Подробнее о танковых башнях и танках в качестве долговременных сооружений и огневых точек в фортификации периода до и в ходе ВМВ и ВОВ. 1. Общее положение : а) "Известно, что танк в бою живёт не долго. Тем не менее, трудно найти более живучее и универсальное оружие. На танковой базе создавались САУ, зенитные и огнемётные варианты, артиллерийские корректировщики, БРЭМы и мостоукладчики. Подбитому танку давали вторую, третью и Бог знает ещё какую жизнь в ремонтных мастерских. Статистика боевых действий говорит о том, что до 85% поврежденных машин возвращались в строй, если, конечно, они не выгорали полностью до изменения структуры металла или не доставались после боестолкновения противнику".
б) "Однако и танк не вечен. Износ механизмов и вооружения выше самых запредельных норм эксплуатации, делающий реновацию машины попросту нецелесообразной, моральное устаревание образца (а на войне он устаревает особенно быстро) приводят машину к списанию. Но и после списания танки не всегда шли в переплавку, а продолжали служить.
Отправлять в переплавку дорогую бронеединицу, изготовленную из высококачественной стали, оборудованную системами и вооружением для ведения боевых действий зачастую расточительно и неприемлимо. Эффективнее использовать как сами танки, так и их элементы при создании ДОТов, усиления УРов и так далее".
в) "Впервые актуальность этой проблемы возникла в середина – конце тридцатых годов ХХ века, когда «вышли в тираж» образцы машин, созданных в конце 20-х на основе опыта Первой Мировой. БТТ тогда развивалась достаточно быстро, в силу того, что танк являлся оружием новым, с неисчерпаемыми на тот период резервами развития как технически, так и концептуально. Поэтому созданные модели устаревали быстро, и машина с концептуальным возрастом в пять-семь лет уже становилась устаревшей морально и непригодной для применения в бою по своему прямому назначению..." 2. Ситуация с освещением БОТ/ТДОТ в литературе : а.) "Наибольшее освещение в современной исторической литературе получило использование устаревших, трофейных или поврежденных машин для создания ТДОТов и УРов немцами в ходе Второй Мировой. Это произошло отчасти потому, что такие укрепления доставили немало хлопот наступающим, особенно болезненные рубцы остались на шкуре союзничков после вторжения из войск в Европу. Отсутствие боевого опыта, соответствующего вооружения и ошибочная надежда на господство в воздухе приводило к серьезным потерям, тактическим и оперативным заминкам. «Панцер-головы» Вермахта крепко врезались в память. Справедливости ради следует нужно признать, что и для наших ребят борьба с такими точками, особенно в условиях городского уличного боя была не простой. Однако, немцы в этих вопросах были не первыми, хотя бы потому, что устаревшей бронетехники, пригодной для фортифицирования у них не было вовсе. На ходу старались держать все: вплоть до Pz-I и трофейных «Рено».
б) "Одним из первых примеров применения списанных танков для создания ТДОТов в УРах перед Второй Мировой может служить передача в 1938 году около 700 единиц советских Т-18 и 22 единицы Т-24 для усиления УРов. Однако устаревшие танки имели и устаревшее вооружение. Машины перевооружались пулемётами ДА-2 или 45-мм танковыми пушками обр. 1932 г. Переоборудованные танки использовались уже в качестве ТДОТов. В конце февраля 1939-го года 45-мм пушками перевооружили 70 Т-18 в УРах Западного направления. Примечательно, что эти танки должны были стрелять только с упорами или будучи вкопанными. Впрочем, проявить себя ДОТы не смогли потому, что немцы вышли к незанятым УРам на плечах отступающей Красной Армии".
в) "В отличие от РККА, немцы подошли к проблеме несколько по-иному, с присущей им скрупулезностью и педантичной продуманностью. В начале Второй Мировой немецкая армия захватила большое количество трофейных танков. Значительная часть трофеев не заинтересовала немцев для применения их по прямому назначению. Например, французские танки и чехословацкие LT.35 немцы рассматривали, как морально устаревшие и использовали их в качестве либо машин «второй линии», либо в качестве машин охранения. Использовали также их шасси для создания различного рода САУ.
Расхоже также у современных историков и очень популярно мнение, что «… захваченные в большом количестве советские БТ и Т-26 не применялись, потому что не ездили на низкокачественном немецком бензине.» (цитата).
г) "Применялись. И ездили. Еще как применялись и ездили!
Основной причиной вывода трофейных советских танков из эксплуатации стало отсутствие ЗИПа. Заниматься же «тюнингом» русских машин «по-фински» Германии не было особой нужды (да и возможности) – их танкостроительная промышленность к 1942-му году набирала обороты, имея в заделе свои разработки, и мощности для налаживания выпуска ЗИПа к устаревшим трофейным образцам выделять было нецелесообразно. Сложилась ситуация, когда в руках Германии оказалось огромное количество неиспользуемой техники и бронетанковые производственные мощности. Пытаясь извлечь максимальную выгоду, немцы стали демонтировать с трофейных танков башни для своих фортификаций. Как правило, танковые башни-ТДОТы устанавливались на заранее подготовленных оборонительных линиях. Французские и советские танковые башни пошли на оснащение в основном Атлантического Вала. Остальные башни применялись практически на всех направлениях. По мере устаревания танков немцы стали активно использовать и свои танковые башни от Pz 38(t) и Pz II".
д) "Принято считать, что сама по себе танковая башня - одна из самых защищённых частей танка. (это –спорно, так как башня при действительно серьезной бронезащите уязвима по погону и т.д.) Из неё можно вести как пулемётный, так и артиллерийский огонь на 360гр., при этом у башни нет уязвимой амбразуры, а расчёт защищён. Поворот осуществлялся вручную. Башня устанавливалась на крышу скрытого под землёй каземата, гораздо боле просторного, чем танк и с более удобной боеукладкой".
е) "Чтобы исправить положение с устаревшим башенным вооружением, немцы стали применять башни от ранних модификаций своего 45-тонного танка Pz V Пантера Ausf. A и Ausf. D. По мнению некоторых экспертов, это была самая эффективная стационарная танковая башня Второй Мировой. 75-мм пушка KwK 42 L/70 обладала превосходной баллистикой, бронепробиваемостью и угловой кучностью.
ж) "Первое время башни Pz V устанавливались на бронированное основание сваренное из листов толщиной 60-65мм. Затем была разработано стандартное бронированное основание. Оно состояло из двух готовых модулей, которые оставалось только установить на месте. Впервые с башнями-ДОТами на базе Pz V Panther Союзники встретились в Италии на Готской линии (немцы называли её Зелёной Линией). Уничтожение такой башни стоило больших потерь. Из ДОТа выводился подземный ход, сообщавшийся с линией окопов или блиндажом. Имелся вариант ДОТа с башней установленной только на одну секцию, которую при необходимости можно было не закапывать".
з) "Карьера стационарных башен от Pz V оказалась настолько успешной, что немецкие производители даже разработали упрощённый вариант башни для ДОТа - без командирской башенки. Обзор из новой башни естественно стал гораздо хуже, зато цена упала, а технологичность возросла.
и) "Пиком эффективности стационарных танковых башен считаются городские бои в Германии. Чтобы прикрыть подходы к опорным узлам на перекрёстках вкапывали башни-ДОТы и танки, не имеющие хода. Под днищем машины находилось небольшое помещение с боеприпасами соединённое подземным ходом с подвалом ближайшего здания. Во время арт- или авианалёта экипаж мог безопасно покидать танк и потом возвращаться. Поскольку советские войска вели непрерывные уличные бои посменно, то иногда днём в машине-ДОТе дежурил один экипаж, а ночью другой. Улицы немецких городов, часто пересекающиеся под прямыми углами, хорошо простреливались врытыми на перекрёстках танками и башенными ДОТами. Нередко танки вкапывали за прочными (до 4 метров) баррикадами, чтобы предотвратить разрушение заграждений выстрелами ИС-2 и СУ-152. Огонь вёлся через специальные бойницы, проделанные в баррикаде. Иногда врытые танки прикрывались трамвайными вагонами, загруженными крупными камнями. При необходимости вагон отводился в сторону, танк делал выстрел и защита быстро возвращалась на своё место - экипаж мог спокойно перезарядиться. Такой ТДОТ ( см. фото :
http://www.dogswar.ru/images/stories/pablik/stat23-13.jpg ), установленный на перекрёстке мог простреливать и окрестные улицы. Танковая башня не имеет командирской башенки и покрашена явно не в уличный камуфляж. Основание ДОТа обложено каменными блоками. Слева от ДОТа на дороге - люк ведущий в подземные городские коммуникации. ДОТ соединён с подземным туннелем..." -
http://smolbattle.ru/threads/%D0%92%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8.37619/