Боцману
Фундаментную плиту каземата «перестроить» довольно проблематично. Проще закопать или обойти. Перекресток для артдота, предназначенного для блокирования движения техники по шоссейным и улучшенным грунтовым дорогам, место хорошее. И если 68-й точно был казематом, то искать его надо в районе развязки. Я рассматривал этот вариант и столкнулся с такой ситуацией: в1941-м году дорога из Уппа при выходе с ложбины в долину ручья Шулю к шоссе представляла собой разветвление из трех-четырех наезженных дорог. Первая из них отворачивала от основной направо в сторону Шули, шла по склону горы и выходила к ручью где-то в районе 67-го ДОТа. Вторая дорога практически совпадала с нынешним выездом. Третья дорога шла левее нынешнего выезда из села по низине, обходила прудик на повороте шоссе и выходила за ним метрах в 300-х в сторону Чоргуня. Еще одна дорога из Уппа шла левее существующей по склону выс. 287.4, пересекала долину и шоссе и выходила на грунтовую дорогу, ведущую к высоте 154.7 (г. Телеграфная) и далее к Сахарной головке и мосту с Трактиром. Кстати, именно этой дорогой чаще всего пользовались жители с давних времен. Чтобы блокировать эту развязку ДОТ на нынешнем перекрестке должен иметь либо амбразуру под 180 град., либо ствол орудия должен в вертикальном положении простреливать дорогу из Уппа практически до высоты 287.4. (дорога имеет довольно крутой спуск в долину). Вот на этих вопросах я и уперся. А тут еще текст истории немецкой дивизии, говорящий, что выс. 449.1 (Зыбук-тепе) защищало бронированное 17.5 см орудие русских. С калибром они, конечно, могли и описаться, но с бронированным – вряд ли.