Автор Тема: http://www.castle.lv/title.html  (Прочитано 1635 раз)

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4339
  • "И танки наши быстры ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: http://www.castle.lv/title.html
« Ответ #10 : 20 Декабрь 2016, 02:18 »
  - это один из камней с молитвенной надписью о помощи Борису. Отмель Даугавы ( Западной Двины ).Эпиграф : " Молчат гробницы, мумии и кости.
Лишь слову жизнь дана.
Из тьмы веков на мировом погосте
Звучат лишь письмена". - И. Бунин.
"..к началу XIII века на территории восточной Латвии уже сотни лет проживали славяне-русы и существовали славянские поселения, которые мирно соседствовали с городищами латгалов и ливов. Более того, эти земли бесспорно входили в административную систему древней Руси. Временем отсчёта можно считать X век, когда поход Владимира Святого на Полоцкое княжество определил их принадлежность Киевской державе. Тогда же, в X веке, река Даугава становится западным ответвлением легендарного торгового пути из Варяг в Греки. В древнерусских летописях, среди народов, которые «иже дань дают Руси» упоминаются литвины, эсты, земгалы (земигола), курши (корсь), ливы (либь). Об этом же говорит и автор знаменитой «Повести временных лет», относящейся к началу XII века. Влияние Полоцкого княжества распространялось на всё нижнее течение Западной Двины (Даугавы), вплоть до берегов Венедского залива, именуемого ныне Рижским. О правах русских князей напоминали «камни Бориса», лежавшие по берегам в среднем течении реки. Выбитая надпись «Помоги, Господи, рабу твоему Борису», связана с именем Бориса Всеславовича. На Большом камне в Ницгале (Даугавпилсский район) есть надпись кириллицей: «Да не убоится душа моя врага моего, яко твёрдою рукою десницы отрасль Святополка Александр». По мнению авторитетных исследователей, речь здесь идёт о Святополке Изяславовиче, князе Киевском и Новгородском, современнике Владимира Мономаха. Город Юрьев (ныне – Тарту) был основан в 1030 году Ярославом Мудрым и назван христианским именем этого князя.
Вообще князья и дружинники нередко посещали балтийские вотчины, отправляясь «на полюдье». В Ипатьевской летописи под 1117 годом записано: у князя Рюрика Ростиславовича на пути из Новгорода в Смоленск родился сын Михаил. Произошло это в Лючине (ныне г.Лудза). В честь этого события князь поставил там церковь во имя Св. Михаила. Так что не случайно немецкий монах Мейнард, как пишет Генрих Латвийский в своей «Хронике Ливонии», испрашивал разрешения у полоцкого князя Владимира на проповедование христианства в его землях и строительство церкви в Икесколе (Икшкиле). Тогда же Папа римский Климент III в послании к бременскому архиепископу прямо указывает, что Икшкильское епископство основано на Руси (in Ruthenia).
Естественно, что находясь в рамках соответствующей административной системы, подданные обязаны платить подати, или, по-нынешнему, налоги. Почему-то это грустное обстоятельство сегодня никого не шокирует и воспринимается, как должное. Но, относительно событий восьмисотлетней давности, латышские учебники истории с трагической интонацией вопиют о т.н. «дани», которую злые русские собирали с несчастных балтов. Те, оказывается, «упорно боролись за свою политическую независимость, т.е. против уплаты дани». Класс! Оказывается, можно не платить налоги государству, объявив это «борьбой за политическую независимость». Интересно, а как бы отнеслись к подобной постановке вопроса латвийские налоговые службы? Напомним, что в США неуплата налогов относится к серьёзнейшим антигосударственным преступлениям. Конечно, формально можно сказать, что сегодня налоги взимаются как процент с доходов частных и юридических лиц, но в старину власть в такие тонкости не вникала. В Древней Руси князья и их вассалы с дружинами ежегодно объезжали свои владения, собирали подати, вершили суд. Эти поездки назывались полюдье. Налоги вносились чаще всего натурой (меха, мёд, воск, янтарь) и были тогда совсем не обременительны. Защита, получаемая от княжеских дружин, и спокойная охраняемая торговля ценились дороже мифической «независимости», при которой мирные поселения постоянно подвергались набегам и грабежам воинственных соседей. Места остановок при сборе податей носили название «погост» (латыш. pagasts) – от слова «гостить».
Латгалы и ливы традиционно выплачивали полюдье полоцким князьям. Область Талава, соседствовавшая с эстами, а также северо-восточная земля Атзеле, были зависимы от властей Пскова. О политическом влиянии Руси сохранилась память в словах: sods (суд), soģis (судья), robeža (рубеж, граница), kalpi (холопы) и т.д. Известна древняя русская пословица: «Артель суймом крепка». Суйм, или суем, сейм -- сходка, общее собрание. Кстати, именно так Saeima называется парламент Латвии.
Согласно одной из легенд, город Краслава получил своё имя от кривичей, называвших это место «красной (красивой) лавой» (лавочным прилавком). По тому же преданию в X веке Краслава являлась вотчиной полоцкой княжны Рогнеды Гориславы. С её пребыванием в этих краях легенда связывает «Театральную горку», на которой много позже, в XVIII-XIX веках, давали представления, откуда и название самой горки. Упоминаемый в летописях город Володимерец, ныне Валмиера, был назван так по имени князя Владимира псковского, который был там судьёй.
Через славянские земли в Прибалтику доставлялись металлы: бронза – из Дунайских земель, серебро из Трансильвании, золото – с юга. Раковины каури, которые привозились с Индийского океана и использовались как ожерелья, известны на территории Латвии с VII века. Предметы роскоши везли из Византии, из Балтии же вывозили пушнину, воск, мёд, янтарь. Но, в основном, Прибалтика тогда, как и сейчас, являлась транзитным мостом между Западом и Русью. Хотя, хронист Адам Бременский свидетельствует, что сами местные жители «ограничиваются грабежом проезжавших купцов и вынуждением у них пошлины». Торговые пути проходили по морям и рекам. Предприимчивые русские купцы обогатили в те времена латышский язык новой лексикой: tulks (толмач), tirgus (торг, рынок), bezmens (безмен), pods (пуд), mērs (мера), cena (цена), zelts (золото), sudrabs (серебро), kupcis (купец), katls (котёл), bļoda (блюдо), kažoks (кожух, тулуп), zabaks (сапог) и др.
С бойкой деятельностью русских торговцев, толмачей и путешественников, возможно, связано наименование населённого места Митава (г.Елгава) – места мены товаров, произошедшего от латышского слова mīties (меняться).
Культурное влияние Древней Руси сказалось и в том, что уже с X века на территорию нынешней Латвии стало проникать христианство, прежде всего православие. Даже хронист Генрих Латвийский был вынужден признать, что к моменту прихода сюда немецких «цивилизаторов», среди местных жителей, наряду с язычниками, было немало крещёных людей. Правда, в отличие от западных поборников «истинной веры», русские власти не стремились поголовно окрестить своих подданных. Достаточно было того, что христианами были князья, дружина и представители местной знати. Никто не стремился ломать души латгалов и ливов, заставляя их насильно принимать чужую веру. Приобщение к православию шло достаточно мирно и последовательно. Иное дело, немецкие псы-рыцари, которые позднее огнём и мечом доказывали заблудшим грешникам все достоинства католицизма, попутно присваивая их имущество (так, в наше время уже Ирак приобщается к прелестям мировой цивилизации ценой гибели тысяч своих мирных граждан). Из древнерусского происходят такие, связанные с церковной жизнью заимствования в латышском языке, как baznīca (божница, церковь), krusts (крест), svēts (святой, священный), svētki (святки), svece (свеча), zvans (звон, колокол), grēks (грех), gavēt (говеть, поститься), karogs (хоругвь), nedēļa (неделя) и др. При археологических раскопках часто находят предметы христианского культа, нательные крестики (из Византии или русского производства), подвески с изображением святых. Хотя, конечно, масштабы распространения православия, как пишет один деликатный историк, «были несоизмеримы с успехами немцев в распространении католицизма в XIII веке». Но мы уже знаем кровавую цену этих «успехов»!
Поражает одно обстоятельство. Существуют более чем веские основания для признания бесспорной принадлежности территории нынешней восточной Латвии древнему полоцкому княжеству, но официальные латвийские дятлы упорно талдычат о том, как «свободолюбивые жители древней Латвии» боролись против русских «оккупантов». Причём, в качестве примера такой борьбы приводится ЕДИНСТВЕННЫЙ достоверный факт, как в 1107 г. (по другим данным в 1106) земгалы разгромили войско незадачливых князей Всеславовичей, потерявших тогда 9000 воинов. Безусловно, случай вопиющий. Хотя тенденцией его называть всё же несправедливо. Мы помним судьбу Игоря, который был уничтожен вместе со своей дружиной возмущёнными его необоснованными претензиями древлянами. Ну, так и что, это даёт право говорить о «свободолюбивых древлянах», которые боролись «за политическую независимость» от Киевской Руси? Полный бред. Напротив, покарав князя-беспредельщика, древляне без затей предложили его безутешной вдове Ольге здоровую альтернативу в виде своего князя Мала. Но никто и не заикался о выходе из состава державы и образовании «самостийной Древлянии». Мы не знаем всех подробностей несчастного земгальского похода. Но противопоставлять русских «захватчиков» и «независимых» балтов, значит элементарно передёргивать историческую правду. Кстати, почему-то вы нигде не найдёте историй о том, как с русскими «захватчиками» боролись латгалы и ливы, которым, между прочим, как раз злыдни земгалы (жемайты) частенько досаждали. Так что, не был ли поход полоцких князей в Земгалию как раз попыткой защитить своих подданных от грабительских набегов вредных соседей?
Давно пора открыто и честно признать главное. Именно включение балтийских земель в культурно-политическую среду Древней Руси способствовало экономическому процветание народов, проживающих там, и являлось фактором культурно-цивилизующим. Верховная власть древнерусских князей над прибалтийскими народами не нарушала их хозяйственного уклада и общественной жизни. Наоборот, всё свидетельствует о том, что русские князья предоставляли своим т.н. «данникам» полную свободу внутреннего управления и хозяйственной жизни. Археологические раскопки показали, что в IX-XII вв. «восточное влияние» на территории Латвии абсолютно преобладало, причём в это время наблюдается резкий подъём культуры быта, ремесленного производства и уровня зажиточности населения. Особенно это заметно по вещам, обнаруженным в захоронениях. Наиболее массовый предмет – посуда, с линейным или волнистым орнаментом, которая ничем не отличается от общеславянской. Такие же горшки находили и у земгалов, и в латгальских городищах. Маленькие пряслица из красного камня-шифера, что производились только на Волыни. Серебряные и бронзовые витые браслеты, фибулы, разноцветные бусы, оковки поясов и многие другие украшения, которые находят в погребениях древних латышей, по приёмам ремесленной обработки воспроизводят соответствующие изделия на Руси. В Прибалтике появляются вещи из Приволжья, боевые топоры из степного юга, мечи киевских оружейников. Работой киевских мастеров были и подвесные орнаментированные замки (значит, появилось, что запирать!). К этому же периоду относятся находки кладов серебряных слитков, найденные во многих местах, например, в районе Риги, Даугавпилса, Цесиса и др. В X-XI вв. были зарыты богатые клады арабских и византийских монет. Это говорит о том, что изменился характер торговли. Если раньше всё выражалось простым, натуральным обменом продуктов одного на другой, то теперь в качестве мерила стоимости используется серебро. Соответственно весу смоленской гривны выработалась местная денежная единица – озеринь (около 100 гр. серебра). Происходит накопление денег и драгоценностей в руках представителей местной знати, бояр. Трудно представить, какие открытия, какие тайны ещё скрывает от нас латвийская земля!..В ту же эпоху появляются первые города и первые государственные образования на территории нынешней Латвии..." -  http://www.9may.lv/ru/istoricheskie-materiali/literatura/153/166/
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4339
  • "И танки наши быстры ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: http://www.castle.lv/title.html
« Ответ #11 : 20 Декабрь 2016, 02:23 »
- "..История древнейшего на территории Латвии города и княжества Ерсика (Герцике) восходит к X столетию, если не к более раннему периоду. Легендарное и ныне совершенно забытое древнерусское княжество на Двине, являвшееся уделом Полоцка. Довольно обширна была территория этого княжества, к которому относились земли на левом берегу Даугавы, около дюжины замков с прилегающими к каждому деревнями. Большая часть этих замков принадлежала русским «мужам» -- дружинникам, о которых говорится не только в хрониках, но и в исторических актах. Эти земли сохраняли свою относительную независимость, платя подати князю Ерсики и оказывая ему помощь на войне. Кроме Генриха Латвийского, Герцике (Герцикэ) упоминается у Германна фон Вартбергэ в Chron. Livoniae, у Дитлеба фон Альнпекэ в Рифмованной Хронике и во многих актах XIII-XIVвв. Позднейшие упоминания относятся к 1359 году.
Известно, что город Герцике был и велик, и богат, особенно если судить по его латинскому эпитету в Хронике (urbs, а не только castrun). Во время своих грабительских набегов немцы не раз брали там множество ценной добычи. Город был населён не только русскими, но и латгальско-селским населением. Он находился на правом берегу Даугавы. С трёх сторон городище имело крутые склоны, а с напольной стороны было защищено дугообразным валом. Площадь укреплённого поселения составляла 7500 кв.м. За валами города находилась обширная неукреплённая часть. Археологические раскопки выявили остатки мощных деревянных укреплений. Поселение было тесно застроено бревенчатыми срубами с печами-каменками. В начале XIII в. здесь стояли две православные церкви.
Само название Герцикэ, сближается со старославянским град, польским grod, русским город. В качестве аналогии можно вспомнить Городище -- наименование рюрикова замка близ Новгорода, на правом берегу Волхова, называвшегося у норманнов Holmgardr (островной город) или Gardar, с чем близки исландское Gardariki (страна городов), и, почти тождественное интересующему нас имени, исландское прилагательное gerzkr, в более позднем написании gerskr -- русский. Словом Gerceke, как и словом Городище, обозначалась часть Новгорода. Почему немцы называли Городище именно этим словом, мы не знаем, но вывод в отношении двинского города напрашивается сам собою: если Городище на Волхове по-немецки Gerceke, то и Gercike на Двине, вероятно, не что иное, как русское Городище. Gerceke из немецкого акта явно происходит от старого норманнского названия русского городища. Это самое правдоподобное объяснение. Норманны X-XI в. прекрасно знали Двину (Dyna), упоминают и Полоцк (Palteskja) и Смоленск (Smaland). Знали они и русское поселение на Двине (Даугаве). Скорее всего, оно было первым на пути вверх по реке, ставшее им известным, как русское. Именно поэтому и было дано ему название с эпитетом gerskr. Исходя из норманнского происхождения названия Герцике, можно судить и о древности города. Уже около 990 г. на нижней Двине было много укреплённых мест (Кокнесе, Герцике и другие). Все они были укреплены русскими для обеспечения плавания по Двине.
Как мы уже выяснили, в начале XIII века правил в Ерсике князь Всеволод, которого латышские историки любят называть «Висвалдисом». Но даже если, отрицая русское происхождение этого правителя, признать его православным латгалом, несомненно то, что он к тому времени целиком и полностью обрусел, а подданные его представляли собой многоязыкое и многоплеменное сообщество. Князь был женат на дочери знатного литвина Даугерута. Некоторые скудоумные делают на этом основании вывод о том, что правитель Ерсики находился во враждебных отношениях с Полоцком. Дескать, состоя в родственной связи со злейшими врагами полочан, литвинами, он не мог их не поддерживать. Да ради Бога! Средневековая история знает сколько угодно случаев, когда правители всех мастей заключали династические браки, что совершенно не мешало им в дальнейшем воевать друг с другом. Зять нападал на тестя, дядя на племянника, а брат мог душевно резаться с родным братом. Милое дело! Политический резон всегда побеждал родственные чувства. Ясно другое, Всеволод пытался вести тонкую политику и, сохраняя вассальные отношения с Полоцком, налаживал дружбу с опасными соседями-литвинами, что в его сложных обстоятельствах было весьма разумным шагом.
По словам Генриха Латвийского, князь был ожесточённым врагом латинян (т.е. католиков) и постоянно враждовал с немцами. Осенью 1209 года епископ двинул свои силы на владения Всеволода. Войско тевтонов ворвалось в город и, как пишет хронист: «…собрало по всем его углам большую добычу, захватило одежду, серебро и пурпур, много скота, а из церквей колокола, иконы, прочее убранство, деньги и много добра…». В числе пленных оказалась и княжеская семья. Разграбив Ерсику и забрав в плен жителей, «благочестивые пилигримы» город сожгли дотла. Любопытно, что ставя перед собой святую цель распространить среди язычников веру Христову, эти весёлые ребята без тени сомнения разграбили православные храмы Ерсики. Вспомним, что никто из древнерусских князей даже не пытался насильно навязывать христианство местному населению. У немцев же такой подход вызывал презрительное недоумение. Как заявил один епископ: «Кто не желает креститься, тот должен умереть». После этого разгрома, чтобы спасти семью, Всеволод был вынужден признать своё подчинённое положение от епископа Альберта.
В 1212 году в Ерсике состоялась встреча полоцкого князя Владимира и епископа, при участии вождей латгалов и ливов. Тогда состоялась передача ливских земель Альберту, в обмен на его помощь в отражении литовских набегов. Так, полоцкий князь утратил свою власть над нижним течением Двины. В 1216 году он в последний раз пытается «разорить ливонскую церковь». Собрав большое войско, он готовит поход на Ригу. Но, в день выступления, князь внезапно умирает… О причинах его скоропостижной смерти мы можем только догадываться. Просвещённые римляне могли бы сказать по этому поводу: Is fecit cui prodest (тот сделал, кому это выгодно). С кончиной Владимира политическая активность Полоцка в регионе затухает. Но Псков и Новгород не спешат отказываться от своих территориальных прав. В 1218 году новгородцы идут походом на Венден, правда взять замок им так и не удалось. И хотя в дальнейшем Древняя Русь утратила свои позиции в Прибалтике, эпизодически Дерптское епископство продолжало платить дань вплоть до XVI века..." - http://www.9may.lv/ru/istoricheskie-materiali/literatura/153/167/
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4339
  • "И танки наши быстры ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: http://www.castle.lv/title.html
« Ответ #12 : 20 Декабрь 2016, 02:27 »
Реконструкция поселения на месте Риги в середине XII века.
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4339
  • "И танки наши быстры ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: http://www.castle.lv/title.html
« Ответ #13 : 20 Декабрь 2016, 02:28 »
- Реконструкция планировки Риги XII в. :
1 — городище; 2 — поселение; 3 — грунтовой могильник; 4 — повышение рельефа; 5 — поймы
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4339
  • "И танки наши быстры ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: http://www.castle.lv/title.html
« Ответ #14 : 20 Декабрь 2016, 02:32 »
- "..Как утверждают исторические исследования, на нынешнем месте Риги жили небольшие племена ливов, куршей, селов и земгалов. Их основным видом деятельности были рыболовство, охота и, конечно же, торговля. Торговали как с представителями Запада, так и Востока: немцами, скандинавами, русичами и многими другими. Основной транспортной артерией служила река.И если в самом конце XII века на месте Риги располагались деревеньки, то в 1201 году начинается действительная история будущего города-столицы. Началось все с того, что епископ Альберт прибыл в Ригу с миссией перековать местные языческие племена в послушных христиан, которые с радостью поддерживали бы идеи римской католической церкви. Туземцы, правда, не были столь оптимистично настроены к восприятию новых идей, потому противились, как могли. Но у немецкого проповедника, кроме слова божьего, были и более весомые аргументы в лице многочисленного отряда рыцарей-крестоносцев. Долго ли, коротко, но в итоге, как по написанному – «огнем и мечом», – обратили местных язычников в христиан..."
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4339
  • "И танки наши быстры ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: http://www.castle.lv/title.html
« Ответ #15 : 20 Декабрь 2016, 02:39 »
- Реконструкция городища – будущего центра Риги в самом начале XIII века : "..Неспокойные времена обозначили некоторую тенденцию на будущее развитие города. Поскольку епископ Альберт перебрался из Икшкиле в Ригу, то здесь, посреди деревушек местных племен, начинают возводить резиденцию – монастырь, церковь и замок для рыцарей. К слову сказать, остатки той самой первой церкви Св. Георгия можно увидеть и сегодня – нужно всего лишь пойти на ул.Скарню. Там до сих пор стоит первое каменное строение нашего города – безмолвный свидетель самого епископа Альберта. Правда, еще в конце XIII века здание церкви было переделано под амбар. Таким мы его и видим сегодня..."
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4339
  • "И танки наши быстры ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: http://www.castle.lv/title.html
« Ответ #16 : 20 Декабрь 2016, 03:13 »
- это примерное расположение современных объектов. Красным цветом – улица Калькю, зеленым – Аудею.  : "..Поначалу строения будущего города окружала временная небольшая деревянная стена, т.н. городище. Однако ввиду его ненадежности спустя 10 лет город начинают обносить более надежной защитой – кирпичной стеной. Остатки этой стены мы можем видеть еще и сегодня, правда, в своем большинстве это более поздняя реконструкция, что, впрочем, не сильно меняет наше представление о ней как таковой.Городище стремительно разрастается – если первоначально в 1201-10 гг. это был всего лишь один квартал (между нынешними улицами Скарню и Калею и Калькю и Иоанновской церковью), то уже в 1210-20 годы – немецкое поселение расширяется, появляются каменные строения, его окружает кирпичная стена с шестью дозорными башнями. За пределами крепости в 1211 г. начинает возводиться Домский собор.  За свою долгую историю этот собор неоднократно перестраивался, но до наших дней сохранилась одна его часть, которая также была скромным свидетелем епископа Альберта – алтарная часть собора – постройка времен начала XIII века..."
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4339
  • "И танки наши быстры ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: http://www.castle.lv/title.html
« Ответ #17 : 20 Декабрь 2016, 03:19 »
-"..Окончательно средневековый город сформировался к началу XIV века и остается практически неизменным вплоть до первой половины XVII века. После захвата города в 1621 году шведской армией средневековый вид города с традиционными кирпичными башнями начинает превращаться в крупнейший форпост Прибалтики. В 1630-е годы начинается масштабное строительство новейших фортификационных укреплений по периметру всего города. Отныне город окружен высокими земляными валами, облицованными каменными блоками. В таком виде город простоял почти два века..."
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4339
  • "И танки наши быстры ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: http://www.castle.lv/title.html
« Ответ #18 : 20 Декабрь 2016, 03:21 »
- План возведения фортификационных сооружений в 1634 г.
 
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4339
  • "И танки наши быстры ..."
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: http://www.castle.lv/title.html
« Ответ #19 : 20 Декабрь 2016, 03:29 »
- Город-крепость Рига в конце XVIII века.
"Порядок в танковых войсках !"