фунтов стерлингов и переименован в “Султан Осман I”. В июле в Англию прибыл его турецкий экипаж, но фирма “Армстронг” по секретному распоряжению Черчилля всячески затягивала передачу дредноута заказчику. И не напрасно: разразившийся мировой конфликт сделал Британскую и Османскую империи непримиримыми врагами. 2 августа “Султан Осман” и почти законченный “Решадие” были реквизированы англичанами и включены в состав Гранд Флита под названиями “Эйджинкорт” и “Эрин”, а “Фатих” разобрали на стапеле. Вместо трех заказанных линкоров Турция в 1914 году неожиданно получила линейный крейсер “Гебен”, ставший единственным дредноутом в истории ее флота..." - цит. из статьи С. Балакина из журнала “Моделист-Конструктор”.
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"По донесению Смита в 1807 г. :
Турки бились отчаянно, пока могли, но превосходство нашего огня, с дистанции мушкетного выстрела, принудило их выбрасываться на берег у мыса Песк. Частью покинув корабли, они присоединились к «солидному отряду азиатов» на берегу, где находился редут. Рассеяв янычар, Смит принялся за уничтожение кораблей. Когда они уже горели, десантные партии со шлюпок разрушили редут и заклепали пушки. Но, рвение и навыки, показанные матросами и морскими пехотинцами в этой второстепенной вылазке, больше не повторились во всю экспедицию..."
http://www.internetwars.ru/Calendar-WWI/February-1915/Fleet-1.jpg  http://s61.radikal.ru/i171/1310/26/28d515db7dd0.jpg - "..18 марта 1915 года союзный флот стран "Антанты" покинул остров Лемнос в полном составе. Командующий флотом адмирал де Робек. По плану предполагалось подавить турецкие береговые батареи и форты, протралить проходы в минных заграждениях и форсировать пролив. Но, при этом высадка десанта не предполагалась. Даже не было предусмотрена высадка диверсионно-разведывательных партий. Принудить к молчанию турецкую артиллерию 18 марта 1915 г. союзникам не удалось, как выполнить все поставленные задачи в целом. При этом, надо отметить, что в отличии от 1807 г., созники не вели бои с турецкими кораблями. А артиллерийскую дуэль с береговой обороной они проиграли и понесли ощутимые потери, поэтому в 18 часов Робек скомандовал "отбой" ( подробнее см. на : http://militera.lib.ru/h/kolenkovsky/03.html ). Вообщем, "результаты всех бомбардировок, начиная с 3 ноября, свелись к следующему:
1. Батареи, прикрывавшие вход в проливы (Оркание, Кум-Кале, Седд-эль-Бар, Хеллес), были окончательно приведены к молчанию, но они представляли еще серьезное укрытие для пехоты.
2. К югу от Эренкиоя и Суан-Дере новые батареи мало пострадали, они были удобно и укрыто расположены и имели бетон.
3. В укрытые батареи Эренкиоя попали тысячи снарядов, но их крупповские орудия не переставали стрелять.
4. Форт Дарданос, несмотря на то, что в него попало 4000 снарядов, потерпел еще меньше; его орудия 1885 года и морские пушки, поставленные германскими моряками на соседних батареях, остались в полной исправности.
5. В Чанаке. в главный форт Гамидие, находившийся под командой немца Верле, 18 марта попало 36 тяжелых снарядов, тем не менее он сохранил достаточно сил, чтобы помешать подходу флота к Кефец, здесь были подбиты два 35,5-см орудия и на Намазие одно 21-см.
6. Килид-Бар пострадал совсем мало, гарнизон его вовсе не имел потерь.
В общем 18 марта было выведено из строя 8 орудий, из которых 4 окончательно. Потери в личном составе за этот же день выразились в 40 убитых и 74 раненых, в том числе 18 немцев" - ( http://militera.lib.ru/h/kolenkovsky/03.html ).
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/72/HMS_Agamemnon_%281908%29_profile_drawing.png - "Повреждения броненосца «Агамемнон», полученные при обстреле турецких фортов в Дарданеллах :

25 февраля, ведя бой с внешними фортами, броненосец получил 7 попаданий, еще 56 снарядов легли недалеко от борта. Попадания распределились следующим образом:

1. Попадание в деррик-кран, пробита труба, 9 раненых.

2. Попадание в полубак во время подъема якоря. Есть жертвы.

3. Попадание в броню 234-мм башни S2. -Снаряд рикошетировал, пробил верхнюю палубу и взорвался. Повреждены электрические кабели .

4. Попадание в первую трубу, взрыв. Разбросаны патроны 76-мм орудий.

5. Сбита брам-стеньга.

6. Пробита 25-фн обшивка в 4 фт выше броневого пояса, затем пробиты 2 внутренние тонкие переборки. Начался пожар в отсеке гидравлических машин, который был быстро потушен. Однако этот отсек расположен между двумя артиллерийскими погребами, поэтому, если бы снаряд отклонился чуть в сторону, последствия могли быть очень тяжелыми.

7. Попадание в 203-мм поясную броню.

«Агамемнон» выпустил 123 снаряда калибра 234 мм, из которых 12 были лиддитовыми. Были отмечены преждевременные разрывы сразу после вылета снаряда из дула орудия.

7 марта броненосец вел бой с фортами Узостей и получил несколько попаданий в броню, которые не причинили никакого вреда. 3 попадания снарядов среднего калибра (вероятно 150 мм) пришлись в небронированные части, размеры пробоин оказались довольно большими. «Агамемнон» выпустил 8 снарядов калибра 305 мм и 145 снарядов калибра 234 мм.

18 марта «Агамемнон» получил 5 попаданий в броню и 6 попаданий в небронированные части корпуса. Один снаряд попал в броню 234-мм башни S3 и повредил осколками левое 305-мм орудие кормовой башни главного калибра. Другим попаданием была разворочена задняя труба и уничтожены 2 — 76-мм орудия. Всего в ходе этих 3 боев «Агамемнон» получил 26 попаданий в основном снарядов среднего калибра". Бронирование броненосца: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D1%8B_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%C2%AB%D0%9B%D0%BE%D1%80%D0%B4_%D0%9D%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BE%D0%BD%C2%BB#/media/File:HMS_Lord_Nelson_1906_midel_section.svg
"Порядок в танковых войсках !"