Бронепоезд №55 «Бартош Гловацки» (Pociąg pancerny nr.55 "Bartosz Głowacki")
в боевых действиях в районе Бреста в сентябре 1939 г. Командир бронепоезда в сентябре 1939г. - капитан Анджей Подгурски (kpt.Andrzej Podgórski).
С началом боевых действий в сентябре 1939г. бронепоезд №55 входил в состав оперативной группы «Вышкув» (Grupa Operacyjna "Wyszków"). С 3 сентября решением Главнокомандующего был определен в состав резервной армии «Прусы» (Odwodowa Arma "Prusy"). С 4 по 12 сентября месте с бронепоездом №53 «Смелый» (Pociąg pancerny nr 53 "Śmiały") перемещался с места на место без конкретных боевых приказов, за исключением патрулирования железнодорожной линии Скирневице – Жирардув (Skierniewice-Żyrardów) 8 сентября.
7 сентября 1939г. бронепоезд №55 находился в Скирневице, 8-го – в Варшаве, 10-го – в Минске Мазовецком и Седльце, 11-го – в Лукуве, 12-го – в Мендзыжеце. В этот период бронепоезд не вступал в прямые боестолкновения с противником, однако его команда и техника участвовала в ликвидации последствий бомбардировок и восстановлении поврежденных ж/д путей в районах действия, в частности 11 сентября в Лукуве. В этот же день была значительно усилена противовоздушная оборона «55-го» – в подвергшемся бомбардировке Лукуве командой бронепоезда было обнаружено брошенное 40мм зенитное орудие «Бофорс обр.36, которое было быстро установлено на одну из платформ бронепоезда.
С 13 сентября оба бронепоезда (№53 и 55) были направлены в Брест. 14 сентября бронепоезд №55 впервые принял участие непосредственно в боевых действиях в р-не ст. Жабинка к востоку от Бреста. 55-й был направлен в этот район для проверки появившейся информации о появлении там передовых частей 3-й танковой дивизии вермахта.
Для атаки в направлении моста через р. Мухавец, к югу от железнодорожной линии, были направлены 4 выгруженные с дрезин танкетки TKS, однако 3 из них были подбиты огнем 20-мм пушек немецких бронемашин, находившихся на мосту (людских потерь в экипажах не было). Действия немецких бронемашин воспрепятствовали также применению в бою штурмового взвода. Только огонь артиллерий находившегося на ж/д переезде бронепоезда заставил немецкие бронемашины отступить.
Позднее бронепоезд №55 вступил в бой с наступавшими с южного направления (от Каменца Литовского) передовыми подразделениями 3-й танковой дивизии вермахта, уничтожив несколько единиц бронетехники и приостановив тем самым их наступление. Группа танков 5-го полка 3-й тд, используя особенности местности, попыталась отрезать бронепоезд №55 от Бреста, однако эти действия были пресечены артиллерией бронепоезда. После этого бронепоезд подвергся обстрелу из орудий батареи 75-го полка артиллерии вермахта. По завершении 45-минутной артиллерийской дуэли «55-й» отступил в направлении Бреста, в целом выполнив поставленную боевую задачу.
На месте боя был оставлен поврежденный танк «Рено» ФТ-17 с одной из бронедрезин «Р» бронепоезда №55.
Renault FT-17 №
1028 из состава бронепоезда №55 "Бартош Гловацки" на месте боя под Жабинкой.
Фото из архива 3-го мотоциклетного батальона 3-й тд. вермахта, датированное 15 сентября 1939г.
“Kl. polnischer Panzer, der von unseren Truppen bei Zabinka, ostw. Brest-Litowsk, am 15.9. abgeschossen wurde” С захватом немецкими войсками части города и главного вокзала Бреста во второй половине дня бронепоезд №55 выдвинулся в южном направлении. После остановок в Ковеле и Луцке 18 сентября "55-й" прибыл во Львов, где совместно с бронепоездом №53 также принял участие в обороне города. 19 сентября участвовал в активных боевых действиях по прикрытию пехотных подразделений. получив в ходе боев серьезные повреждения. 22 сентября 1939 года, после капитуляции Львова, оставленный поврежденный бронепоезд №55 был захвачен вошедшими в город советскими войсками.
Текст и переводы источников - Andrei Dolgovski, 04.11.2017 (С)
• Janusz Magnuski, "Pociąg pancerny 'Śmiały' w trzech wojnach"; Pelta; Warszawa 1996
• Janusz Magnuski, "Czołgi Renault w Wojsku Polskim, cz.I"; Nowa Technika Wojskowa 8/97
• Rajmund Szubański "Polska broń pancerna 1939"; Warszawa 2004
• Rajmund Szubański, "Pancerne boje września"; ZP Grupa, Warszawa 2009, ISBN 978-83-61529-29-3
• Wikipedia. pl