1988 год. ТУ-155 на криогенном топливе (водород). Начало работ показало, что проблема не так проста, как казалось вначале, жидкий водород с его высокой удельной теплотворной способностью, втрое превосходящей углеводородные топлива, с исключительной экологической чистотой оказался чрезвычайно перспективен как горючее для разных двигателей,
особенно для проектов гиперзвуковых летательных аппаратов как гражданского, так и военного назначения.
В летающую лабораторию Ту-155 был переоборудован серийный Ту-154, № госрегистрации – СССР-85035. Для обслуживания самолета был разработан авиационный криогенный комплекс, позволяющий проводить разные виды испытаний с использованием больших количеств криогенной жидкости.
Состоялись масса НТС, в т.ч. и в моей конторе, о беда была и в том , что « заправок» было только 2 = в Загорске и в Чирчике(агрегат 501 под Буран), хотя планировали под Буран ещё 2 – в Навои(агрегат 503) и в Губахе.
Водород пустили по керосиновым магистралям, особенно не мудрствуя.
Всего по программе было выполнено более 100 полетов,
из них 5 – на жидком водороде. На самом Ту-155 использовался 1 двигатель НК-88 (второй), работающий на водороде, и два ТРДД НК-8-2 (первый и третий). Водородный бак был размещен в постоянно продуваемом воздухом (либо азотом) заднем отсеке (из-за конструктивных сложностей размещения в крыле). Двигатели отрабатывались для 2х местного опытного воздушно-космического самолета Ту-2000, который так и не был реализован.
Тогда о получении сертификата лётной годности ещё не задумывались
Отличительная внешняя черта самолета – выступы дренажной системы на хвосте.
Предпринимались попытки полетов с использованием 2х видов топлива – жидкий водород и сжиженный природный газ. 15 участников работ стали лауреатами премии Правительства РФ, многие удостоены высоких званий и правительственных наград.