Автор Тема: 33 отдельный инженерный полк  (Прочитано 59263 раз)

Оффлайн Юрий32

  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 2756
Re: 33 отдельный инженерный полк
« Ответ #70 : 16 Сентября 2025, 16:10 »
В четверг, 27 марта, в Тамбовской областной библиотеке имени А. С. Пушкина прошла презентация книги Андрея Хазиева «Брестская крепость в судьбе тамбовчан»...
В книге представлена информация о нескольких уроженцах и жителях Кирсановского района. Среди них — санинструктор 84 стрелкового полка Василий Степанович Солозобов и красноармеец 33 отдельного инженерного полка Павел Дмитриевич Клёмин. Оба они получили ранение, попали в плен и были освобождены.
Павел Клёмин долгое время считался погибшим при обороне Брестской крепости, но потом выяснилось, что он остался жить в ФРГ. Василий Солозобов жил в Кирсанове и Тамбове. Андрею Хазиеву удалось найти родственников этих двух героев и записать их воспоминания.
https://gazetakirsanov.ru/news/kraeved/2025-03-29/prezentatsiya-knigi-o-geroicheskih-tambovchanah-zaschitnikah-brestskoy-kreposti-proshla-v-tambove-275631

Если кто-нибудь смог преобрести эту книгу, прошу отфотографировать для меня страницы про Клемина.
Касаемо страниц из книги. Там написано:     

Клёмин Павел Дмитриевич, красноармеец 33-го отдельного инженерного полка в гарнизоне Брестской крепости. Родился 7.01.1921 года в с. Козьмодемьяновка   Гавриловского района Тамбовской области. Призван Болоховским райвоенкоматом пос. Болоховка Тульской области 11.11.1940 года. По сведениям родных, во время обороны находился в крепости, при попытке подготовить выход из окружения был ранен и попал в плен, по немецким сведениям, был пленён в г. Пинске 7.07.1941 г. Содержался в лагере военнопленных в Германии, г. Гамбург. После войны проживал в ФРГ, умер 4.04.1990 г. Увековечен в Книге Памяти Тамбовской области по Гавриловскому району, с. 183.                           
             
Из воспоминаний Галины Лукьяновой – племянницы Павла Дмитриевича Клёмина
…Когда немцы напали на крепость, бомбили и вели обстрел, никто ничего не мог понять, что происходит, так как это был выходной день, в крепости остались только солдаты и младший командирский состав. Приказ на вскрытие хранилища с оружием никто не мог отдать. Запрещали также вести ответный огонь, думали, что это провокация со стороны немцев. Когда немцы окружили крепость, все, кто после первых боёв остался в живых, ушли в подземные укрытия. 
Как вспоминал Павел Дмитриевич, только через несколько дней после начала войны красноармейцы решили выйти наружу, чтобы выяснить обстановку и проверить, что же произошло, почему до сих пор никто не идёт к ним на помощь. По приказу командиров в разведку пошли несколько человек, мой дядя был в их числе. Крепость находится в окружении реки, по её берегам – заросли камыша. Во время вылазки в этих камышах его очень серьёзно ранило в спину и руку, что произошло с товарищами, которые шли с ним, он так и не узнал. В этих камышах его раненого нашли немцы.
В первые месяцы войны немцы ещё лечили раненых, и моего дядю Павла они отвезли в госпиталь. Как только его раны зажили, его отправили в Германию, в лагерь в городе Гамбург, где он и пробыл до конца войны. Жизнь в лагере была очень тяжёлой: их заставляли работать, но при этом кормили очень скудно, иногда даже хлеба с водой не давали. Однако после пленения под Сталинградом Паулюса немцы немного стали добрее. В этот момент они стали набирать из лагеря военнопленных для работ на фермах. И Павла, как деревенского парня, взял к себе работать один немецкий фермер. Днём военнопленные, как рабы, работали за еду на фермах, а к вечеру возвращались в свои бараки…
(Тамбов, декабрь 2024 г.)

Опубликованы сканы анкеты и карты военнопленного.

Как по мне - я писал А.Хазиеву, что возможно Клемина в БК не было, а воевал где-то в укрепрайоне.