"..Можно смело сказать, что не авиация или танки, а именно бронепоезда в первой трети XX века являлись настоящим чудо-оружием. Обладая огромной, сравнимой с боевым кораблем огневой мощью и отличной маневренностью, они на любом участке фронта предопределяли успех.Мне же хочется привести несколько примеров достаточно необычных бронепоездов.Начну с того,что дело дошло даже до того, что бронепоезд во время Второй мировой построила… Канада, способная интервентов наблюдать разве что в телескоп. Причем канадцы, опыта в построении таких составов доселе не имевшие, начудили по полной программе: на поезд, призванный охранять железные дороги Британской Колумбии от японцев, поставили двигатель от дирижабля R-101, который затем заменили на дизельный от судна. Впрочем, после того как в 1944 году угроза высадки японцев в Канаде стала и вовсе гипотетической, бронепоезд расформировали, а локомотив еще два года водил поезда между Квебеком и Эдмонтоном, пока, наконец, не был списан окончательно.На другом конце земли, в Южной Африке, под занавес апартеида появились полицейские бронепоезда. При постройке использовался богатый опыт противодействия минной войне (подрыв на фугасе для тамошних фермеров стал делом привычным, поэтому многие прикупили специальные защищенные от мин автомобили, которые позволяли выжить при подрыве), и самоходный вагон бронепоезда получил инопланетные очертания, раньше у железнодорожной техники не замеченные. Так, корпус формой напоминал клинок топора (V-образная форма днища рассеивала взрывную волну) и имел два «клюва-капота» – спереди и сзади, чтобы вывести точку взрыва из-под ног экипажа.При проектировании этих броневагонов,несомненно,использовались в качестве основы БТР «Касспир», разработанные в ЮАР конце 70-х годов ХХ века.Конструкция этой боевой машины позволяла эффективно использовать ее в условиях саванны и пустыни. Достаточно большой клиренс, мощные пулестойкие колеса и V-образная форма бронированного днища обеспечивали очень высокую степень защиты от взрывов мин, которые стали настоящим бичом для южноафриканцев в Намибии. Всего было выпущено два таких мотоброневагона, которые сегодня стоят на запасном пути в тренировочном центре Браамфонтейн в ЮАР. Мы мирные люди, как говорится, но…
В нашей стране судьба бронепоездов была короткой, но бурной: Гражданская и две мировые войны, борьба с националистами после Великой Отечественной… Казалось бы, с развитием ракетных и танковых войск эти железные монстры должны занять почетное место в музее и уйти из истории. Однако, как оказалось, «ветеранов» рано сбрасывать со счетов.
К середине 1960-х годов на наших дальневосточных границах начали сгущаться тучи. Еще недавно братский, Китай принялся недружелюбно бряцать оружием, что в конце концов вылилось в инцидент на острове Даманский – бои на границе шли две недели и поставили две огромные державы на грань военного конфликта.
Как и в случае гитлеровского нападения в июне 1941 года, вторжение китайской армии предвещало мало хорошего.
Ввиду того, что местность в тех местах была мало обжита, а хороших автомобильных дорог насчитывалось немного, практически все гарнизоны и части оказывались зависящими от пары железнодорожных веток – Транссибирской и Забайкальской. Снабжение, перегруппировка и передислокация войск могли проходить только по ним. Следовательно, нашим требовалось мобильное и эффективное средство, то есть бронепоезд.
С началом Первой чеченской войны об этих монстрах вспомнили и быстро вернули их в строй. Поменялось на поездах только вооружение – оно стало более современным. Также состав пополнили вагоны: плацкартный (для размещения рядового состава), купейный (для офицеров), столовая и кухня.
А когда,в 1994 году, когда от России вздумала отсоединиться Чечня, перед федеральными силами вновь встал вопрос об охране протяженных железнодорожных путей. И если у армейцев уже имелись наработки в этой области, то сотрудникам МВД пришлось импровизировать с нуля. Поэтому и собран был бронепоезд «Козьма Минин» по принципу «с бору по сосенке»: вместо бронирования – мешки с песком и железные листы, платформы и вагоны – обычные гражданские. Зато с вооружением полный порядок: здесь и автоматические гранатометы, и пулеметы, и зенитные пушки, и даже БМП (боевая машина пехоты) на платформе.За время боевого дежурства «Козьма Минин» брал под охрану и успешно сопровождал до места назначения более 175 эшелонов.Еще два бронепоезда («Дон» и «Терек») были задействованы даже ранее – в 1990 году, когда в Баку вспыхнул антиправительственный мятеж, а в Сумгаите начались национальные конфликты. Для обеспечения мероприятий по восстановлению порядка из Забайкалья вышли бронепоезда, задачей которых являлось установление контроля над железнодорожными магистралями в сложных условиях – ведь стратегически важный район с центральными областями связывали всего две железнодорожные ветки.
Правда, пока поезда преодолевали 6,5 тысячи километров до места назначения, порядок в Баку уже был наведен, но, несмотря на это, они по прибытии использовались для охраны узловых станций и сопровождения составов с войсками и грузами. Не раз во время таких операций они подвергались обстрелам, однако ответного огня, выполняя приказ, не открывали.
По возвращении в Забайкалье поезда встали на стоянку неподалеку от Читы, откуда их в лихие 90-е однажды чуть не угнали охотники за металлом. К счастью, бронепоезда успели перехватить у российско-китайской границы и вернуть обратно. И, как оказалось, не зря: вскоре им нашлось самое что ни на есть боевое применение в Чечне.
Правда,ходили слухи,что парочку БП "приватизировали",то есть частные фирмы ( типа ЧОП ) купили списанные поезда и без ( или с частью,но только стрелкового ) вооружения и использовали для перевозки особо ценных грузов на бескрайних просторах РФ и СНГ,а какой криминальный беспредел творился в 90-е и 00-е напоминать не надо.
Так или иначе, в сегодняшнюю концепцию вооруженных сил России бронепоезда решительно не вписываются. Спецпоезда «Байкал» и «Амур», которые сейчас стоят на вооружении в Южном военном округе, до 2015 года снимут с боевого дежурства и отправят в резерв. Тем временем в государственной программе развития вооружений до 2020 года формирование боевых поездов не запланировано, и железнодорожным войскам теперь остается только чинить пути и разминировать их. «При современном развитии средств поражения железнодорожное вооружение остается самым уязвимым из всех, поскольку траектория его движения не просто предсказуема, а неизменна, – так прокомментировали это решение в российском Генштабе.
– В таких условиях вооружение на железнодорожных платформах может использоваться только для обслуживания безопасности самой железной дороги, например, для сопровождения эшелонов на заминированных дорогах или при угрозе обстрела. Однако для этого не обязательно создавать бронепоезда. Можно просто поставить танк или зенитно-ракетный комплекс на обычную платформу».Так,сербы во времена гражданской войны в Югославии (1991-1995 годы) на помощь внутренним войскам также отправили бронепоезд, получивший название «Крайна экспресс».
Вооружение на него было собрано отовсюду : на первой платформе размещалась немецкая зенитная 20-миллиметровая пушка времен Второй мировой Flak-38. На второй стояли две пусковые установки наших противотанковых управляемых ракет «Малютка» и спроектированное в 1929 году зенитное орудие калибра 40 мм «Бофорс» L60. Огонь в ближнем бою обеспечивали пулеметы.
Позже к составу добавились два снятых с вертолета блока неуправляемых ракет, а немецкую зенитку заменила американская самоходная установка времен Второй мировой М18.
Бронепоезд принял самое деятельное участие в боевых действиях против хорватов, причем экипаж сражался как на железной дороге, так и спешившись, как обычные пехотинцы.
Впрочем, не только у сербов во время развала Югославии был бронепоезд – хорваты, оказывается, также обзавелись своим. В самом начале конфликта в Сплите они быстро сделали его из двух дизельных локомотивов и двух импровизированных броневагонов. Защиту вагонов сделали комбинированной: стальной лист толщиной 6 мм, затем 30-50 мм пространства, заполненного песком, затем еще один лист толщиной 8 мм. Колеса прикрывали 10-миллиметровые пластины. Вооружение составляли башенки с установленными пулеметами калибра 12,7 мм.Правда, повоевать бронепоезд так и не успел, всю войну простояв в Сисаке..." - Источник : "Тайны ХХ века","Мистика войны" №2 за 2014 г.,глава 4.