Автор Тема: "Второй Кронштадт" ( ВМБ "Ручьи" ) и "Большой флот" СССР".  (Прочитано 71403 раз)

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"Второй Кронштадт" - это неофициальное наименование,как и "Ручьи" - её полуофициальное, "разговорное" название,а "Комсомольск-на-Балтике" - это пропагандистское, на начальном этапе (затем от него вообще отказались). "Строительство № 200" - это "номенклатура" НКВД,т.к. под этим названием существовала строительная организация,подведомственная "внуделу",которая создававала эту ВМБ.Об этом есть свидетельства свидетелей ( извиняюсь за тавтологию ! ) : так,по воспоминаниям Афанасия Леонтьевича Фёдорова, бывшего в 30-е годы председателем Сойкинского сельсовета, строительство базы в Ручьях началось уже в 1933 году. Перед его началом в сопровождении партийного и, военного руководства флота в Ручьи приезжал нарком К. Е. Ворошилов, Вероятно, с тех пор построенные на Сойкинском и Кургальском полуостровах булыжные дороги называют «ворошиловскими». Для строительства этих дорог и самой базы были привлечены значительные трудовые силы. Самой большой по численности силой являлись заключенные. В район Ручьев их прибыло более десяти тысяч человек. Заключенные были размещены в построенных на ручьевском берегу, обнесенных колючей проволокой бараках. Это был Лужский лагерь НКВД СССР. Он входил в состав относящегося к тому же ведомству «Строительства-200». Начальником строительства был комбриг Афанасьев, начальником политотдела Федоров. Кто-то из них или их окружения и обронил в разговоре с председателем сельсовета фразу: «Здесь будет „Второй Кронштадт" ! ».Но,надо отметить,что не только "зека" принимали участие в создании данной ВМБ : по словам бывшего председателя Сойкинского сельсовета, кроме заклю­ченных над созданием и обслуживанием базы в Ручьях трудились ещё и 1200 человек инженерно-технического персонала. Они являлись вольнонаемными и жили в районе строительства с семьями. Многие из них должны были остаться здесь на постоянное жительство для обслуживания объектов базы. Для их семей и семей военных моряков на берегу в районе Ручьи-Вистино начали строить большие четырех- и пятиэтажные дома. Если районный центр Кингисепп с населением в шесть с половиной тысяч человек состоял в основном из деревянных одноэтажных домов с печным отоплением, без водопровода, и улиц без твердого покрытия, то на Кингисеппском взморье в середине 30-х возникал настоящий современный город. Здесь были и водопровод, и канализация, и паровое отопление, и мощеные тротуары, Вскоре на территории «Второго Кронштадта» появились магазины, столовые, ресторан, детские сады, большая десятилетняя школа (пущена в строй в 1937-м), театр (большой базовый клуб), госпиталь, банно-прачечный комбинат, гостиница. Все здания и дороги в новом городе были каменными. Город тянулся от Ручьев до Вистино и имел несколько улиц..." - таким образом,можно констатировать,что строительство ВМБ - это типичная "ударная стройка" сталинской эпохи в Истории СССР...Приложения : 1.Топографическая карта местности места расположения ВМБ - http://www.9994333.ru/img/k35.jpg 2."Схема сохранившихся сооружений бывшего "Строительства №200" НКВД СССР по состоянию на май 1948 года" - http://www.9994333.ru/img/k3.jpg
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..Самым значительным сооружением базы была «Новая гавань». Весь этот гигантский ковш, который мы сейчас видим с высокого берега, был вырыт искусственно. Одни говорят, что рыли вручную тысячи заключенных Лужского лагеря НКВД, другие – что использовалась новейшая по тем временам техника. Потом перемычка была подорвана, и вода хлынула в гавань. Порт был слишком нужен, чтобы мелочиться..." - пишет в своей статье "Второй Кронштадт строили сто лет и взрывали три раза",Татьяна Хмельник.Безусловно,что кроме ручного труда применялась и техника.И новая ВМБ КБФ РККФ СССР была необходима не только для базирования большого числа,в т.ч. и крупных новых боевых кораблей "Большого флота",но и в преддверии "Большой войны",неизбежность которой руководство СССР понимало и ней готовилось...Приложения : 1."План акватория пункта базирования "Ручьи" ( февраль 1936 г. )" - http://www.9994333.ru/img/k24.jpg 2."План акватория пункта базирования "Ручьи" ( июль 1936 г. ) - http://www.9994333.ru/img/k25.jpg
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..Быстрыми темпами велось строительство военных объектов базы. С самого его начала на расстоянии нескольких километров с помощью металлических свай был укреплен берег, а затем вблизи него углубили акваторию будущей базы, Была построена железобетонная стенка с пирсами для стоянки кораб­лей..." - приложение : 1."План акватория пункта базирования "Ручьи" ( 1937 г. )" - http://www.9994333.ru/img/k26.jpg Кроме необходимых работ по углублению внутренней акватории ВМБ,подходам к базе благоприятствовали глубины внешней акватории,что немаловажно при возведении подобных объектов.Кроме того,изыскания в этой области велись ещё ранее,а возможно,что и сохранились не только данные,которые оставалось только уточнить,но черновые наброски.И оставалось только использовать накопленный материал и приспособить его к новым требования."..Дело в том, что здешнее побережье обладает особенностью – сразу идут приличные глубины, что для морского порта просто подарок. И к этому участку присматривались еще с начала XX века. Хотели обезопасить столицу, вынеся ее главный флот подальше в море и перекрыв дальние подступы к Петербургу. И проект огромной военно-морской базы был практически готов..." - пишет,уже упоминавшаяся выше, Татьяна Хмельник.
« Последнее редактирование: 04 Марта 2017, 18:17 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Не были забыты сухопутные коммуникации и пути снабжения : "..От Косколово на Ручьи была проведена железная дорога. Дальше от Ручьев она шла на Калище, Шлиссельбург и Ленинград. Но этот участок до начала войны достроить не успели, доведя его только до Колгомля. Одна из двух железнодорожных линий (нижняя) проходила по самому берегу Лужской губы и предназначалась для нужд строительства и самой базы. Другая (верхняя) шла в полукилометре выше и предназначалась для обслуживания возникающего города и близлежащих населенных пунктов..." - прилагается фрагмент схемы  "Ленинградская Ж.Д. МПС СССР" : http://www.9994333.ru/img/k19.jpg
« Последнее редактирование: 04 Марта 2017, 18:24 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Были проведены масштабные гидротехнические работы : "..с самого строительства начала на расстоянии нескольких километров с помощью металлических свай был укреплен берег, а затем вблизи него углубили акваторию будущей базы.Была построена железобетонная стенка с пирсами для швартовки и стоянки кораб­лей и судов..." :  http://regionavt.spb.ru/gallery/aurora/ruchji8.jpg
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..Вероятно, самым грандиозным сооружением строителей ВМБ «Ручьи» был сухой док, выкопанный, по словам А. Л. Федорова, почти вручную на месте Вистинского луга. Размеры котлована для этого дока составляли примерно полтора километра на 800 метров. Глубина его равнялась 12-ти метрам. Копали док в течение 5 лет. Рядом с доком находились судоремонтные мастерские.." - http://static.panoramio.com/photos/medium/6445666.jpg
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
"..Вероятно, самым грандиозным сооружением строителей ВМБ «Ручьи» был сухой док, выкопанный, по словам А. Л. Федорова, почти вручную на месте Вистинского луга. Размеры котлована для этого дока составляли примерно полтора километра на 800 метров. Глубина его равнялась 12-ти метрам. Копали док в течение 5 лет. Рядом с доком находились судоремонтные мастерские.." - http://static.panoramio.com/photos/medium/6445666.jpg
О важности такого дока ( размером : 1500х800 метров ),может свидетельствовать знаменитый "Рейд на Сент-Назер" ( St Nazaire Raid ).Так же,известный,как операция «Колесница» (Operation Chariot) - это была совместная спецоперация сил британских "коммандос" и "Ройял Нейви", проведённая во время Второй мировой войны,когда 28 марта 1942 года, в ходе неё англичанам удалось вывести из строя до конца войны сухой док Луи Жубер Лок ( Louis Joubert Lock) во французском городе Сен-Назер, крупном порту и базе "Кригсмарине" на тот момент.Он являлся единственным сухим доком на побережье Атлантики, способным принимать самый мощный корабль в составе "Кригсмарине" (после потопления «Бисмарка») — линкор «Тирпиц».Там также действовал док, известный как Бассейн де Пенуэт (Basin de Penhoët), который мог принимать суда водоизмещением до 10.000 английских тонн (10.160 тонн в метрической системе мер). Существовал также старый вход в залив Сен-Назер через северо-западную часть дока Луи Жубер Лок, который считался крупнейшим сухим доком в мире. Именно в этом доке в 1932 году был построен знаменитый лайнер "Нормандия".Но и на Балтике у СССР были Кронштадт и Ленинград,а позже порты Прибалтийских стран ( Латвии и Эстонии )...
« Последнее редактирование: 04 Марта 2017, 18:55 от Ринат Гимадеев »
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Оборону ВМБ «Ручьи» должны были осуществлять артиллерийские батареи в районе Колгомпя, стационарные батареи для борьбы с легкими силами и торпедными катерами, а также 180-мм и 356-мм орудия железнодорожной артиллерии, расположенные на базе железнодорожной артиллерии Балтфлота «Мукково», в двадцати километрах южнее, на Кургальском полуострове. Специально для них от Усть-Луги была проложена железнодорожная ветка. Огибая с юга озеро Белое, она шла по западной части полуострова до Вейно, Липовского озера и гидроаэродрома. На побережье Финского залива и полуострове Колгонпя прокладывалась сеть железнодорожных линий для артиллерийских транспортеров, которые должны были, в частности, защищать и будущую базу флота от нападения с моря.Кроме того,были ВВС РККА и авиация ВМФ и не только...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Всё вышеуказанное,было по своей сути лишь введением и для общего представления о данной ВМБ,о которой ещё недостаточно известно,т.к. "вся история строительства города и порта окутана тайной, которая сохраняется до сих пор – с многих документов так и не снят гриф секретности. В базу «200» было вбухано столько денег и сил, что признаться в полном и неоднократном крахе этого предприятия, а значит, и возложить на кого-то ответственность за провал всех попыток, видимо, невозможно для советского и постсоветского менталитета, которым обладают практически все наши чиновники, особенно военные..." - http://regionavtica.ru/articles/vtoroj_kronshtadt_stroili_sto_let_i_vzryvali_tri_raza.html .Далее,анонсирую,что будут рассмотрены некоторые интересные,на мой взгляд,аспекты военно-технического и политического характера,имеющие непосредственное отношение к "Второму Кронштадту".Продолжение преследует...
"Порядок в танковых войсках !"

Оффлайн Ринат Гимадеев

  • Moderator
  • Постоянный участник проекта
  • Сообщений: 4491
  • "И танки наши быстры ..."
    • E-mail
Кстати,по-моему мнению,"корни" этого грандиозного комплекса, надо искать в конце 1920-х годов,когда тов. Сталин впервые заговорил о том, что великой державе подобает иметь великий флот и "через пять лет мы будем строить линкоры"...
"Порядок в танковых войсках !"