Автор Тема: Мак-Дональд И.Г.  (Прочитано 7821 раз)

Оффлайн sezin

  • Постоянный посетитель
  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля
    • Email
Мак-Дональд И.Г.
« : 11 Апрель 2009, 18:25 »
МАК-ДОНАЛЬД, Иван-Альфред Георгиевич

— воен. инж-р, г.-л., род. в 1850 г., в Ново-Радомске, происходил из Шотландии. Окончив курс Варш. унив-та по физ. матем. фак-ту, М. поступил во 2-е Конст. уч-ще, из к-рого в 1872 г. выпущен подпор-ком в 10-й грен. Малорос. ген.-фельдм. гр. Румянцева-Задунайского п. В 1875 г. выдержал экзамен на саперн. оф-ра и б. переведен в 1-й сап. б-н, после чего поступил в Ник. инж. ак-мию, к-рую окончил по 1-му разр. в 1878 г., с переводом в воен. инж-ры, и в том же году поступил в мор. строит. часть, где и протекла вся его дальнейш. служба. Назначенный в Ник. порт на долж-сть младш. строителя казен. зданий, М. уже в 1881 г. б. переведен в Кронштадт. порт старш. строите лем, a в 1886 г. назн. отдел. инж. строит. Спб. порта.

 

В 1887—90 гг. М. состоял препод-лем строит. иск-ва в Ник. инж. ак-мии, где читал курс мор. сооружений. В 1890 г. назначен строителем Либавск. воен. порта, переименованного в 1894 г. в порт Ими. Александра III, и в этой долж-ти состоял по день смерти. В 1884 г. М. б. командирован за гр-цу для ознакомления с иностр. портов. сооруж-ми, a в 1890,1892,1894 и 1899 гг. для изучения вопроса о землечерпат. работах. С 1885 по 88 г. каждое лето плавал по берегам Финск. зал. на винт. шкуне Секстан, изучая берега и производя изыскания по выбору места для устр-ва воен. порта. В янв. 1900 г. командирован в П.-Артур для участия в совещат. к-сии по составлению проектов устр-ва порта и кр-сти. Глав. заслугой М. является постройка порта Имп. Александра III и, в частности, разработка внешних оградит. сооружений — мола и волноломов. В истории портостроит-ва сооружение Либавск. волноломов по быстроте возведения не имеет равн. примера. Постройка же самого порта, от искусств. бассейнов, канала с множ-вом пристаней и доков до проведения дорог, водопровода и целого города зданий, прекрасно распланированных и дающих необходимый простор для дальнейш. развития воен. порта, обнаруживает большие организац. данные в их строителе, широту размаха и действит. понимание нужд не только порта, но и того флота, к-рому м. быть суждено на него базироваться. И не вина строителя, прекрасно выполнившего свою задачу, если самое место, выбранное для сооружения порта, явилось стратегич. ошибкой (см. Александра III, Имп-ра, порт). При огромн. эрудиции, М. отличался больш. работоспособностью, педантич. акуратностью и твердым, решительным и настойчивым характером. Заболев сахарн. болезнью, М. б. принужден взять отпуск и уехать в Варшаву, где заболел воспалением легких и 29 июня 1906 г. скончался.