Из воспоминаний Петрова Ю.В. и Косенкова Ф.П.:
«Отчетливо помню, - пишет Петров, - большое поле, обнесенное проволокой. Под открытым небом располагались тысячи советских военнопленных . Маленький домишко, стоявший посредине поля, мы превратили в примитивную операционную и перевязочную, в которой от зари до заката солнца шла непрерывная работа, прекращающаяся только с наступлением темноты, так как у нас освещения не было». Петров говорит «мы». Кто эти мы? Это - советские врачи, в частности хирурги, попавшие в плен: Шелудко, Фанштейн, Ильин, Маслов, Маховенко, Щеглов. Они по долгу спасали людей.
«После настойчивых просьб, - пишет далее Петров, - (а я знал немецкий язык и мог объясняться без переводчика) мы получили кое-какие инструменты, перевязочные материалы и медикаменты. Мы убеждали немецких врачей и офицеров в том, что в таких условиях работать нельзя, что наши раненые нуждаются в настоящей хирургической помощи, но числа 8 июля нами было отобрано более 100 тяжелораненых, которые вместе с нами были доставлены в Брест, в Южный городок. Здесь был развернут так называемый «лазарет для советских военнопленных ». Запомни, читатель, эту дату. 8-10 июля в Южном городке на базе бывшей советской воинской части начал создаваться не лазарет, а лагерь военнопленных! А что же было в Бяла Подляске? Здесь началась дизентерия.
«Фашистское командование решило всех дизентерийных больных перебросить в Брест, в Южный городок, - вспоминает Ф.П.Косенков, - а с ними врачей, средний медперсонал. И начальником лазарета (лагеря) был поставлен майор А.Э.Дулькейт, бывший командир 125-го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии 4-й армии».
Насколько мне известно, по состоянию на 8.07.1941г случаев заболевания дизентерией (и смертей от этого заболевания) в лагере под Б. Подляской (унтерлагере "В") не было.
Насколько я понимаю, в Южный из Б. Подляски в начале июля 1941 года были переведены главным образом врачи хирурги -с мотивировкой отсутствия условий для оказания хирургической помощи раненым фроншталага 307 под Б. Подляска.
И еще попутно возникают вопросы, которые сам я разрешить не могу:
1) Как Дулькейт стал начальником лагеря (откуда он появился в Южном)?
2) Где впервые пересекся Ю. Петров с врачами: Фанштейн и Шелудко (откуда эти врачи попали в Южный, и кто они вообще)?
3) Был ли Ильин в плену, а если нет. то что дало основания Петрову упомянуть его в качестве коллеги по работе (в неволе)?
Кто-то сможет ответить? Спасибо!