Fortification.ru

Общая категория => Охранная фортификация => Тема начата: padomju от 22 Июня 2016, 13:23

Название: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: padomju от 22 Июня 2016, 13:23
В Белоруссии в июне 1941 г вели боевые действия 10 бронепоездов НКВД, для охраны ж\д, в основном вблизи границ: в Киевском военном округе — 1–й Краснознаменный дивизион, Белорусском военном округе — 4–й и 8–й отдельные дивизионы.
Число бронепоездов в 1939–40г возросло за счет трофеев. «Освободительный поход» в Польшу привел к появлению в составе войск по охране ж\д бронепоездов НКВД № 77 (бывш. польский «Первый маршал»), № 75 (бывш. польский «Смелый»), № 58 («Бартош Гловацкий»).
(http://s4.uploads.ru/t/nJPBR.jpg) (http://uploads.ru/nJPBR.jpg)

Немцы, как рачительные хозяева, не оставили без внимания разбитые и брошенные при отступлении советские бронепоезда.  Д-2 в немецких руках
(http://s7.uploads.ru/t/u5OrA.jpg) (http://uploads.ru/u5OrA.jpg)

Часть из них была отремонтирована и использовалась в дальнейшем для борьбы с партизанами, пытавшимися организовать диверсии на ж\д. Германский бронепоезд Panzer Zug № 1 см. здесь:

Крепости на колесах: История бронепоездов
http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/03.html (http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/03.html)
И. Г. Дроговоз
Фотографии по тексту  здесь  http://statehistory.ru/books/I--G--Drogovoz_Kreposti-na-kolesakh--Istoriya-bronepoezdov/41 (http://statehistory.ru/books/I--G--Drogovoz_Kreposti-na-kolesakh--Istoriya-bronepoezdov/41)
Вместо красиво смотревшегося на предвоенных учениях взаимодействия танков, броневиков и бронепоездов,  стремительных прорывов в глубину вражеской обороны в соответствии с теорией «глубокой операции», пришлось затыкать ими постоянно возникавшие бреши на фронте.

На долю бронепоездов выпала задача прикрытия отхода войск. Уже на 2й день войны командир 3–й дивизии войск НКВД по охране ж\д,  на границе, получил директиву начальника войск НКВД, регламентировавшую порядок использования бронепоездов в новых условиях. Основной задачей для них определялось оказание огневой поддержки оборонявшимся стрелковым частям.

Бронепоезд № 53 должен был прикрывать Полоцкий железнодорожный узел, состав № 76 ушел в Молодечно для поддержки 9–й кавалерийской дивизии, № 73 остался на станции Беларусь.

Помимо 3–й дивизии, на линии Брест — Вильнюс действовали бронепоезда полков 9–й дивизии НКВД по охране железных дорог. Чуть позже, к ним присоединились мотоброневагоны 24–й дивизии, контролировавшей направление Минск — Смоленск.
(http://s8.uploads.ru/t/MGCmv.jpg) (http://uploads.ru/MGCmv.jpg)

В годы 2й Мир. войны на свет появился совершенно новый тип бронепоездов — зенитные бронепоезда. Бурное развитие боевой авиации и необходимость защиты от нее железнодорожных коммуникаций вызвали их рождение.  Летом 1944 г несколько десятков зенитных бронепоездов перебазировались в Белоруссию, где готовилась стратегическая наступательная операция «Багратион». 4–й корпус ПВО и 81–я дивизия ПВО, имевшие в своем составе зенитные бронепоезда, прикрывали крупнейшие железнодорожные узлы Гомель, Брянск, Смоленск, Калинковичи, срыв перевозок военных грузов противником считался одной из основных задач авиации.

Бронепоезд включал: огневые взводы среднего калибра — три 76,2–мм зенитных орудия с приборами управления зенитным огнем ПУАЗО–3 и дальномером; огневые взводы малого калибpa  — две 37–мм автоматические зенитные пушки; пулеметный взвод — 3 крупнокалиберных пулемета ДШК. Все вооружение размещалось на бронеплощадках.
В 1944м в Ровно отправился бронепоезд НКВД № 36, создание единой системы радиолокационного обеспечения боевых действий. Радиолокационные станции располагались так, чтобы зоны видимости взаимно перекрывались, чем обеспечивалось создание сплошного радиолокационного поля обнаружения и наведения.

Иосиф Виссарионович очень боялся самолетов. Один  раз он поднялся в воздух в 1943 г.

Перед поездкой в Потсдам, Лаврентий Павлович сообщал: « … Подготовлен специальный поезд. Маршрут длиной в 1923 км (по СССР, до Бреста 1095, Польше 594, Германии 234). НКВД обеспечивают безопасность пути . На линии следования будут курсировать 8 бронепоездов войск НКВД».
Сталин благополучно добрался до Берлина и обратно.
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 22 Июля 2016, 07:09
Помню,что ещё в советское время выходили книга ( в мягкой обложке,но ламинированной ) Крепости на колёсах",но автора не запомнил.Возможно,что и более поздние издания под таким же названием того же автора - И.Г.Дроговоза?Или я ошибаюсь?В то время доступных  материалов по бронепоездам было не много и книга сразу стала "дефицитом".Мне лично пришлось выбирать между ней и книгой Игоря Шмелева "Танки в бою",так как всех номеров журнала "Техника-Молодёжи" с "танковой серией" у меня не было.К тому же,хотелось ещё и другие книги о военной технике купить,которые тоже становились сразу после издания редкостью,хотя в Риге было два магазина "Военная книга" и много других книжных магазинов.Выручал магазин иностранной литературы,который назывался "Глобус",ЕМНИП.Именно там я приобрёл не мало интересных книг.В том числе и о бронетанковой технике Польши и с описанием боевых действий с её участием.А о бронепоезде "Данюта" был рассказ и чертежи в журнале "Моделяж" ПНР.Моё внимание тогда привлекло "линейно-возвышенное" расположение башен на броневагонах ( причём в одной башне стояла 1-75-мм П,а в другой 1-100-мм Г ) БП "Данюта",похожее на схему размещения башен ГК на боевых кораблях,кстати и на некоторых мониторах польской Пинской флотилии я видел подобную.Но,чертежи и фото этих мониторов были уже из журнала "Модельбау хойте" ГДР.А в СССР лидером в этой области был журнал "Моделист-Конструктор".Именно там,были опубликованы чертежи и рассказ о двух весьма совершенных БП того времени : "Козьма Минин" и "Илья Муромец" - пресса Третьего Рейха даже писала,что столь совершенные образцы боевой техники в СССР создать самостоятельно не могли и это изделия США.Надо сказать, что боевые машины строили на народные средства и в свободное время,жертвуя отдыхом.Экипажи составили доровольцы.После боёв на территории СССР бронепоезд участвовал в освобождении Польши.Путь в Польшу для бронепоезда начался с освобождения приграничного города Ковель. В разрушенном Ковеле произошла "дуэль" двух бронепоездов - русского и немецкого.Это чуть ли не единственный подобный случай в военной истории.Бронепоезд также участвовал в освобождении приграничного польского города Воломин. В память об этом событии 23 февраля 1945 года жители города вручили дивизиону бронзового льва с надписью "Панцирным львам на память" и благодарственное письмо."Выражаем сердечную глубокую благодарность за проведенные победные освободительные бои за Прагу под Варшавой, Яблонно-Легионово и город Воломин" - говорилось в тексте письма.
Затем, 14 сентября 1944 года Войско Польское вместе с советскими солдатами освободили крепость Прагу Варшавскую. В октябре 1944 года за овладение крепостью Прага дивизион бронепоезда был награжден орденом Александра Невского.В январе 1945 года советские и польские войска освободили Варшаву. Значительная часть экипажа бронепоезда получила правительственные награды. Командир Владимир Морозов также был награжден орденом Александра Невского.Боевой путь бронепоезда окончился в Берлине в мае 1945 года. Взорванный мост через Одер не позволил дивизиону продвигаться дальше и участвовать в боях за Берлин. После капитуляции гитлеровцев дивизион обеспечивал безопасность проезда правительственного поезда с делегацией Советского союза на Постдамскую конференцию глав правительств.После войны локомотив "Козьмы Минина" был найден на Урале. Его восстановили по старым чертежам и установили на постаменте напротив Дома культуры железнодорожников в Нижнем Новгороде.Не часто встретишь боевую машину с такой биографией!Тем более,из числа довольно редких видов боевой техники.А много позже,в "Моделисте-Конструкторе" появилась целая серия о БП периода Гражданской войны в России.А ещё позднее - материал о Мото́рном бронево́м ваго́не (также Мотоброневаго́н, МБВ, в литературе встречается также обозначение МБВ-2) — советская железнодорожная боевая машина (тяжеловооружённая бронедрезина).Это была достаточно совершенная машина с ГЭУ ДВС,но в военное время паровоз всё же  имел свои преимущества в отношении не дефицитного топлива.Впрочем,дизель ещё лучше.
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 22 Июля 2016, 07:58
"..Можно смело сказать, что не авиация или танки, а именно бронепоезда в первой трети XX века являлись настоящим чудо-оружием. Обладая огромной, сравнимой с боевым кораблем огневой мощью и отличной маневренностью, они на любом участке фронта предопределяли успех.Мне же хочется привести несколько  примеров достаточно необычных бронепоездов.Начну с того,что дело дошло даже до того, что бронепоезд во время Второй мировой построила… Канада, способная интервентов наблюдать разве что в телескоп. Причем канадцы, опыта в построении таких составов доселе не имевшие, начудили по полной программе: на поезд, призванный охранять железные дороги Британской Колумбии от японцев, поставили двигатель от дирижабля R-101, который затем заменили на дизельный от судна. Впрочем, после того как в 1944 году угроза высадки японцев в Канаде стала и вовсе гипотетической, бронепоезд расформировали, а локомотив еще два года водил поезда между Квебеком и Эдмонтоном, пока, наконец, не был списан окончательно.На другом конце земли, в Южной Африке, под занавес апартеида появились полицейские бронепоезда. При постройке использовался богатый опыт противодействия минной войне (подрыв на фугасе для тамошних фермеров стал делом привычным, поэтому многие прикупили специальные защищенные от мин автомобили, которые позволяли выжить при подрыве), и самоходный вагон бронепоезда получил инопланетные очертания, раньше у железнодорожной техники не замеченные. Так, корпус формой напоминал клинок топора (V-образная форма днища рассеивала взрывную волну) и имел два «клюва-капота» – спереди и сзади, чтобы вывести точку взрыва из-под ног экипажа.При проектировании этих броневагонов,несомненно,использовались в качестве основы БТР «Касспир», разработанные в ЮАР конце 70-х годов ХХ века.Конструкция этой боевой машины позволяла эффективно использовать ее в условиях саванны и пустыни. Достаточно большой клиренс, мощные пулестойкие колеса и V-образная форма бронированного днища обеспечивали очень высокую степень защиты от взрывов мин, которые стали настоящим бичом для южноафриканцев в Намибии. Всего было выпущено два таких мотоброневагона, которые сегодня стоят на запасном пути в тренировочном центре Браамфонтейн в ЮАР. Мы мирные люди, как говорится, но…
В нашей стране судьба бронепоездов была короткой, но бурной: Гражданская и две мировые войны, борьба с националистами после Великой Отечественной… Казалось бы, с развитием ракетных и танковых войск эти железные монстры должны занять почетное место в музее и уйти из истории. Однако, как оказалось, «ветеранов» рано сбрасывать со счетов.
К середине 1960-х годов на наших дальневосточных границах начали сгущаться тучи. Еще недавно братский, Китай принялся недружелюбно бряцать оружием, что в конце концов вылилось в инцидент на острове Даманский – бои на границе шли две недели и поставили две огромные державы на грань военного конфликта.
Как и в случае гитлеровского нападения в июне 1941 года, вторжение китайской армии предвещало мало хорошего.
Ввиду того, что местность в тех местах была мало обжита, а хороших автомобильных дорог насчитывалось немного, практически все гарнизоны и части оказывались зависящими от пары железнодорожных веток – Транссибирской и Забайкальской. Снабжение, перегруппировка и передислокация войск могли проходить только по ним. Следовательно, нашим требовалось мобильное и эффективное средство, то есть бронепоезд.
С началом Первой чеченской войны об этих монстрах вспомнили и быстро вернули их в строй. Поменялось на поездах только вооружение – оно стало более современным. Также состав пополнили вагоны: плацкартный (для размещения рядового состава), купейный (для офицеров), столовая и кухня.
А когда,в 1994 году, когда от России вздумала отсоединиться Чечня, перед федеральными силами вновь встал вопрос об охране протяженных железнодорожных путей. И если у армейцев уже имелись наработки в этой области, то сотрудникам МВД пришлось импровизировать с нуля. Поэтому и собран был бронепоезд «Козьма Минин» по принципу «с бору по сосенке»: вместо бронирования – мешки с песком и железные листы, платформы и вагоны – обычные гражданские. Зато с вооружением полный порядок: здесь и автоматические гранатометы, и пулеметы, и зенитные пушки, и даже БМП (боевая машина пехоты) на платформе.За время боевого дежурства «Козьма Минин» брал под охрану и успешно сопровождал до места назначения более 175 эшелонов.Еще два бронепоезда («Дон» и «Терек») были задействованы даже ранее – в 1990 году, когда в Баку вспыхнул антиправительственный мятеж, а в Сумгаите начались национальные конфликты. Для обеспечения мероприятий по восстановлению порядка из Забайкалья вышли бронепоезда, задачей которых являлось установление контроля над железнодорожными магистралями в сложных условиях – ведь стратегически важный район с центральными областями связывали всего две железнодорожные ветки.
Правда, пока поезда преодолевали 6,5 тысячи километров до места назначения, порядок в Баку уже был наведен, но, несмотря на это, они по прибытии использовались для охраны узловых станций и сопровождения составов с войсками и грузами. Не раз во время таких операций они подвергались обстрелам, однако ответного огня, выполняя приказ, не открывали.
По возвращении в Забайкалье поезда встали на стоянку неподалеку от Читы, откуда их в лихие 90-е однажды чуть не угнали охотники за металлом. К счастью, бронепоезда успели перехватить у российско-китайской границы и вернуть обратно. И, как оказалось, не зря: вскоре им нашлось самое что ни на есть боевое применение в Чечне.
Правда,ходили слухи,что парочку БП "приватизировали",то есть частные фирмы  ( типа ЧОП ) купили списанные поезда и без ( или с частью,но только стрелкового ) вооружения и использовали для перевозки особо ценных грузов на бескрайних просторах РФ и СНГ,а какой криминальный беспредел творился в 90-е и 00-е напоминать не надо.
Так или иначе, в сегодняшнюю концепцию вооруженных сил России бронепоезда решительно не вписываются. Спецпоезда «Байкал» и «Амур», которые сейчас стоят на вооружении в Южном военном округе, до 2015 года снимут с боевого дежурства и отправят в резерв. Тем временем в государственной программе развития вооружений до 2020 года формирование боевых поездов не запланировано, и железнодорожным войскам теперь остается только чинить пути и разминировать их. «При современном развитии средств поражения железнодорожное вооружение остается самым уязвимым из всех, поскольку траектория его движения не просто предсказуема, а неизменна, – так прокомментировали это решение в российском Генштабе.
– В таких условиях вооружение на железнодорожных платформах может использоваться только для обслуживания безопасности самой железной дороги, например, для сопровождения эшелонов на заминированных дорогах или при угрозе обстрела. Однако для этого не обязательно создавать бронепоезда. Можно просто поставить танк или зенитно-ракетный комплекс на обычную платформу».Так,сербы во времена гражданской войны в Югославии (1991-1995 годы) на помощь внутренним войскам также отправили бронепоезд, получивший название «Крайна экспресс».
Вооружение на него было собрано отовсюду :  на первой платформе размещалась немецкая зенитная 20-миллиметровая пушка времен Второй мировой Flak-38. На второй стояли две пусковые установки наших противотанковых управляемых ракет «Малютка» и спроектированное в 1929 году зенитное орудие калибра 40 мм «Бофорс» L60. Огонь в ближнем бою обеспечивали пулеметы.
Позже к составу добавились два снятых с вертолета блока неуправляемых ракет, а немецкую зенитку заменила американская самоходная установка времен Второй мировой М18.
Бронепоезд принял самое деятельное участие в боевых действиях против хорватов, причем экипаж сражался как на железной дороге, так и спешившись, как обычные пехотинцы.
Впрочем, не только у сербов во время развала Югославии был бронепоезд – хорваты, оказывается, также обзавелись своим. В самом начале конфликта в Сплите они быстро сделали его из двух дизельных локомотивов и двух импровизированных броневагонов. Защиту вагонов сделали комбинированной: стальной лист толщиной 6 мм, затем 30-50 мм пространства, заполненного песком, затем еще один лист толщиной 8 мм. Колеса прикрывали 10-миллиметровые пластины. Вооружение составляли башенки с установленными пулеметами калибра 12,7 мм.Правда, повоевать бронепоезд так и не успел, всю войну простояв в Сисаке..." - Источник  : "Тайны ХХ века","Мистика войны" №2 за 2014 г.,глава 4.
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов.
Отправлено: Ринат Гимадеев от 22 Июля 2016, 08:43
Как я отмечал выше - в первом своём комментарии,на броневагонах польского БП "Данюта",орудийные башни располагались по,так называемой,"линейно-возвышенной схеме" и в диаметральной плоскости,как на боевых кораблях башни ГК,что давало возможность верхним ( возвышенным ) башням вести арт.огонь поверх нижних башен.В случае БП "Данюта" верхние башни с 75-мм П имели сектор обстрела в 360 градусов по горизонтали,а нижние 100-мм Г могли стрелять прямой наводкой и/или при небольших углах возвышения в секторе,примерно,в 320 градусов по горизонтали.Может быть немного меньше или больше в зависимости от необходимости и опасения повредить обшивку корпуса и надстройки броневагона.А при стрельбе при больших углах вертикальной наводки для того чтобы снаряды летели по более крутой ( навесной ) траетории,100-мм Г имели также круговой сектор обстрела по горизонту.Надо признать это расположение оптимальным,так как,кроме больших секторов обстрела,орудие большего калибра,а значит и более тяжёлое по весу находилось ближе к поверхности земли,что положительно сказывалось на устойчивости боевой платформы.Кроме того,боезапас,снаряды которого имели больший вес,чем у 75-мм П располагались ближе к расчёту,что тоже не мало важно и сказывается на темпе стрельбы.И последнее,наводчик и командир 75-мм пушки,которая  находилась на приподнятом месте ( крыше надстройки ) имели хороший обзор,что важно при своевременной реакции на нападение из засады и при своевременной реакции на изменения обстановки.Не буду сравнивать броневагон БП "Данюта" с советским МБВ,так последний строился позже и с учётом недостатков прежних советских БП,где броневагоны имели форму корпуса без рациональных наклонов бронелистов и размещение бронебашен на одном уровне.
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 22 Июля 2016, 16:13
Цитата : "..В разрушенном Ковеле произошла "дуэль" двух бронепоездов - русского и немецкого.Это чуть ли не единственный подобный случай в военной истории..." - это явное преувеличение!Инфа из "Вики" : Латвийский бронепоезд № 2 «Komunistu iznicinātājs» («Истребитель коммунистов»).Потом бронепоезд 1-го Валмиерского полка, сформирован в июне 1919 в Крустпилсе на базе брошенных вагонов-морозильников. Работами руководил командир 8-й роты Валмиерского полка ст. лейтенант Ронис, который и стал первым командиром бронепоезда. 16 июня 1919 года в 2-х км от станции Трепе произошел бой бронепоезда с бепо красной армии с названием «Истребитель Буржуазии», который, получив повреждения, отступил. В связи с этим 16 июня стало днём полка бронепоездов. 4 января 1920 в Латгалии участвовал в бою с бронепоездом № 87 «3-й Интернационал».И далее,бронепоезд № 3
Сформирован в октябре 1919 в железнодорожных мастерских депо станции Зиланы. Работами руководил и первым командиром поезда стал капитан А. Паулоцкис. 17 ноября передислоцирован под Крустпилс, где 10 января 1920 состоялся бой с двумя бронепоездами Красной Армии («Ленин» и «Смерть или победа»), один из которых был сильно повреждён.
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 05 Декабря 2016, 14:55
"Спец.бронепоезд для охраны спец.тоннеля" : ".. в 1936 г. тоннель был сдан в эксплуатацию. После его сдачи тоннель перешел в ведение военных как объект № 2/051. До 50-х годов во Владивостоке существовала железнодорожная батарея снятых с кораблей орудий, установленных на платформы поезда. К тому же был и бронепоезд, оснащенный зенитками. Это боевое соединение и выскакивало из своего «депо» в горе Холодильник и через тоннель выходило на боевые позиции на Чуркине. И пряталось в тоннеле им. Сталина в случае обстрела неприятелем. Стометровая толщина скалы выдерживала любой артналет. Даже ядерный.
Охраняемый объект молва наделила слухами о том, что в глубине от основной штольни отходит ветка, ведущая в глубь горы… Что бронепоезд стоял там для того, чтобы охранять целый секретный город внутри горы Шошина. Этот город якобы являлся запасным для Владивостока на случай третьей мировой…
Действительно, параллельно основному идет еще один, вспомогательный тоннель — малый. Являющийся дренажной штольней для отвода воды.В 1951 г. военную охрану тоннеля сняли, передав ее ВОХР. Бронепоезда порезали на металл, а к приезду Хрущева во Владивосток в 1959 г. срубили и огромную латунную надпись, некогда украшавшую вход в тоннель, — «Тоннель имени тов. Сталина».Источник : статься "Черепа и кандалы приморских тоннелей",автор Юрий УФИМЦЕВ, http://konkurent.ru/index.php?cont=article&ida=14339 (http://konkurent.ru/index.php?cont=article&ida=14339)
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 02 Марта 2017, 21:02
(http://i12.pixs.ru/storage/9/5/0/KrasnajaZv_6779386_25361950.jpg) (http://pixs.ru/showimage/KrasnajaZv_6779386_25361950.jpg) - броневагон "Красная Звезда" : http://shushpanzer-ru.livejournal.com/2109590.html (http://shushpanzer-ru.livejournal.com/2109590.html) Р.S.Бронедрезиной его не назовёшь.
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 02 Марта 2017, 21:04
(http://i12.pixs.ru/storage/9/6/8/b2b4e58492_9340906_25361968.jpg) (http://pixs.ru/showimage/b2b4e58492_9340906_25361968.jpg) - МБВ № 02 ( мотоброневагон ).
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 02 Марта 2017, 21:11
(http://i12.pixs.ru/storage/9/9/7/imagebig96_6261327_25361997.jpg) (http://pixs.ru/showimage/imagebig96_6261327_25361997.jpg) - это тяжелая бронедрезина БДТ-35.Р.S.Ну,или "лёгкий броневагон",если угодно...
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 02 Марта 2017, 21:19
(http://i12.pixs.ru/storage/1/3/7/tatrajpg_4380247_25362137.jpg) (http://pixs.ru/showimage/tatrajpg_4380247_25362137.jpg) - это уж точно бронедрезина!"Татра" ( Tatra ), ЧСР.Вооружение - только пулемёты и соответствует танкетке и/или пулемётному БА в БТВ.
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 02 Марта 2017, 21:36
(http://i12.pixs.ru/storage/3/7/1/images2jpg_1254302_25362371.jpg) (http://pixs.ru/showimage/images2jpg_1254302_25362371.jpg)(http://i12.pixs.ru/storage/3/6/5/images3jpg_5844650_25362365.jpg) (http://pixs.ru/showimage/images3jpg_5844650_25362365.jpg) - это БП-1 — серия бронепоездов, созданная в начале 1970-х годов на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения (ведущий инженер проекта - А. Д. Мондрус). Было выпущено 4 или 5 бронепоездов этой серии.
В личный состав отдельного бронепоезда как воинской части входило 270 человек, в том числе экипаж самого бронепоезда (боевой части) — 59 человек. Бронепоезд имел дифференцированное бронирование от 6 до 20 мм. Боевая часть БП-1 состояла из следующих компонентов:
- бронированный тяговый тепловоз ТГ-16 (оборудован 4 пулемётами, двухъярусная рубка с отделением машиниста снизу и боевым отделением с командирским местом в верхней части);
- штабной броневагон (командный пункт и узел связи, зенитное вооружение: одна счетверённая 14,5-мм зенитно-пулемётная установка ЗПУ-4 или 23-мм счетверённая установка (башня ЗСУ-23 «Шилка») и одна спаренная 23-мм зенитная установка ЗУ-23);
- зенитная бронеплощадка (установлены 1 ЗУ-23-4 и 1 ЗУ-23);
- 8 платформ, в том числе:
- 2 страховочные платформы (для перевозки ремонтных материалов и страховки от мин и фугасов);
- 2 платформы с 2 танками ПТ-76 (плавающий танк) на каждой, с усиленными броневыми откидными бортами-аппарелями;
- 4 платформы с 2 бронетранспортерами БТР-40жд (модификация БТР-40 с навесным оборудованием для железнодорожного хода) на каждой.
- 5 бронелетучек БТЛ-1, которые могли использоваться самостоятельно или двигаться в общем составе бронепоезда.
Бронетепловоз должен был располагаться между броневагонами силовой частью к противнику, страховочные платформы на передней и задней оконечности бронепоезда. Специальные меры позволяли преодолевать участки с нарушением ширины колеи и повреждениями рельсов. На бронепоезде могли устанавливаться переносные ЗРК «Стрела».
В состав каждой из бронелетучек входили:
- маневровый бронетепловоз ТГМ-14, в котором размешался командир бронелетучки, 9 десантников, радист, санинструктор и локомотивная бригада из 2 человек,
- 2 платформы с 1 танком Т-62 или Т-55 на каждой, а также с бронеотсеком для 8 человек с 4 пулеметами.
Штатная численность личного состава бронелетучки - 25 человек.
Кроме того, в состав бронепоезда как воинской части входили:
- мотострелковый взвод,
- зенитно-ракетный взвод,
- инженерно-сапёрный взвод,
- отделение тяги,
- база, предназначенная для размещения штаба, отдыха личного состава, хранения топлива, воды, боеприпасов, продовольствия, ремонтно-восстановительных средств, средств разведки и связи. В её состав входил тепловоз, несколько пассажирских и грузовых вагонов и платформ, автодрезины, автомобили и бронетранспортеры.
На вооружении бронепоезда стояла также автомобильная техника: 7 грузовых и специальных автомобилей и мотоцикл. Все танки и БТР, входящие в состав бронепоезда, могли передвигаться своим ходом и использоваться вне железной дороги.
Бронепоезда БП-1 использовались в Забайкалье и на Дальнем Востоке для прикрытия Транссибирской магистрали. В 90-х г.г. были переброшены в Закавказье для поддержки советских частей в "горячих точках",например,в Азербайджане. По некоторым данным,находятся в настоящее время на базе хранения ракетно-артиллерийского вооружения  ( РВ и А ) вблизи Читы.Р.S."..Мы мирные люди,но наш бронепоезд стоит на запасном пути..."
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 02 Марта 2017, 21:57
(http://i12.pixs.ru/storage/9/6/8/b2b4e58492_9340906_25361968.jpg) (http://pixs.ru/showimage/b2b4e58492_9340906_25361968.jpg) - МБВ № 02 ( мотоброневагон ).
(http://i9.pixs.ru/storage/6/1/4/1002jpg_1112728_25362614.jpg) (http://pixs.ru/showimage/1002jpg_1112728_25362614.jpg) -  у МБВ № 02 были предшественники : "..Типовая конструкция двухосного мотоброневагона с несущим корпусом была разработана в 1934-м Н. И. Дыренковым и принята на вооружение под индексом Д-2. Вооруженная двумя 76-мм пушками образца 1902 года и семью пулеметами максим, эта боевая машина удовлетворяла всем требованиям, которые предъявлялись к обычной бронеплощадке, но дополнительно имела возможность передвигаться самостоятельно. Мотоброневагоны Д-2 поступили на вооружение дивизий НКВД по охране железных дорог. Каждая такая дивизия имела пять-шесть бронепоездов, состоявших из двух мотовагонов Д-2 и бронепаровоза..."
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/24415 (http://vpk-news.ru/articles/24415)
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: КАЮР от 03 Марта 2017, 07:12
- бронированный тяговый тепловоз ТГ-16 (оборудован 4 пулемётами, двухъярусная рубка с отделением машиниста снизу и боевым отделением с командирским местом в верхней части);
- штабной броневагон (командный пункт и узел связи, зенитное вооружение: одна счетверённая 14,5-мм зенитно-пулемётная установка ЗПУ-4 или 23-мм счетверённая установка (башня ЗСУ-23 «Шилка») и одна спаренная 23-мм зенитная установка ЗУ-23);
- зенитная бронеплощадка (установлены 1 ЗУ-23-4 и 1 ЗУ-23);
- 8 платформ, в том числе:
- 2 страховочные платформы (для перевозки ремонтных материалов и страховки от мин и фугасов);
- 2 платформы с 2 танками ПТ-76 (плавающий танк) на каждой, с усиленными броневыми откидными бортами-аппарелями;
- 4 платформы с 2 бронетранспортерами БТР-40жд (модификация БТР-40 с навесным оборудованием для железнодорожного хода) на каждой.
- 5 бронелетучек БТЛ-1, которые могли использоваться самостоятельно или двигаться в общем составе бронепоезда.
Бронетепловоз должен был располагаться между броневагонами силовой частью к противнику, страховочные платформы на передней и задней оконечности бронепоезда. Специальные меры позволяли преодолевать участки с нарушением ширины колеи и повреждениями рельсов. На бронепоезде могли устанавливаться переносные ЗРК «Стрела».
В состав каждой из бронелетучек входили:
- маневровый бронетепловоз ТГМ-14, в котором размешался командир бронелетучки, 9 десантников, радист, санинструктор и локомотивная бригада из 2 человек,
- 2 платформы с 1 танком Т-62 или Т-55 на каждой, а также с бронеотсеком для 8 человек с 4 пулеметами.
Штатная численность личного состава бронелетучки - 25 человек.
Кроме того, в состав бронепоезда как воинской части входили:
- мотострелковый взвод,
- зенитно-ракетный взвод,
- инженерно-сапёрный взвод,
- отделение тяги,
- база, предназначенная для размещения штаба, отдыха личного состава, хранения топлива, воды, боеприпасов, продовольствия, ремонтно-восстановительных средств, средств разведки и связи. В её состав входил тепловоз, несколько пассажирских и грузовых вагонов и платформ, автодрезины, автомобили и бронетранспортеры.
На вооружении бронепоезда стояла также автомобильная техника: 7 грузовых и специальных автомобилей и мотоцикл. Все танки и БТР, входящие в состав бронепоезда, могли передвигаться своим ходом и использоваться вне железной дороги.
Бронепоезда БП-1 использовались в Забайкалье и на Дальнем Востоке для прикрытия Транссибирской магистрали. В 90-х г.г. были переброшены в Закавказье для поддержки советских частей в "горячих точках",например,в Азербайджане. По некоторым данным,находятся в настоящее время на базе хранения ракетно-артиллерийского вооружения  ( РВ и А ) вблизи Читы.Р.S."..Мы мирные люди,но наш бронепоезд стоит на запасном пути..."
Не хватает бронецистерны для топлива! Оно конечно, на базе есть, только обычная скорее всего, к боевой части не подцепишь ...
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 03 Марта 2017, 09:45
(http://i9.pixs.ru/storage/1/9/2/16100211jp_3542003_25366192.jpg) (http://pixs.ru/showimage/16100211jp_3542003_25366192.jpg) - "Локомотивом БП-1 служил тепловоз ТГ-16 во главе состава,который также был зашит стальной броней, причем ею прикрывались не только будка машиниста и силовое отделение с дизель-генератором, но и ОБЪЁМИСТЫЕ ТОПЛИВНЫЕ БАКИ под полом, защищенные опущенными вниз стальными фартуками. В броне имелся ряд люков для доступа к агрегатам и продувочные жалюзи, а рубка управления была двухъярусной с отделением машиниста снизу и боевым с командирским местом в верхней части. В броне рубки имелись бойницы для стрельбы из стрелкового оружия..." - http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/poslednie-bronepoezda/ (http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/poslednie-bronepoezda/)
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 03 Марта 2017, 09:53
"..Полностью укомплектованный состав БП-1 выглядел следующим образом :  впереди – платформа прикрытия, служившая страховкой на случай подрыва полотна (для его ремонта предназначались рельсы и шпалы, загруженные на платформу и служившие балластом, а с поездом следовала и бригада восстановителей пути), тепловоз, за ним – две танковые «бронелетучки». Середина поезда формировалась из штабного броневагона, площадки зенитных установок и платформ с ПТ-76. Замыкали состав ещё три «бронелетучки» и платформа прикрытия. Кроме того, при необходимости поезд мог включать вагоны для личного состава (теплушки или пассажирские), а также полевые кухни, предусмотренные для воинских эшелонов." - "ПОСЛЕДНИЕ БРОНЕПОЕЗДА СОВЕТСКОЙ АРМИИ",Виктор Марковский, фото Олега Покладова
Журнал «Мир оружия» № 9 / 2005 г. Р.S.Про цистерны упоминания нет...
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 03 Марта 2017, 10:03
(http://i11.pixs.ru/storage/2/4/3/86551147jp_6615906_25366243.jpg) (http://pixs.ru/showimage/86551147jp_6615906_25366243.jpg) - организационно в состав БП входили,как и в прошлом,бронелетучки,но это не были мотоброневагоны,а малые тепловозы с платформами,где стояли лёгкие танки ПТ-76.В состав бронепоезда также входила разведывательная рота с восемью БТР-40 (ЖД). Машины эти, оборудованные спереди и сзади откидными рамами с пружинными рессорами и стальными катками с внутренними ребордами, могли передвигаться по железной дороге со скоростью до 80 км/ч (ход обеспечивали основные колеса, бежавшие по рельсам). Перевод машины с обычного хода на железнодорожный занимал всего 3-5 минут. Для их транспортировки на большие расстояния поезду придавались еще четыре обычные платформы, на которые своим ходом грузились по два БТР-40 (ЖД).(http://i11.pixs.ru/storage/3/3/4/5640f24321_7079244_25366334.jpg) (http://pixs.ru/showimage/5640f24321_7079244_25366334.jpg)(http://i9.pixs.ru/storage/3/4/5/5089451jpg_7921694_25366345.jpg) (http://pixs.ru/showimage/5089451jpg_7921694_25366345.jpg) - и УАЗ-469 КШМ.
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 03 Марта 2017, 10:23
..Пусть никого не смущает "УАЗ-469 КШМ",т.к. кроме КШМ на базе,например,БТР-50 ПБ,имелись БРДМ-1 и 2 РХ и ГАЗ-69 РХ,а "разъездной" УАЗ-469 можно легко "превратить" в КШМ установив,в случае необходимости, на него радиостанцию.Т.с. солдатская смекалка...
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 03 Марта 2017, 11:16
(http://i9.pixs.ru/storage/0/9/3/images3jpg_7105271_25367093.jpg) (http://pixs.ru/showimage/images3jpg_7105271_25367093.jpg) - "..По прямому назначению бронепоезда решено было использовать в январе 1990 г. при ликвидации антиправительственного мятежа в Баку и националистического в Сумгаите. В Закавказье тогда складывалась обстановка, в самом прямом смысле близкая к боевой. На протяжении десятков километров уже рухнула граница с Ираном, количество убитых исчислялось десятками, в республике бесконтрольно распространялось оружие, а в руках азербайджанского Народного фронта оказалось тяжелое вооружение – не только градобойные пушки, но и техника, захваченная и угнанная из местных гарнизонов Советской Армии. Особенно при этом «отличилась» кадрированная 75 мсд из Нахичевани, укомплектованная на 75% азербайджанцами, в рядах которой дезертирство с оружием было массовым. Для решения вопроса в Главкомат Южного направления прибыла верхушка МВД, КГБ и МО СССР во главе с министром Д. Язовым. К Баку и Ленкорани началась переброска войск из других округов, а для восстановления границы направили курсантов четырех пограничных училищ.
Для обеспечения проводимых мероприятий из Забайкалья вышли бронепоезда, задачей которых являлось установление контроля над железнодорожными магистралями в сложных условиях Закавказья. Стратегически важный район с центральными областями связывали фактически всего две железнодорожные ветки. Поездам предстояло пройти 6,5 тыс. км, однако для дальних перегонов тяжелые бронесоставы не были приспособлены. Путь через всю страну занял недели, и к назначенному месту поезда прибыли с изрядным опозданием. К 24 января Баку был взят под контроль частями Советской Армии, а решающую роль в этом сыграли десантники 103-й гв. вдд, переброшенные по воздуху. Тем не менее, задачу бронепоездам никто не отменял, и они следовали с полным вооружением и боеприпасами. Готовя оружие, экипажи получили нечастую возможность пострелять боевыми снарядами. Прямо с платформ, на ходу, танкисты расстреливали заброшенные в степи строения и другие цели – зрелище, невиданное на железных дорогах уже добрых полвека.
Прибыв к месту назначения, бронепоезда использовались для охраны узловых станций и сопровождения составов с войсками и грузами, защищая последние от грабежей. Неоднократно при этом они подвергались обстрелам, однако сами, подчиняясь приказу, огня не открывали..." - http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/poslednie-bronepoezda/ (http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/poslednie-bronepoezda/)
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 03 Марта 2017, 11:31
БП-1 пригодились и в мирное время : "..Несмотря на перипетии большой политики, служба всех четырех построенных бронепоездов в ЗабВО шла рутинно. Почти все время они находились на полустанке под Читой, находясь при этом на ходу и в боеготовности, что периодически проверялось запуском локомотивов, маневрированием, отработкой схода и загрузки танков. Отдельно хранился только боекомплект, который при необходимости следовало загрузить. Один из поездов был задействован при ликвидации крупной железнодорожной аварии в 1986 г.: на месте не оказалось достаточно мощных тягачей, чтобы растаскивать сошедшие с рельсов вагоны, и для этого были использованы танки..."
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 03 Марта 2017, 17:21
(http://i11.pixs.ru/storage/2/4/3/86551147jp_6615906_25366243.jpg) (http://pixs.ru/showimage/86551147jp_6615906_25366243.jpg) - организационно в состав БП входили,как и в прошлом,бронелетучки,но это не были мотоброневагоны,а малые тепловозы с платформами,где стояли лёгкие танки ПТ-76.В состав бронепоезда также входила разведывательная рота с восемью БТР-40 (ЖД). Машины эти, оборудованные спереди и сзади откидными рамами с пружинными рессорами и стальными катками с внутренними ребордами, могли передвигаться по железной дороге со скоростью до 80 км/ч (ход обеспечивали основные колеса, бежавшие по рельсам). Перевод машины с обычного хода на железнодорожный занимал всего 3-5 минут. Для их транспортировки на большие расстояния поезду придавались еще четыре обычные платформы, на которые своим ходом грузились по два БТР-40 (ЖД).(http://i11.pixs.ru/storage/3/3/4/5640f24321_7079244_25366334.jpg) (http://pixs.ru/showimage/5640f24321_7079244_25366334.jpg)(http://i9.pixs.ru/storage/3/4/5/5089451jpg_7921694_25366345.jpg) (http://pixs.ru/showimage/5089451jpg_7921694_25366345.jpg) - и УАЗ-469 КШМ.
Бронелетучка БТЛ-1 выпускалась в начале 70-х г.г. ХХ века и, по некоторым данным,их построено 42 шт.Если учесть,что для БП можно было использовать и обычные тепловозы и,даже,действующие паровозы,которые имелись у МПС ( а ещё много их хранилось ),то получается,как минимум + 21 БП к 4-5 БП-1.К том же,в СССР имелось немало автомобильной техники,в.ч. и грузовой,приспособленной для передвижения по рельсам :  "Уралы" ( http://img.allzip.org/g/51/orig/5045526.jpg (http://img.allzip.org/g/51/orig/5045526.jpg) ) и "ЗиЛы" ( http://img.allzip.org/g/51/orig/5047347.jpg (http://img.allzip.org/g/51/orig/5047347.jpg) )...
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 03 Марта 2017, 17:28
В период войны в Индокитае ( Вьетнаме ) также использовались бронепоезда,вернее бронемотриссы ( Railroad Armored Cars - https://vintageeveryday.files.wordpress.com/2011/11/railroadarmoredcars252852529.jpg ).См. VINTAGE EVERYDAY,Railroad Armored Cars in Saigon, 1969 : https://vintageeveryday.wordpress.com/2011/11/30/railroad-armored-cars-in-saigon-1969/ 
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 03 Марта 2017, 17:36
А это малоизвестное свидетельство о создании "бронетрамваев" на базе обычного городского трамвая в Ленинграде.В конце 1942 - начале 1943 года :
"...По указанию Военного Совета Ленинградского фронта в трамвайном парке им. Смирнова был построен бронированный вагон № 2435 с пулеметными амбразурами, на случай если бы пришлось вести оборонительные бои на улицах города. Броню для вагона поставил Ленинградский Металлический завод..." и "Трамвай-паровоз" :
"...А вот еще одно свидетельство работницы Кировского завода: 'В 1943 г. пустили трамвай от Нарвских ворот до моста у Кировского завода. Мы звали его "кукушка", один вагон трамвая прицеплен к маленькому паровозу и ходил по одной линии взад и вперед, и немцы старались попасть в трамвай и попадали. Мы очень часто попадали под обстрелы, бывало, заползешь в воронку, горячую от снаряда, и лежишь там, пока не прекратится обстрел на какое-то время..." - из статьи "Трамвай в годы Великой Отечетвенной войны" на Сайте "Ленинград.Победа" : http://leningradpobeda.ru/vse-dlja-pobedy/26/ (http://leningradpobeda.ru/vse-dlja-pobedy/26/)
Название: Re: Крепости на колесах: История бронепоездов
Отправлено: Ринат Гимадеев от 03 Марта 2017, 18:11
"..А в августе 2015 г. новый министр обороны РФ Сергей Шойгу решил отменить распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова о ликвидации четырех специальных бронированных поездов — «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон».
Минобороны России решило сохранить специальные бронированные поезда на вооружении. Соответствующее решение принял глава военного ведомства Сергей Шойгу, который отменил распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова о ликвидации четырех бронепоездов «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон».Напомню,что в период контртеррористической операции на Северном Кавказе с 2002 по 2009 год, было создана группировка бронепоездов, неплохо показавших себя, когда требовалась охрана составов со строительными, военными грузами или личным составом, чтобы избежать их подрыва боевиками. Также бронепоезда оказались незаменимы для прикрытия саперов, которые разминировали железнодорожное полотно.
После окончания активных военных действий в Чечне в Минобороны решили, что в актуальной для нашего времени армии особые составы больше не нужны. Поэтому Сердюков принял решение демонтировать с поездов вооружение, а составы отправить на консервацию, но из-за неожиданной отставки Сердюкова в 2012 году его приказы о реорганизации различных подразделений Минобороны оказались не исполнены.
После завершения ревизии Сергей Шойгу отменил распоряжения своего предшественника о расформировании группировки бронепоездов Железнодорожных войск в Южном военном округе.
Как заявил изданию военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин, бронепоезда пока что рано ставить на запасной путь.
«Конечно, во время современной войны с силами НАТО бронированный поезд никакой оборонительной или наступательной функции не несёт. Но в период локальных конфликтов, таких как были на Северном Кавказе, бронированные поезда ничем нельзя заменить», — утверждает Литовкин.
Эксперт считает, что бронепоезд лучшим образом подойдет для уничтожения террористических и бандитских групп, действующих в районах железнодорожных путей, эвакуации раненых и проведения операций по разминированию.
Все стоящие на вооружении бронепоезда были построены еще в СССР и в 70-80-х г.г. использовались для охраны мостов и железнодорожных перегонов на советско-китайской границе. В 2000-х годах составы модернизировали, установив на них новые гранатометы и пулеметы и улучшив бронирование. В центре состава была установлена платформа с танком, способным вести круговой обстрел. Однако, по мнению Литовкина, в вагонах специального поезда можно разместить и современные наступательные вооружения — дальнобойную гаубицу «Мста» или реактивную систему залпового огня «Торнадо» ( и не только подобными огневыми средствами можно вооружать БеПо!Диапазон их может быть велик и разнообразен,что даёт возможность комплектовать БеПо броневагонами с разным вооружение в соответствии с поставленными задачами и делает БеПо универсальными. - прим. Р.Г. ).
В то же время директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов уверен, что существование в современной армии военной техники времен Первой мировой войны ( плохо знает Историю "конъюктурщик" И.Коновалов!БеПо появились много ранее ПМВ! - прим. Р.Г. ) является архаичным и бесполезным.
В любом случае, сегодня экипажи поездов готовы в любой момент выполнить задачи, которые перед ними поставит командование, утверждают в Минобороны..." - http://todaysmilitary.ru/2015/08/06/shojgu-sohranil-bronepoezda-vopreki-prikazu-serdyukova/ (http://todaysmilitary.ru/2015/08/06/shojgu-sohranil-bronepoezda-vopreki-prikazu-serdyukova/) Р.S.Так,что строка из песни "Наш бронепоезд стоит на запасном пути",- звучит звучит вполне современно,а БеПо - до сего времени не потеряли актуальности...