22 июня 2011 г. в БК побывал в составе делегации из Владивостока подполковник КГБ в отставке Эдуард Александрович Костицын. Думаю, что кусочек отчета об этой поездке вполне уместен в данной теме.
"Один из наших делегатов, Эдуард Александрович Костицын, тоже был в Бресте, когда началась война. Ему было всего семь лет.
22 июня в 4 утра рядом с домом, где жила его семья, взорвался снаряд. Один из осколков попал в стену, прямо над кроватью его младшей сестры. Бабуся, так ласково называет свою бабушку Эдуард Александрович, было подумала, что это землетрясение, но мать сразу поняла, в чем дело и загнала всех в погреб.
Эдуард Костицын вернулся в Брест из Владивостока
Фото: Ксения ВОРОНЕЖЦЕВА
Первого немца семилетний мальчик увидел спустя пару часов: из любопытства выглянул на улицу, где уже стоял враг с автоматом. В тот же день семью выгнали из дома в погреб, а в их жилище расселили немецких офицеров.
- Помню, один из солдат долго ходил за моей бабусей, кричал: «Матка, матка». Потом подошел к ней со словариком и сказал по-русски «война - плохо, хочу домой», - вспоминает Эдуард Александрович. – Маленький такой был, щупленький.
Между тем, отец Эдуарда Александровича, Александр Костицын был командиром отдельного батальона войск НКВД в Бресте.
В апреле 41-го он отправился на учебу в Москву и больше не вернулся: в 43-ем Александр Костицын пал в битве под Курском в звании генерала-майора. Семья же Костицына ушла в партизанский отряд.
После тех страшных событий в Бресте Эдуард Александрович попадет сюда уже спустя 30 лет - в 70-е годы.
- Вновь подойдя к казематам, я вдруг почувствовал, что задыхаюсь от того огня и дыма, что был здесь тогда, - вспоминает он.
Сейчас, вернувшись в Брест, накануне 22 июня, Костицын вновь с тяжестью в сердце вспоминает все это. Он ищет ту улочку, где жила его семья, ищет боевых подруг своей матери, которые были в партизанском отряде.
Услышав от экскурсовода о немецких диверсантах, которые прибыли в Бресте еще вечером 21-го июня, Костицын подтверждает это историей.
- Вечером 21-го моя старшая сестра рассказала, что ее на танцах пригласил какой-то незнакомый молодой человек. Он сказал ей, чтобы она уходила из Бреста.
Девушка и не подозревала тогда, что танцевала со своим врагом.
- Когда начинается война, заканчивается детство, - часто повторяет Эдуард Александрович и грустно вздыхает. Его детство оборвалось слишком рано.