АБАЕВ САЙПУДДИ р. в 1920 г. РФ, Чечня, Шалинский р-н, с. Новые Атаги, чеченец, учитель. Призван в КА в октябре 1939 г. Шалинским РВК, Чечено-Ингушская АССР. Красноармеец 84-го сп. Сражался в Цитадели. Пропал без вести в 1941 г. КП. Чечня. С. 606.
Скорее всего, именно он упомянут в этом эпизоде: "Об одном из подвигов Самвела, помню, рассказывал в свое время журналист Ю. Ясько. Матевосян и его бойцы (их было тридцать) понимали, что с несколькими автоматами, винтовками и горсткой патронов они выдержат не более одного боя. Немцы могут их смять. И тогда… Тогда враги ворвутся в подвалы и выместят зло на женщинах и детях. Этого допустить было нельзя. Самвел не раз обращался к женщинам с просьбой уйти в плен (только это было хоть каким-то шансом вывести отсюда детей живыми). Но в ответ звучало одно: «Не уйдем!». И тогда Матевосян пошел на хитрость. Он громко, чтобы слышали все, велел красноармейцу Абаеву пробраться к группе комиссара Фомина и принести письменное распоряжение о сдаче в плен жен и детей бойцов и командиров. Самвел понимал, что в создавшейся обстановке приказ его невыполним (вокруг было море огня), так что он просто велел Абаеву имитировать выполнение, дав ему предварительно пустой лист. А что оставалось делать! За три дня здесь, в подвале, умерли уже 8 детей. Их обезумевшие от горя матери не позволяли предать тела земле и по-прежнему держали малышей на руках. Самвел был уверен: решение нужно принимать немедленно, пока не угасли десятки других детей, находившихся здесь же и с такой надеждой смотревших на наших бойцов. И когда Абаев принес «приказ» Фомина, Матевосян проводил колонну под белым флагом. «Прощайте, солдаты. Останемся живы — расскажем о вас», — последнее, что сказала тогда одна из офицерских жен".
https://ossetians.com/rus/news.php?newsid=1049Скорее всего, этот текст - пересказ эпизода из книги Ю.Г. Ясько "Крепость принимает бой". Для уточнения информации нужно обратиться к первоисточнику. А уточнять есть что. Как минимум тут упоминается отданный раньше приказа № 1 письменный приказ комиссара Фомина, пусть и сфальсифицированный чеченцем. Вопросы: 1.) Опуская "три дня", когда это происходило?
2.) По воспоминаниям Матевосяна перед третьим ранением, после которого его положили в госпиталь, он руководил обороной "Юго-западной части крепости". Что за женщины и дети находились на его участке? Может кто-то из них оставил воспоминания?