Неизвестные подвиги неизвестных солдат
…..Собственно говоря, ничего нового здесь нет. Иосиф Сталин наградил орденом «Победа» румынского короля Михая – конечно, с формальной точки зрения вряд ли двадцатилетний король достоин награждения высшим орденом советских полководцев. Однако его действия (вывод Румынии из войны на стороне Германии) помогли сберечь тысячи жизней и в конечном итоге приблизили Победу. Никита Хрущев, укрепляя геополитическое положение страны, раздавал даже звезды Героев СССР иностранным владыкам. Символично, что последними Героями СССР стали трое погибших в августе 1991 года – попытка любым способом заручиться милостью новых хозяев, тем не менее, вряд ли отвечавшая статуту высшей награды страны.
Наконец имеются случаи, когда в высших интересах преференции выдаются не отдельному лицу, а целой народности или даже расе – например в США, где существуют достаточно жесткие правила политкорректности – рядом с белым всегда должен стоять черный, причем если есть плохой черный, то обязательно должен быть и хороший черный. В интересах социализации вполне можно поступиться исторической или жизненной правдой, в оказании сверхпочестей ничего необычного нет, более того они являются неотъемлемым атрибутом государственной политики. Протестовать, конечно, можно, но это будет вопль идеалиста, а идеалистам в политике (тем более в российской!)- не место..
В России место идеалистов – у параши.
Поэтому в воздании сверхпочестей чеченцам ничего странного нет – действительно, режим Кадырова имеет определенные заслуги перед Россией. Действительно, проблема социализации некоторых народов существует не только в США, но и в России. Но – при чем здесь Белоруссия? Или российско-белорусская дружба зашла столь далеко, что Россия может попросить западного соседа о чем угодно, даже о таком пустячке как назвать улицу города – символа воинской славы Белоруссии именем того, кого скажут?
***
Может причина - материальная поддержка, оказанная городу определенными лицами? Ну что ж мы живем в обществе где «деньги не пахнут», и выделение достойной суммы может приниматься в качестве веского аргумента. В конце концов, с точки зрения историка, это мелочь – подумаешь, улицу переименовали, ну или там памятник соответствующий установили. Зато получили такие средства, что позволят и руины крепости реставрировать, и обновить материально-техническую базу МК БКГ, позволив стать ему современным научным центром (покупать выходящую за рубежом литературу, публиковать материалы исследований собственных сотрудников). С точки зрения гражданина обмен памяти на деньги может вызывать протест, с точки зрении историка – все нормально. Однако и историку интересно – имеются ли при таком подходе, какие-то моральные ограничения?
Скажем, если правительство Германии возьмет содержание Брестской крепости на себя – значит ли это, что городу будет возвращено одно из исторических названий и на карте Бреста вновь появится улица 45 пехотной дивизии, а на одном из мостов через Мухавец - памятная доска в честь погибшего при его взятии лейтенанта Кремера?
***
Нет народа в СССР, не участвовавшего в Великой Отечественной войне. Однако, почему, собственно говоря, памятники, символизирующие советского солдата, имеют европеоидные черты? Вряд ли на европейской территории страны вы увидите памятник советскому солдату с раскосыми глазами или признаками «лица кавказской национальности». Это объяснимо. По той же причине после удачного боя получает орден именно командир подразделения, остальные – медали. Ибо, дав орден командиру подразделения, высшее командование признает заслуги всего подразделения, дав же орден кому-либо из его бойцов – оно признает только заслуги этого бойца. Понятно, каково будет, после боя, в котором достаточно трудно, в общем-то, определить заслуги, отношение к этому бойцу командира и главное – бойцов. Не все найдут в себе силы «радоваться за товарища»…
Тот же принцип применялся и в тонком деле межнациональных отношений – памятник русскому солдату символизирует героизм всех народов СССР, памятник же представителю какой-либо из национальностей СССР будет символизировать героизм только этой национальности. Поэтому, исходя из чувства справедливости, рядом с таким памятником, установленным не там, где эта национальность является титульной, а скажем где-нибудь под Витебском, должны стоять памятники представителям всех остальных национальностей, или хотя бы всех, чьи представители участвовали в этой битве.
Однако понятно, что если таковым памятником вы хотите, прежде всего, добиться социализации, или же отработать материальные средства, то эти проблемы могут показаться надуманными.
***
Иногда установка памятников, переименование улиц носит символический характер. Скажем, памятник жестоко убитой людьми бродячей собаке символизирует покаяние людей за собственную жестокость. Иногда требуется запечатлеть память человека или события, широко известного, чьи заслуги настолько известны, что не подлежат обсуждению. Впрочем, в последнем случае переименование сопровождается некоей объяснительной кампании – почему улицу назвали в честь именно этого человека.
Улица «героев Брестской крепости» воплощает подвиг всех её защитников, улица Наганова – подвиг тысяч молодых лейтенантов, погибших не выпуская из рук ТТ, даже и казалось куда уж характерные названия в честь Зубачева и Фомина – и то стали во многом символическими, как в том примере когда орден командира символизирует заслуги всего подразделения.
При всем разнообразии мнений вряд ли кто скажет, что улица Фомина названа в честь еврея. Нет, личность Фомина общеизвестна, и улица его имени – это не улица Еврея. Если бы сейчас появилась улица пусть и не столь прославленного, но тем не менее широко известного защитника крепости – скажем Каландадзе то это была бы улица именно Каландадзе, а не улица Грузина. Сейчас же, появится улица именно Чеченца, чья роль в обороне, реальные заслуги и судьба будут уже вторичны.
Именно поэтому переименование улицы в честь кого-то – не что иное, как символическая акция, увековечивание не конкретного человека, а конкретной национальности.
В обороне участвовали представители многих народов СССР. Разумеется, не все их представители, но те, кто следит за историей более пристально, почувствуют себя оскорбленными. Почему если появилась улица Чеченца, то нет улицы Грузина или скажем Бурята? Потому что именно у чеченцев сильно развита гордость за предков, за воинскую доблесть предков. Я не представляю себе скажем татарина, бурно прореагировавшего бы на эту проблему или узбека. Тем более вряд ли эта история затронет Украинца или Белоруса…А как известно с теми кто молчит считаются меньше…Но с другой стороны именно молчуны самые опасные - кто знает что у них на душе какие обиды копятся и не выплеснется ли все это в конце концов? Не придется ли устраивать новую кампанию по социализации?
***
Наконец, почему именно Брест? Почему бы во имя социализации не «открыть» двадцать девятого героя-панфиловца или, например «обнаружить» соответствующие национальные корни Матросова? Ну, или Гагарина? Да что уж там – наконец то доказать что неизвестный солдат у Кремлевской стены родом из-под Гудермеса? Не сомневаюсь, что за соответствующий гонорар найдется много желающих заняться этими «перспективными научными исследованиями». Брест избран площадкой для создания новых мифов именно потому, что та история обороны крепости, что растиражирована миллионными тиражами, не что иное, как миф. А он вполне устраивает тех, кто принимает решения - правда не нужна, ибо она мешает лепить нужные на данном историческом этапе мифы. Когда-то лепили миф о «героях-коммунистах», сейчас – о «героях-чеченцах». В последнем случае достаточно просто опубликовать список выявленных участников обороны, чье участие в обороне доказано и подтверждено сотрудниками музея...
.Обществу нужна правда о нашей истории. В противном случае вновь и вновь будут появляться «неизвестные подвиги неизвестных солдат».
Это то что обещал. На обращение не тянет, может кто нибудь организует публикацию? Но нужно убедиться что тема актуальна.
Начало статьи поразумевает что будет редакционая преамбула поясняющая ситуацию.