Возвращаясь к истории с "лодочниками". Помните, возникал вопрос - откуда в Цитадели появились уцелевшие "лодочники"? Имеем две версии:
1. Из воспоминаний офицера I.R.130 Вальтера Лооса (описание событий 22.06.1941)
Лейтенант Кремерс, командир штурмовой лодки, имел задачу с началом общего наступления пехоты опустить свои лодки на воду и, идя с ними вниз по течению Буга, проникнуть в один из рукавов, которые омывали цитадель.
Затем оттуда он – предоставленный только себе самому – должен был пойти дальше, по водному пути в крепость, а именно – идя по фарватеру Мухавца, проникнуть далеко во вражеский глубокий тыл. На этом участке пути он должен был пройти еще хорошее расстояние по реке – до 2 больших мостов (дорожного и железнодорожного) – овладение ими (причем невредимыми!) имело решающее значение для дальнейшего хода боевых действий.
Ещё в исходном положении три его лодки (из девяти) были разбиты недолётом собственных реактивных установок, однако оставшиеся шесть он успешно спустил на воду. Загрохотав, взвывая моторами, штурмовые лодки устремились к цитадели и повернули в ранее намеченный рукав.
Внезапно лейтенант Кремерс заметил, что киль его лодки захрустел на песке, но слишком поздно – и другие лодки неслись сюда и застряли на коварной песчаной отмели. Русский, отойдя от своего первоначального ужаса, взял лодки под достаточно меткий огонь из стрелкового оружия с берега. Лейтенант Кремерс и его люди попрыгали в воду и объединенными силами сорвали лодки с песчаной отмели, толкая их до тех пор, пока они снова не имели достаточной глубины под килями. Под сильным вражеским огнем лейтенант Кремерс ушел назад до Буга, чтобы оттуда взять курс на другой рукав. И на этот раз он имел большее везение, несмотря на то что три из ещё оставшихся у него шести лодок, получив пробоины от вражеского огня, затонули.
С последними 3 лодками ему удалось достичь Мухавца, но на этом последнем участке ему пришлось оставить ещё одну, так как она приняла слишком много воды и поэтому была полузатоплена. Достигнув, лишь с 2 лодками, Мухавца, он продолжал идти к ранее упомянутым мостам, всё приближаясь, – пока снова не попал под огонь вражеской пехоты. Сразу же, решительно, он подошел к берегу, высадился и атаковал своими, ещё оставшимися у него людьми оба моста с суши. В ходе атаки удалось достигнуть обоих мостов над крутыми склонами и вывести из строя вражеский гарнизон. Обозначая овладение моста в целости и сохранности, лейтенант Кремерс хотел поднять на его перилах, наверху, флаг со свастикой, там и настигла его вражеская пуля, ставшая для него смертельной. Он умер несколькими минутами позже, среди своих солдат, с сознанием полностью исполненного долга.
2. Из отчёта командира I.R.130 полковника Гельмута Гиппа об операции с использованием штурмовых лодок 22.06.1941
Под руководством лейтенанта Кремерса (3/Pi.81) 22.6.41 проводилась операция с использованием штурмовых лодок. Было задействовано 9 штурмовых лодок. Задача: после окончания огневой подготовки у Буга (около 3.20 ч.), двигаясь наверх по южному рукаву Мухавца, взять в свои руки с налета 4 моста на Мухавце.
Десантные группы для 7 лодок (без штурманов) выделил I/130, для оставшихся 2, а также всех штурманов – 2/Pi.81. Подразделения 3-й роты имели задачу доставить лодки в полосу наступления I/130 к берегу Буга, откуда они должны были стартовать в приказанное время.
Первый сбой произошел из-за того, что в результате недолетов химических минометов или артиллерии вышли из строя 4 из 9 лодок и 20 солдат 3-й роты были либо убиты, либо ранены. С оставшимися 5 лодками лейтенант Кремерс начал операцию с некоторым опозданием. При проезде под сильным вражеским огнем вдоль полностью занятого противником укрепления Центральной цитадели вышли из строя еще 2 лодки. Их экипажи, высадившись на берегу укрепления Центральной цитадели, прошли вдоль него вплоть до северного моста и сражались там вместе с подразделениями I.R.135. Подробности об этом смотри далее внизу.
Оставшиеся лодки у обоих мостов Мухавца (Hipp – и Cholm (железнодорожный мост) около 3.55 ч. встретились с штурмовой группой Лёра (2/I.R.130), который в 3.45 ч. уже овладел ими. Тогда экипажи штурмовых лодок шли вдоль шлюзового перехода и, около 5.10, после того как промежуточное пространство было почищено от врага, захватили вместе со штурмовой группой Лёра третий мост (Wulka). При попытке поднять флаг со свастикой на мосту, от чего лейтенант Лёр его настойчиво отговаривал, лейтенант Кремерс был убит выстрелом в голову.
2 вышеназванных экипажа штурмовых лодок присоединились в районе северного моста к подразделениям I.R.135 и сражались вместе с ними до 24.6.41 после того, как они 2 дня были окружены русскими. Этим нескольким солдатам в 2 районах цитадели возле северного моста удавалось отбить все нападения русских против них. При этом были уничтожены 2 русских разведывательных бронеавтомобиля и несколько пулеметных гнёзд.
Таким образом, Лоос и Гипп противоречат друг другу в двух важных деталях: маршруте следования и количеству оставшихся после "дружественного огня" и обстрела у Холмского моста лодок. До недавнего времени считалось, что Кремерс пошёл по "варианту Лооса" (назовём его так). Но появившиеся новые факты (об этом говорилось в теме "Ошибки ШБК") говорят о том, что Кремерс пошёл по "варианту Гиппа". Следовательно, получается, что в Цитадель они вошли с востока, высадившись у современного монумента "Жажда".