А возможно, что это ЗПР одного из дивизионов Залите.
Закладных найдено две .... По соседству сохранились капониры для техники.
Понятие "Запасной позиционный район" (ЗПР) в принципе относится не к временам Р-12, а к временам Пионеров. Эти ЗПР планировались на случай возникновения необходимости быстро откатить Пионерские СПУ от границ страны вглубь территории СССР в запасные позиционные районы. Только кто бы ещё денег дал на строительстов этих самых ЗПР. Идея кажется так и осталась на бумаге, а после Пионеры вообще ликвидировали.
И что толку было бы откатывать от границ в такие вот ЗПРы - ракеты Р-12, если у них дальность и так была не слишком велика.
А между тем закладная на снимке - это от Р-12. Я уверен, что этот объект с закладными - это нормальная УБСП полка с Р-12. Такие УБСП были во всех полках с наземными стартами этой ракеты в период, пока строились их стационарные БСП, а ракеты уже поступили в полки. Это было и под Елгавой и под Винницей (полк в Пултовцах) короче и в Белоруссии ина Украине и на Кавказе. Когда стационарные БСП были готовы - проводить учебные занятия на УБСП - уже не было смысла так как они проводились непосредственно на основной стартовой позиции. Поэтому на таких УБСП и находилось лишь одна-две закладных и не более того, как это положено на стационарных позициях.
Есть вот тут по этому поводу небольшой отрывок из воспоминаний первого командира полка с Р-12 в Житковичах в 60-м году - в период, когда стационарные позиции дивизионов полка еще не были построены, а ракета в полк уже поступила:
"Мы также не сидели, сложа руки. К 1 июня полк своими силами в живописном сосновом лесу, в трех километрах от военного городка, соорудил учебно-боевую стартовую позицию (УБСП). В этой работе приняли участие многие подразделения полка. Инженерно-саперный взвод, под руководством войскового инженера построил сооружения №1 - площадку для размещения пускового стола 8У217 и установщика 8У210, бетонные площадки для размещения агрегатов наземного оборудования, укрытие для электропреобразовательного агрегата 8Н214, отсыпал гравийно-щебеночные дороги внутри БСП. 1-й рдн построил сборно-щитовое здание караульного помещения, а 2-й рдн - здание штаба дивизиона. 3-й дивизион возвел вокруг УБСП забор из колючей проволоки и подготовил гравийную площадку под палатку 8Ю12 для работы технической батареи и для размещения заправочных средств. Была также организована охрана УБСП.
От основного жилого городка к УБСП грейдерами была устроена грунтовая дорога, что дало возможность проводить тренировки личного состава по транспортировке ракет, наземного и заправочного оборудования. Построив УБСП, подразделения полка приступили к проведению комплексных занятий. Занятия проводились днем и ночью, для чего каждому дивизиону отводилось трое суток в неделю для проведения самостоятельных занятий, которые заканчивались контрольным или зачетным комплексным занятием. Зачетное комплексное занятие проводилось командиром полка и его инструкторской группой с обязательной проверкой знаний личного состава по теории и практике работы на ракетной технике. В штабе дивизиона были оборудованы: секретная часть и два класса по спецвооружению, что давало возможность командиру дивизиона проводить занятия по специальной подготовке с личным составом. Питание личного состава было организовано из походных кухонь, а иногда подвозилось и в термосах. Снабжение питьевой водой производилось из автоцистерны тыла полка.
1-го июля 1960 года в полку был своеобразный праздник. В этот день на УБСП на показном комплексном занятии стартовая батарея под командованием майора Никифорова установила ракету на пусковой стол, самостоятельно выполнив все работы по подготовке ее к условному пуску, со снятием ветрового крепления. Ранее такое никогда не делалось и многим офицерам не верилось, что ракета не упадет от ветра. После этого все батареи стали увереннее работать на старте с полной отработкой графиков подготовки ракет к пуску"