О сложной навигационной обстановке в обсуждаемом районе Рижского залива,свидетельствуют два самых ярких примера - это катастрофы с гражданскими судами торгового флота,причём обе произошли в мирное время!
- это фото т.н. "Старого Шведа" - это шведское судно "Леди Котлин" ( Lady Cotlin ), везшее в Ригу в 1951 году соль.Во-первых,он из железобетона ( армоцемента ),во-вторых с ним связана интересная история : "Шведский корабль во время шторма выбросило на мель, команду спасли. Как позже выяснилось, команда была пьяна и ноябрьской ночью не смогла войти в «ворота Даугавы» ( см. выше на картах и схемах молы в устье р.Даугава ).Судно "промахнулась" всего лишь на несколько сотен метров,но этого было достаточным,чтобы выскочить на ходу на мель. В результате корпус судна разломился.Из Риги к месту происшествия срочно выехали "особисты", матросов из экипажа сняли,но капитан «Старого Шведа» отказывался покидать судно. Один из советских матросов — командир отделения прожекторной связи, служивший на Балтфлоте и принимавший участие в операции Виктор Железнов, вспоминал, что в ту ночь был сильный шторм. Его по тревоге вызвали в гарнизон. «Старый Швед» был освещен и оцеплен взводом военнослужащих.( Кстати, в той же самой военной части,военнослужащие которой спасали экипаж этого корабля, в 1970–е годы служил Олег Газманов. Совпадение, но и родился он в год аварии «Шведа» — в 1951–м ).А Lady Cotlin c тех пор стала достопримечательностью и получило прозвище "Старый Швед..."
- "Lady Cotlin" не всегда выглядела так, как сейчас.Раньше она находилась в лучшем состоянии : 70-е годы надстройка с рубкой были ещё вполне целы,а носовая часть лежала,как и сейчас отдельно.Но,волны и песок дна разрушили среднюю и кормовую части судна,хотя,как указывалось выше,корпус его сделан из железобетона и прочнее стального...Но это не единственная катастрофа, произошедшая у побережья. Вторая,малоизвестная, была более ранняя и куда более трагичнaя :
"..9 сентября 1926–го в трех километрах от берега затонуло пассажирское судно Neubad, шедшее из Риги в Айнажи. Погибло около 40 человек.Из Риги Neubad отплыл в 7 утра. Ничто не предвещало трагедии. Весной прошли испытания парохода, построенного в 1908 году. С утра на небе не было ни облачка. Из Риги Neubad вышел с 30 пассажирами и грузом — 45 тоннами зерна. По пути остановка в Вецмилгрависе. Взяли еще 8 пассажиров, детей и женщин среди них не было. Вышли в залив. В районе нынешних Вецаки неожиданно налетел шторм. Вскоре судно стало набирать воду. Капитан решил повернуть обратно вместо того, чтобы плыть к берегу, до которого было километра три. Поняв, что судно тонет, пассажирам раздали спасательные жилеты. Единственную шлюпку спустить не удалось. Люди стали прыгать в воду.Спасательной станции тогда в Вецаки не было, но с берега происходящее заметили два рыбака. Позвонили в Ригу, в морской департамент. Оттуда направили два буксира. Когда первое подошло к месту трагедии, его капитан решил, что можно наскочить на мель. Развернулся и лег в обратный курс. Капитану встречного буксира заявил, что спасать некого. Тот тоже повернул в Ригу. Между тем люди все еще держались на воде,но сил доплыть до берега не было.. А помощь так и не пришла.. Только восьми пассажирам удалось спастись...
Сейм Латвии назначил несколько комиссий: "кто виноват?" Свидетели показали на капитана Густава Лиелкалнса: груз был неправильно расположен. А еще он поступил не по–мужски — среди первых покинул тонущий корабль и уцелел вместе со своим двоюродным братом, который тоже находился на палубе. Капитана обязали выплатить семьям погибших компенсации, но оставили на свободе. Причины так и не установили. По первоначальной версии вода хлынула через два незадраенных иллюминатора. Но в 1938–м, когда водолазы подняли пароход, оказалось, что все иллюминаторы закрыты. А течь шла через одно из отделений. В общем, отвечать должны были те, кто весной инспектировал судно.Капитану же разрешили снова встать на капитанский мостик. Чем все кончилось? В 1929–м он ушел в рейс с новым судном "Лайма" ( Laima ), и оно пропало без вести вместе с пассажирами и командой..."Основные источники :
http://707.livejournal.com/135026.html ,http://mapio.net/pic/p-14263779/