На просторах интернета гуляет сообщение, что бронепоезд 60-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности якобы перед самым началом войны находился на Брестском железнодорожном вокзале и отвез в глубь страны какой то груз особой важности и группу особо-важных людей, и что он является польской постройки и был захвачен советскими войсками в сентябре 1939 года. Насчет груза и людей спорить не буду, т. к. не владею информацией, а вот, что он является польской постройки и был захвачен советскими войсками вот тут я поспорю. Как известно, что советские войска захватили три польских бронепоезда, которые на 22 июня 1941 года входили в состав 58-го, 75-го и 77-го стрелковых полков войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности. Бронепоезд 60-го полка ведет свою историю от линейного номерного бронепоезда 8-го отдельного дивизиона бронепоездов Красной Армии, который 8-13 декабря 1939 года в городе Полоцк Белорусской ССР был обращен на формирование 9-го учебного бронедивизиона 9-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Основание – приказ НКВД СССР за № 001392 от 14 ноября 1939 года «Об организации девятой и десятой дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений».
В апреле 1941 года дивизион включен в состав 60-го стрелкового полка 9-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, в связи с чем был переформирован в линейный бронепоезд полка. Основание – приказ НКВД СССР за № 00423 от 18 апреля 1941 года «О переформировании соединений и частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности».
На 1 июня 1941 года бронепоезд дислоцировался на станции Столбцы Брест-Литовской железной дороги. Боевой состав:- бронепаровоз «ПР-35», две четырехосные бронеплощадки «БП-35», имеющие на вооружении 4х76.2-мм артиллерийских орудий и 16х7.62-мм станковых пулемета «Максим». Командир бронепоезда капитан (впоследствии – подполковник) Самсон Андреевич Зинаков.
24 июня 1941 года от станции Столбцы во исполнения приказа КД-9 бронепоезд направился в город Вильнюс в его распоряжение, продвинулся до станции Новоельня, дальше не смог пройти так как от станции Новоельня до станции Лида во многих местах была неисправна железнодорожная колея. 25 июня бронепоезд вернулся на станцию Столбцы, где по приказу НШ-60 был оставлен для обороны железнодорожного и автомобильного мостов.
25-28 июня 1941 года бронепоезд совместно с 1 ротой полка и с частями Красной Армии, зенитной пулеметной ротой, двумя зенитными артиллерийскими дивизионами и бронепоездом вел оборонительные бои по защите железнодорожного и автомобильного мостов через реку Неман у станции Столбцы западнее Барановичей, бронепоезд вывел из строя 7 танков, 10 артиллерийских и минометных батарей, 13 пулеметных огневых точек, 20 автомашин с пехотой и боеприпасами, 8 бронетранспортеров и до 250 военнослужащих-пехоты войск противника.
28 июня-30 июня 1941 года бронепоезд совместно с подразделениями полка оборонял железнодорожный мост через реку Березина западнее города Осиповичи, 30 июня рано утром бронепоезд при отражении танковой атаки и авианалета вывел из строя 3 легких танка и сбил 2 самолета. Потери бронепоезда: ранено 15 красноармейцев и командир бронепоезда, выведены из строя артиллерийские орудия 1 бронеплощадки, по приказу командования бронепоезд отошел на станцию Могилев, для ремонта.
В августе 1941 года бронепоезд был передан в распоряжение 54-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности, в дальнейшем действовал в районе Полтавы, Харькова, Купянска и Воронежа. Бронепоезд возглавил бывший командир бронепоезда 77-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности капитан (впоследствии – подполковник) Иван Дементьевич Турганов.
В марте 1942 года бронепоезд был включен в штат 54-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог. Основание – приказ НКВД СССР за № 00445 от 3 марта 1942 года. (1)
8 ноября 1942 года бронепоезд выведен из состава 54-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог и переименован в 35-й отдельный бронепоезд войск НКВД СССР по охране железных дорог и включен в состав 26-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог. Командир бронепоезда ст. лейтенант (впоследствии – капитан) Масимчук. Основание – приказ НКВД за №002344 от 21 октября 1942 года. (2)
31 января 1943 году начальник политотдела 26-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог подполковник Михаил Семенович Ушенко вручил бронепоезду Революционное Красное Знамя. Основание – Указ Президиума Верховного Совета СССР.
Приказом НКВД СССР за №00735 от 9 апреля 1943 года установлен ежегодный день бронепоезда: «7 ноября – в честь дня Великой Октябрьской социалистической революции».
6-13 августа 1944 года бронепоезд передислоцирован со станции Харьков-Левада на станцию Волчинец Кишиневской железной дороги.
Приказом НКВД СССР за № 00941 от 7 августа 1944 года бронепоезд включен в состав 25-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог, на бронепоезд возложена боевая задача – охрана Кишиневской железной дороги.
Распоряжением Оргстроевого отдела УВ НКВД СССР ОЖД за №23/5/0017188 от 8 сентября 1944 года бронепоезду присвоено условное наименование: «в/ч «Полевая почта №51897».
6 октября 1944 года бронепоезд передислоцирован на станции Бельцы-Западные Кишиневской железной дороги. Основание – приказ комдива-25 за №0074 от 2 октября 1944 года, утверждено приказом УВ НКВД СССР ОЖД №№0026 от 17 октября 1944 года.
26 октября 1944 года на бронепоезд возложена боевая задача - ликвидация вооруженных отрядов УПА-ОУН и СБ-ОУН. Основание – телеграфное распоряжение комдива-25 за №00705 от 23 октября 1944 года.
26 октября-7 декабря 1944 года бронепоезд дислоцировался на станции Гречаны Винницкой железной дороги.
14 декабря 1944 года бронепоезд передислоцирован на станцию Черновцы Кишиневской железной дороги.
25 октября 1945 года бронепоезд был расформирован, личный состав в основном передан в распоряжение 32-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог, арттехвооружение и подвижная база передана на хранение 78-му отдельному бронепоезду войск НКВД СССР по охране железных дорог. Основание – приказ НКВД СССР за №001126 от 3 октября 1945 года.
Архивные документы бронепоезда находятся в РГВА как фонд №38604.