Автор Тема: Брестский Ж/Д вокзал  (Прочитано 224627 раз)

Оффлайн sam43

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1045
    • E-mail
Re: Брестский Ж/Д вокзал
« Ответ #420 : 31 Июля 2015, 15:02 »
Вышла из печати такая книга:



Твёрдый переплёт, 176 стр, цвет. Издательство "Полиграфика", Брест. Внутри две главы - условно былое и современность. Исторический очерк состоит из четырех больших разделов. Есть резюме содержания на английском, все подписи к фото также дублированы.
В иллюстрировании издания принял участие форумчанин Адвайзер, за что ему большая благодарность.

Оффлайн sam43

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1045
    • E-mail
Re: Брестский Ж/Д вокзал
« Ответ #421 : 09 Августа 2015, 14:39 »
 
Цитировать
47 страниц не опубликованных в книге по вокзалу можно будет как-нибудь прочитать?
Рассматривается вариант издания попавшего под цензуру материала  в виде отдельной брошюры. Если не выйдет, просто опубликуем свёрстанные страницы в интернете.
Вот кусочек оригинального текста периода 1939-1941:
"Временная брестская администрация, в которую изначально были допущены отдельные местные кадры, вскоре сменилась штатными партийными и советскими органами. Они состояли исключительно из присланных товарищей, кандидатуры которых утверждались в ЦК КП(б)Б. Надежды бывших членов КПЗБ и прочих активистов со временем стали таять: никаких «постов» им не давали, в лучшем случае эти люди использовались на второстепенных ролях или в качестве источников нужной информации. Все сколь-нибудь заметные должности в управлении, торговле, промышленности, на транспорте постепенно переходили к так называемым «восточникам» — т. е. специалистам, массово приезжавшим в город над Бугом из внутренних областей СССР.
Железнодорожный узел, который справедливо был отнесен к стратегическим объектам, не оказался исключением. Здесь тоже началась серьёзная чистка, в которую включились «органы». Все прежние руководители были, разумеется, смещены. «Враги» выявлялись повсюду. Некоторым посчастливилось— их просто понизили или уволили, другие же не избежали ареста. Виновными оказались совершенно разные люди (естественно, не только этнические поляки): от слесарей мастерских, кондукторов и машинистов паровозного депо до начальника станции Брест-Литовск Ф.П. Мощинского. Последнему была предъявлена «поддержка очага контрреволюции». Такой же очаг НКВД обнаружил в бывшей железнодорожной школе, переименованной в техникум. Там, как сообщалось в рапортах чекистов, были «изъяты» некоторые преподаватели и учащиеся. Среди попавших под приговоры «Особого совещания при НКВД СССР» числились и те, кому еще не исполнилось 18 лет.
«Для всех понятно, какое огромное оборонное и хозяйственное значение имеет наш железнодорожный узел, как пограничный узел, — докладывал на I городской партконференции (апрель 1940) первый секретарь Брестского обкома партии Н.В. Киселев. — До января 1940 года узел Брест работал только на узкой колее. Кадры на первый период оставались местные, причем исключительно засоренные вредными слугами польских панов, офицерами, озоновцами, жандармами, шпионами, провокаторами и т. д. Командный состав был исключительно польской национальности. К концу ноября месяца на узел стали поступать кадры с дорог СССР. К 01.04.1940 в основном командные должности занимаются присланными с железных дорог Союза».
Организационно узел подчинялся созданной в декабре 1939 года Брест-Литовской железной дороге (управление в Барановичах). В Бресте находились её структуры: собственно узел (депо, дистанция связи, мастерские и пр. хозяйство) и отделение эксплуатации, которое объединяло Брест-центральный и другие станции. Начальником его назначили переведённого с Приволжской дороги Л.Д. Елина. Равнозначной фигурой являлся начальник паровозного депо Зотов. Начальником политотдела узла был А.Н. Жуков.
Начальником станции вместо репрессированного Мощинского назначили М.Ф. Удовиченко, а начальником вокзала Брест-Центральный И.М. Михина.
Совершенствовалась материальная база. Еще в декабре 1939 года на участке Брест-Барановичи колея была перешита с 1435 мм на 1520 мм, затем последовательно перешили другие участки и ветки. Основу локомотивного парка составляли переоборудованные трофейные паровозы, но на линии замелькали и советские машины. Повышенное внимание уделялось обработке товарных потоков: в Брест поступило 6 механических транспортеров, были отремонтированы рампы на станциях, сделано освещение, чтобы не прерывать процессы и в ночное время. Серьёзно улучшилась селекторная связь, которой были охвачены все станции.
Всё это было очень кстати: интенсивность движения возрастала на глазах. Постоянно поступали армейские эшелоны, с ними в регион передислоцировались части ЗапОВО, перемещались материалы и имущество для военного строительства. Крепость, Северный и Южный городки (т. е. районы Бреста) были буквально набиты военными и боевой техникой. Здесь прописались две стрелковых и одна танковая дивизии, артиллерийские, инженерные и другие части корпусного подчинения, погранотряд и т. д., и т. п. Помимо этого, нарастал транзит грузов в Германию и обратно, часть из них переваливалась непосредственно в Бресте. В довоенной хронике также фигурирует особый, печальный знак утверждения советской власти: спецэшелоны, увозившие тысячи людей, попавших в жернова массовых политических чисток. Но они, конечно, отправлялись с второстепенных площадок, подальше от публичных мест.
Вокзал Брест-Центральный не претерпевал особых изменений — как внешних, так и внутренних. Наиболее заметными отличиями являлись новые вывески, а также лики партийных кумиров, там и тут взирающие на советских граждан. Так, прямо в общем зале ожидания установили солидный памятник Ленину из темного мрамора. На стенах были развешены портреты руководителей СССР. У парадного входа с московского перрона, слева от дверей, над которыми висели круглые часы, стоял еще один образец монументального творчества: белый гипсовый Сталин с рукой, засунутой за лацкан френча. К отдельному залу для военнослужащих примыкал агитпункт с кумачовыми лозунгами и рядами скамей. Имелась проекционная установка, по вечерам здесь бесплатно демонстрировали кинофильмы.
Непосредственно на вокзале размещалось управление военного коменданта (им был подполковник Казбеков), неподалёку, с северной (граевской) стороны, стоял отдельный дом, где находился линейный отдел милиции (ЛОМ). Его начальником являлся лейтенант А.Я. Воробьев. Весь железнодорожный узел обслуживался брестским отделением Дорожно-транспортного отдела НКВД Брест-Литовской железной дороги (начальник лейтенант госбезопасности Ф.К. Смирнов). К сожалению, месторасположение отделения на вокзале установить не удалось. ОДТО также располагало несколькими постами на крупных станциях (Береза).
В здании с южной стороны привокзальной площади в июне 1941 года находились почта и таможня. Кроме того, не так далеко от вокзала, в ПЧ-5 располагался штаб 60-го стрелкового полка НКВД, в просторечии называемого «железнодорожно-охранным».
Пассажирское движение, обслуживаемое вокзалом станции Брест-Центральный, в отличие от военных и грузовых перевозок, выглядело далеко не так бодро, как это показано в некоторых художественных картинах. На протяжении 1940 года и в 1941 на линии Брест-Москва курсировал всего один ежедневный поезд — № 71-72. А беспересадочных поездов сообщения Брест-Минск не имелось совсем. Другими главными поездами после московского считались «Рига-Львов» (следовавший через Белосток) и киевский.
Большую часть клиентов вокзала составляли военные и члены их семей, специалисты-«восточники», командированные, отпускники из «органов» и госучреждений. Обыкновенные пассажиры, едущие по житейским делам, да еще из местных — пересчитывались по пальцам.
Июнь 1941 года июня выдался на железной дороге напряженным: появилось больше желающих уехать из города. Те, кому в силу разных причин было «не положено», стремились хотя бы отправить своих близких. Причиной были будоражившие Брест слухи — упорные, всепроникающие — смысл которых выражался кратко: скоро грянет война.
Такие слухи приходили по-всякому: через контрабандистов, регулярно наведывавшихся на другой берег Буга (мыло, керосин, добротная обувь, другие ходовые товары свободно в Бресте уже не продавались, очереди возникали даже за хлебом), или же от обитателей разрезанных границей деревень, которые всё-таки находили способы общаться с родственниками и знакомыми. Иногда тревожные намёки привозили машинисты локомотивов (поляки), работавшие на загранперевозках. Тут следует пояснить, что по согласованию советской и германской сторон были протянуты дополнительные ширококолейные пути до Тересполя и дальше, до товарной станции Малашевичи. Большой объём взаимной торговли заставил применить схему обмена подвижным составом: советские вагоны загонялись под перевалку за Буг, а спустя какое-то время порожняком возвращались в грузовую службу Брестского отделения; то же самое происходило с немецкими вагонами, переваливаемыми на товарных станциях в Бресте.
В ночь на 22 июня на вокзале находились более сотни пассажиров, в том числе военнослужащих. В 4.15 утра в предрассветную тишину, нарушаемую ранее лишь редкими гудками маневровых паровозов и перестуком колес на путях, вторгся непонятный гул — мощный и грозный, пульсирующий ударными тонами.
Из зала ожидания на площадь выскочили люди. Прошло всего пару минут и многие, особенно командиры и бойцы, уже не сомневались: происходит нечто странное, неслыханное. Неужели... Война?!
Прежде чем продолжить повествование, предупредим читателя, что оно будет отличаться от героической мифологии, которой и сегодня заполнена псевдоисторическая литература — в том числе с эпизодами о Брестском вокзале. Вначале несколько общих штрихов: нападение нацистской Германии на СССР действительно оказалось совершенно внезапным и застало части Красной армии, сосредоточенные в крепости и в недалёких окрестностях, врасплох. Однако город в течение получаса с момента «Х» не подвергался обстрелу (как и район вокзала). Не происходило сплошных бомбардировок: всего на Брест с 5 до 6 часов утра упало около двух десятков бомб (тогда как, например, в сентябре 1939 года — около 300). Крепость вплоть до 29 июня не бомбилась с воздуха вообще.
Не существовало в природе никаких переодетых в красноармейскую форму диверсантов, загодя переброшенных на железнодорожную станцию в вагонах с двойным дном. Наконец, целиком вымышлен «последний поезд», якобы уводимый на восток под обстрелом, а перед тем отчаянно штурмуемый обезумевшими пассажирами. На самом деле последний мирный поезд на Москву отправился еще вечером. Других в расписании до 7 утра не значилось, причем не только в восточном направлении.
Итак, Брест, вокзал, идут первые часы великой войны.
Всполохи внезапной грозы, как ни странно, заметили не все. Персонал, находившийся в кабинетах, очутился на перронах и площади лишь спустя какое-то время. Поездной диспетчер А.П. Шихов, дежуривший в ту ночь, вспоминал: «Мы смотали с диспетчером Ширшовым график и спрятали за шкаф. Бегали то вверх, то вниз (кабинет диспетчеров находился на втором этаже — прим. авт). Пробежали через вокзал. Через ресторан, потом обратно. Людей нет. Потом вышли на перрон».
Связь с «дорогой» (Барановичи) отсутствовала. В Жабинку было невозможно дозвониться уже с 3.45. В 4.05 замолчали другие линии (что зафиксировано и в донесениях 60-го полка НКВД, штаб которого, как мы знаем, находился неподалёку от вокзала).
Персонал станции Брест-Центральный, а также других учреждений был дезориентирован и растерян. Некоторые еще не верили, что раскаты грома, доносившиеся со стороны крепости — клич войны. Но позже на Граевке что-то засверкало, вокзальные окна разом звякнули от сильной ударной волны. Тяжелые снаряды перепахивали Северный городок, где стояли воинские части. Затем бухнуло прямо на путях с юго-западной стороны и на привокзальной площади: волна спрессованного воздуха высадила стекла на почте и в западном фасаде вокзала, на крышах вздыбило черепицу.
К тому моменту большинство пассажиров укрылось в подвалах. Необходимо пояснить, что в периметре здания везде, кроме контура главного зала, существовал подземный этаж".

...

Оффлайн sam43

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1045
    • E-mail
Re: Брестский Ж/Д вокзал
« Ответ #422 : 09 Августа 2015, 15:18 »
Добавлю, что эпизод 1941 освещен максимально подробно (насколько это было возможно). Кратко скажу, что после начала обстрела Северного, вся публика с вокзала уже сидела в подвале. Причем и носа не казала: никто, например, не вспоминает о близком взрыве у главного западного фасада - а ведь там упал серьёзный снаряд, до ступеней пять метров. Вырвало булыжник и подняло черепицу справа и слева от входа.
Соответственно, все героические вылазки милиционеров, которые якобы "удерживали мосты" и пути, "встречая цепи врага прицельным огнём" - пустая  трескотня. Как было принято при совке, безбожное вранье во имя высоких идеалов и целей.
Я уже говорил, что сомневаюсь в нахождении милиционеров даже в подвале. Они точно появлялись в здании ЛОМа, это факт. Но не на вокзале. И история участия в обороне, конечно, совсем другая.

Оффлайн sam43

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1045
    • E-mail
Re: Брестский Ж/Д вокзал
« Ответ #423 : 15 Августа 2015, 21:56 »
Ещё отрывок из книги про вокзал (без вычеркиваний цензуры) в связи с годовщиной событий:
Первая мировая война, встреченная в империи ура-патриотическим подъёмом и громкими лозунгами о скорой виктории, оказалась для Брест-Литовска роковой.
На протяжении всего 1914 года вокруг города продолжалась строительная лихорадка: крепость срочно готовили к сражениям. План её модернизации был утверждён еще до войны (1911), однако теперь на его реализацию бросили огромные силы и ресурсы. На расстоянии 7,5-9 километров от Цитадели возводился пояс новейших бетонных фортов, старые форты срочно переоборудовали, межфортовые промежутки, где не имелось долговременных сооружений, усиливали полевыми позициями. В помощь военным фортификаторам была мобилизована невиданная трудовая армия — около 70 тысяч рабочих, железнодорожный узел по специальным разнарядкам отпускал на строительство многие тысячи рельсов (для устройства перекрытий и других целей).
Тем временем начальные военные успехи России сменились чередой поражений. Летом 1915 года германские и австрийские войска перешли в стратегическое наступление в Царстве Польском. Линия противостояния стремительно смещалась к Бресту. Оказалось, воевать крепости Брест-Литовск, из которой до того отправили на передовую почти все современные орудия и боеприпасы к ним, не суждено. В ставке Северо-Западного фронта приняли решение оставить все укрепления, на которые было потрачено столько усилий, а заодно и город.
Причем не просто оставить, а фактически уничтожить. В высших военно-политических кругах витала идея о повторении «1812 года»: враг должен был видеть перед собой только выжженную землю.
О безрассудности и преступной слепоте подобных замыслов можно говорить сколько угодно, но в начале августа 1915 года они стали реальностью.
В те дни, когда ветер с запада доносил глухой рокот пушек, Брестский железнодорожный узел напоминал гигантский муравейник. Согласно приказам властей, экстренно эвакуировалось всё ценное военное и гражданское имущество. Погрузки продолжались на всех станциях одновременно, а также на платформе у главного склада крепости и в форте «Граф Берг», куда подходили отдельные ветки. Кроме того, через город шли составы, на которых вывозились припасы из оставляемых территорий в Польше.
Комендант крепости генерал-лейтенант от артиллерии В.А. Лайминг позже рапортовал царю: «Всеподданейше свидетельствую, что всеми чинами крепости во главе с начальниками крепостных управлений были употреблены сверхчеловеческие усилия для того, чтобы в течение 5 дней вывезти из крепости все ценное имущество, которое свозилось в первоклассную крепость годами и даже десятилетиями. Командный состав работал день и ночь, и, если и были какие-нибудь недочёты, то они неминуемы в таком сложном деле, которое надлежало выполнить в такой короткий срок и при ограниченности подвижного состава».
На самом деле значительное количество амуниции, продовольствия и прочего пришлось элементарно уничтожить. Накануне отхода это добро топили в Буге, сжигали или разбивали прямо на железнодорожных станциях. Из заявки для вывоза крепостного имущества и вооружений на 600 вагонов было подано под погрузку только 120. Если учесть, что еще ранее  тот же Лайминг издал приказ об эвакуации в течение 3-5 августа 40 тысяч лиц гражданского населения, то транспортная ситуация обрисовывалась одним словом: катастрофа. Некоторая часть жителей Брест-Литовска была действительно вывезена в переполненных эшелонах, успешно эвакуировался и ряд учреждений, госпиталей. Однако чем тревожнее становились слухи о приближении неприятеля, тем сильнее нарастал хаос. Когда стало ясно, что вагонов не достает даже для перемещения артиллерийских запасов (хотя, скажем, отступающая 3-я русская армия испытывала большой «снарядный голод»), то людей из города и окрестностей без церемоний силой погнали на восток. Кому-то посчастливилось уехать на подводах, прихватив какой-то скарб, а большинство простолюдинов и крестьян двигалось по переполненным дорогам в пеших колоннах, иногда с мелким домашним скотом. Жертвами этого «повторения 1812 года» стали многие тысячи человек, погибшие в пути от истощения или эпидемий, свирепствовавших во временных лагерях беженцев.
«Дня через два после нашего прибытия, получилось распоряжение спешно разгрузить Брест-Литовск от частных жителей, до последнего человека включительно, — писал в мемуарах артиллерист полковник В.В. Вернер, — В городе поднялась паника: приходилось бросать все имущество на произвол судьбы. Квартиры с полной обстановкой, с бельем и даже с носильным платьем. Магазины, переполненные товарами, — все было брошено несчастными жителями и торговцами. Брест-Литовск сразу изменил свое лицо: замолк, заснул и только военные мундиры и форменные платья сестер милосердия время от времени появлялись на улицах».
К 7 августа был эвакуирован и Брестский железнодорожный узел — точнее, его ценное имущество и оборудование, подлежавшее демонтажу. Железная дорога работала теперь только на военных, персонал, остававшийся для организации движения, подчинялся непосредственно штабу 3-й армии. 11-12 августа артиллерийские орудия снимали с позиций уже под огнём противника и укатывали к железнодорожным путям. В Тересполе находилась батарея из тяжелых 10-дюймовых (254 мм) береговых пушек, самых мощных из всех, что были в тот момент у русских войск. Одну увезли ранее, а другую демонтировали со специального поворотного круга только вечером 12-го числа, после очередного выстрела по врагу. Стальную громадину весом 50 тонн погрузили на платформу и благополучно отправили на восток.
Через некоторое время саперные команды начали подрывать головные капониры фортов (едва отстроенных). Полки оставляли позиции и быстрым маршем выдвигались на Кобрин и Пружаны. Мосты через Буг с железнодорожными путями были выведены из строя минерами из морского полка особого назначения. Этому полку, переброшенному в Брест накануне событий, поручалась ликвидация всех других речных переправ. На главном мосту, сооруженном в начале века, в результате взрыва были обрушены конструкции начальных пролетов, на старом мосту, стоявшем параллельно ему, моряки взорвали две центральных опоры, сложенные из каменных блоков.
Гигантское зарево гибнущего Бреста высоко освещало ночное небо. Зрелище было столь гипнотизирующим, что своим зловещим величием поразило как царских генералов, отслеживавших с полевого КП за Брестом подрывы фортов, так и офицеров Бугской армии противника, передовые части которой приближались к городу.
Вокзал станции Брест-Центральный, как и прочие капитальные сооружения Брестского железнодорожного узла, тоже был приговорён. Вероятно, отступающая 3-я армия уничтожила его 9-11 августа 1915 года. Здание подожгли и частично взорвали. Однако саперы не использовали мощные заряды пироксилина, так как под обломками могли оказаться похороненными и расположенные рядом пути — а они еще были нужны. Поэтому дело ограничилось тотальным пожаром и методичным обрушением перекрытий. 12 августа, после переброски артиллерии из-за Буга, были также взорваны путепроводы через главные пути (с западной стороны станции). То есть вокзал был отрезан для автогужевого транспорта.
13 августа в почти полностью сожженном городе и в крепости уже находились немцы и австрийцы.

Оффлайн sam43

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 1045
    • E-mail
Re: Брестский Ж/Д вокзал
« Ответ #424 : 15 Августа 2015, 23:12 »
Ошибка в тексте, конечно, не полковник "В.В. Вернер", а полковник В.Б. Веверн. Скопировал из архива неправленный фрагмент, который был написан в 2013 году, сейчас только обратил внимание, что там ошибка .

mikado 5448

  • Гость
Re: Брестский Ж/Д вокзал
« Ответ #425 : 16 Августа 2015, 10:45 »
sam43,я уже как-то писал ранее что местное население "агитировали" к эвакуации также путем распускания слухов о том что якобы "германцы" массово насилуют женщин,отрезают им грудь и т.п.
Мои родственники за день по забитой беженцами и войсками дороге проехали всего несколько километров и вернулись на ночь домой .Остановившиеся на постой в доме российские солдаты сказали буквально следующее:"Отец!Не слушай никого!Все это неправда,только молодежь могут отправить на работу в Германию."
Так что никто никуда не поехал :)

Оффлайн Gurock

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 5794
  • Забудем мы - забудут нас...
    • E-mail
Re: Брестский Ж/Д вокзал
« Ответ #426 : 26 Августа 2015, 20:01 »
"Надо шаг за шагом, страницу за страницей писать подлинную историю своей страны. Почему? Потому что быть гражданином страны нельзя, не зная ее истории"

Оффлайн Исследователь

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4387
  • Незадолго до ДМБ-86-осень
    • E-mail
Re: Брестский Ж/Д вокзал
« Ответ #427 : 26 Августа 2015, 20:53 »
Подпись на обороте сделана двумя почерками и двумя разными видами ручек:
вверху, чернильной - "Вокзал Брест-Литовск",
внизу, шариковой - "1915 / После взятия крепости".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Оффлайн Gurock

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 5794
  • Забудем мы - забудут нас...
    • E-mail
Re: Брестский Ж/Д вокзал
« Ответ #428 : 26 Августа 2015, 22:48 »
Willi Maas сделал своё фото вокзала позже:
"Надо шаг за шагом, страницу за страницей писать подлинную историю своей страны. Почему? Потому что быть гражданином страны нельзя, не зная ее истории"

Оффлайн Исследователь

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4387
  • Незадолго до ДМБ-86-осень
    • E-mail
Re: Брестский Ж/Д вокзал
« Ответ #429 : 26 Августа 2015, 23:05 »
К сожалению, открытка - обрезанная, поэтому карандашный текст на ней - неполный... Да к тому же это такая "скоропись", что сразу далеко не всё понятно...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий