2. ВЫДЕРЖКА ИЗ ЖУРНАЛА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ КОМЕНДАНТА БРОНЕПОЕЗДА № 29 ОБЕР-ЛЕЙТЕНАНТА ВИНТЕНБЕРГА
Выдержка из журнала боевых действий бронепоезда № 29
21 июня 1941 г. Миньск-Мазовецки
Ближе к вечеру мне позвонили и сообщили, что боеприпасы (первоначальное снаряжение) в 23:45 ч. должны были прибыть в Варшаву. Я попросил автобазу из Миньска забрать их на автомашинах. Последний грузовик с боеприпасами прибыл в 07:30 ч. В течение ночи экипаж получил необходимые пулеметные патроны. От железнодорожного строительного батальона я узнал, что загрузка должна происходить на станции в ночь с 21 на 22 июня. Я пытался получить от армии приказ на начало движения. Транспорт был подготовлен к отъезду.
Согласно плану, я должен покинуть Миньск в день X-1 в 16:04 ч. В это время транспорт покинул станцию без приказа на начало движения. Прибытие на станцию перед Платерувом – 18:56 ч. Оттуда по телефону в Платерув поступает запрос о том, свободна ли станция, то есть покинул ли станцию русский маневровый локомотив. После 20:00 ч. ожидаемая новость наконец-то пришла, и я позволил поезду двигаться вперед. По прибытии немедленно началась загрузка вооружения поезда и бронирование локомотива.
22 июня 1941 г. Платерув
Вскоре после полуночи пришло следующее донесение от 2-го батальона 461-го пп: Бронепоезду №29
1.) По прибытии на железнодорожный переезд Чебзин телефонное донесение и установление связи.
2.) Час Y – 03:15 ч.
3.) При предотвращении подрыва по телефону передается ключевое слово «Зеленый свет».
Если ничего не удастся, по телефону передается ключевое слово «Красный свет».
подписано Кинастом
Гауптман и командир батальона
Те, кто занимался загрузкой вооружения вагонов и бронированием локомотива, делали почти невозможные вещи. Я выжимал последнее из людей. Я был готов придерживаться отведенного времени при любых обстоятельствах. Крайний срок отъезда – 03:00 ч. Чтобы выполнить свою задачу, я покинул ст. Платерув в 03:00 ч. в следующих условиях. Бронеплиты локомотива иногда крепились только самыми необходимыми винтами, двери кабины водителя были только установлены [не закреплены], экипаж едва успел бросить свое оборудование в вагоны, а последние взбирались уже во время движения. 2 вагона, которые еще не были загружены и сошли с рельсов, я оставил. Поезд, таким образом, состоял из 1 ударного вагона, 1 танкового вагона, локомотива и 2 пехотных вагонов. Я поехал через дорожный переезд Чебзин с максимально возможной скоростью и прибыл туда в 03:14 ч. Телефонист уже встретил меня с донесением: «Зеленый свет», немедленно трогайтесь! После семи минут езды я добрался до моста через Буг, по которому проехал на медленной скорости. Мне подали следующее донесение: командиру бронепоезда №29
1.) Подъезжайте аккуратно, ничего не найдено.
2.) В противном случае, выполняйте указания.
3.) Дальнейшее использование по запросу.
Под охраной поезда пехота 2-го батальона 461-го пп перешла мост. В конце моста русская колея была перекрыта бревном. Я сломал шлагбаум тараном поезда. Я сразу же открыл огонь по таможне справа от железнодорожной насыпи. Тем самым я содействовал продвижению 2-го батальона 461-го пп. Когда я обнаружил, что пехота достигла приграничного села, я двинулся вперед к путепроводу над шоссе Анусин – Мощена Крулевска, примерно в 1,5 км от моста через Буг. Колея была заблокирована загруженным русским деревянным поездом, около 80 вагонов.
04:30 ч. Просьба 2-го батальона 461-го пп: «Преодолеть Мощена – Анусин».
После того как я приказал экипажу локомотива в случае огня ПТО или артиллерии немедленно отступать, я вышел из поезда, чтобы определить, было ли лежащее в углублениях шоссе свободно от врага, в то время как бронепоезд из-за деревянного поезда не мог продвинуться по мосту. Когда я вышел на шоссе навстречу выехал русский танк. Командир танка открыл люк, и я уложил его из карабина. Бронетехника развернулась.
04:42 ч. Я сразу же велел высадить две группы и доложил: «Масковичи – вражеская бронетехника». Между тем, поддерживая 2-й батальон 461-го пп поезд продолжал обстреливать укрепления справа от железнодорожной насыпи. Так как 2-й батальон 461-го пп достиг поставленных целей, сформировал плацдарм, а огонь противника утих, после того как 2 группы поднялись на борт, я вернулся на базу, чтобы забрать оставшиеся вагоны бронепоезда, заправленные топливом и боеприпасами. Затем мы выдвинулись прямо к шоссе Анусин – Мощена Крулевска. Я снова велел высадить штурмовую группу. Она заняла шоссе. Я пытался столкнуть деревянный поезд, но это не сработало.
Прикрываемый пулеметом и двумя рядовыми я шел вдоль поезда, ликвидируя всевозможные препятствия его движению. При этом справа мы постоянно получали огонь пехоты. В конце поезда я нашел тормозной башмак, который убрал. Затем мы отступили. Тем временем спустившаяся пехота уничтожила 2 вражеских бронемашины.
07:43 ч. От бронепоезда: «Вражеские бронеавтомобили – шоссе Мощена – Анусин. Наша пехота подбила один».
08:23 ч. От бронепоезда: «2 вражеских бронеавтомобиля подбиты».
08:31 ч. От бронепоезда: «3 вражеских бронеавтомобиля подбиты».
Теперь я попытался продолжить толкать деревянный поезд, что получилось после нескольких попыток. Так как я больше не подвергался вражескому огню, я позволил штурмовой группе подняться и продолжил движение на Семятичи.
09:20 ч. От бронепоезда: «Семятичи свободны от врага»
Я велел двум группам спуститься и обнаружил, что противник восточнее Семятичи отходит. Поскольку железнодорожная ветка от S. поднимается, деревянный поезд больше невозможно толкать.
09:25 ч. От бронепоезда: «Враг отступает восточнее Семятичи».
«Колея заблокирована грузовым поездом».
09:35 ч. Бронепоезду: «Сообщите, что происходит по обе стороны севернее фабрики Семятичи, в лесу севернее Анусин – Мощена Крулевска. Идите на запад не далее 1500 м севернее фабрики Семятичи».
Я возглавил штурмовую группу и прочесал лес. Машинист локомотива получил от меня приказ при огне ПТО или пехотных орудий немедленно отступать.
09:52 ч. От бронепоезда: «В лесу севернее Семятичей 14 вражеских бронеавтомобилей, донесение следует».
10:30 ч. От бронепоезда: «14 вражеских бронеавтомобилей в лесу севернее Семятичей небоеспособны. Брошенный вражеский лагерь. 50-57 вражеских палаток и бараков для войск, танков и лошадей».
10:32 ч. Бронепоезду: «Где бронепоезд? Немедленно сообщите».
10:33 ч. От бронепоезда: «Бронепоезд в Семятичах. 1000 м восточнее Семятичей 3 брошенных бункера. У фабрики – лагерь подземное хранилище топлива».
Переведя стрелки, я частично отодвинул деревянный поезд на боковые пути, чтобы освободить маршрут. Чтобы определить, где находился противник, чтобы оградить плацдарм от неожиданностей, я двинулся вперед. Так как последний дизель я заправил утром, я подал следующее донесение [11:07 ч.]: «Немедленно доставить дизель в Платерув».
11:40 ч. От бронепоезда: «Бронепоезд в Маколсвичи».
В дальнейшем на нашем пути русские выводили вперед войска на грузовиках слева от железнодорожной насыпи. Насколько я мог, я стрелял в грузовики, преследовал их огнем, убивал и разгонял экипажи. Иногда противник сопротивлялся.
12:09 ч. От бронепоезда: «До Мощены Панской подожгли 6 грузовиков с войсками, развернулись назад, 7 человек ранены, 12 пленных».
Мне пришлось прекратить поездку из-за нехватки топлива. На обратном пути я почти не испытал огня. Гарнизон плацдарма моста приветствовал бронепоезд при его возвращении, тем более что мы представили наших пленных в заднем ударном вагоне.
13:00 ч. От бронепоезда: «Место дислокации – Платерув, где пополнить боеприпасы и заправлять дизель (400 л) и масло (100 л)?»
14:59 ч. Бронепоезду: «Когда все будет готово, немедленно продвигайтесь к Семятичам и ведите огонь севернее высот позади шоссе Анусин – Мощена Крулевская».
Этот перерыв был абсолютно необходим для экипажа, который всю ночь занимался разгрузкой и бронированием, а затем участвовал в огневой борьбе с 03:15 до 12:30 ч. После самой необходимой работы (боеприпасы, чистка оружия) они засыпали, где бы ни находились. Несмотря на все физические нагрузки, они сразу были готовы вернуться к работе.
15:44 ч. От бронепоезда: «Бронепоезд покинул место дислокации».
Бронепоезд курсирует между мостом через Буг и удаленным на 1,5 км переездом дороги Мощена – Анусин, чтобы подавить кое-где вспыхивающий огонь противника. Затем продвижение до Семятичей. В соответствии с приказом (издан в 14:59 ч.) мною было высажено 2 группы, поскольку севернее дороги Мощена – Анусин не было никаких признаков врага. Позади упомянутых высот была деревня Куличи. В эту деревню я послал штурмовую группу, взвод принял на себя необходимую огневую защиту. Штурмовая группа ощутила огонь и сообщила точное местонахождение противника. Теперь я велел взять деревню под огонь и обстрелом поджег ее.
17:12 ч. От бронепоезда: «Куличи – враг, бронепоезд стреляет».
17:39 ч. От бронепоезда: «Куличи горят, штурмовая группа высажена.
Штурмовая группа не продвигается дальше, потому что ощутила сильный огонь с края леса, на удалении около 1,5 км. Чтобы снять штурмовую группу, я съехал с поезда на танке и отвез её на удобные огневые позиции.
18:06 ч. От бронепоезда: «Въехал в деревню на танке».
Я под огнем взял край леса; там были два бункера и деревянные [огневые] точки [опорный пункт "Мощена Крулевска"]. После короткой перестрелки с пушкой и пулеметами противник отступил в лес. Штурмовая группа и танк возвращаются на поезд. Между тем произошла следующая смена приказа:
18:28 ч. Бронепоезду: «Если бронепоезд потерпел неудачу, немедленно сообщите».
18:30 ч. От бронепоезда: «Бронепоезд ждет возвращения штурмовой группы и танка».
18:48 ч. От бронепоезда: «Куличи свободны от врага. От опушки леса в 2 км западнее железнодорожной насыпи Семятичи, ощущался огонь 2-см пулемета и пехоты, огонь подавлен, враг отступил в лес».
Выполнив свою задачу, я поехал обратно на мост через Буг. Я не ощутил вражеского огня. Я ждал за мостом через Буг дальнейших приказов до темноты. Затем я вернулся на базу. После того, как поезд снова освободился, экипаж отправился отдыхать.