Теперь обсуждение с форума сайта srpo.ru, где первоначально и была выложена статья. Участвовали К.Б. Стрельбицкий, В.А. Тылец, А.М. Суворов, А. Ефименко (Set) ну и я. Вроде никого не забыл. Тезисно что обсуждали и к чему пришли. Обратите внимание на выделенное жирным шрифтом.
- привлекло внимание непонятное и на первый взгляд ни к чему не привязанное кол-во катеров- 11шт.
«11 катеров такого типа многовато для одного погранотряда. Для 17 ПО вполне достаточно 5 катеров по одному на комендатуру. Для чего были предназначены еще 6 катеров? Они предназначались для других отрядов ПВ НКВД БССР. И в частности: 3 - для речного участка по Бугу 88 ПО, 1- на Неман для 107 ПО, 1- на Зап. Двину для 83 ПО, 1 – на Припять для 18 ПО.
Исходя из этого, в составе курсов шоферов было отделение, которое возглавлял Тютюник прикомандированный с транспортной роты 17 ПО, и которое готовило мотористов катеров, а инструктором по вождению на воде и был упомянутый старшина 2-й статьи Т.С.Кобец. Поэтому Кобец и знал Мельникова, а жена и дети Мельникова знали его».
Кобец Тихон Семёнович – старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов Штаба ПВФ, родился в 1914 году в селе Станислав, ныне - Белозёрского района Херсонской области Украины, украинец, крестьянин-колхозник, беспартийный, холост, призван на срочную службу на флот в 1936 году Херсонским районным военным комиссариатом.
Вывод №1: 11 катеров: 5 для 17 ПО (по 1 на каждую комендатуру), 3 - для речного участка по Бугу 88 ПО, 1- на Неман для 107 ПО, 1- на Зап. Двину для 83 ПО, 1 – на Припять для 18 ПО.
Протяженность участков: участок 17 ПО - 182 километра по реке Буг, от местечка Мельник до колонии Александровская; 88 ПО – около 90 км по Бугу от мест. Мельник до мест. Зузеля (3-5 погранкомендатуры); 18 ПО – на старой Границе – река Припять и весь правый фланг отряда по реке Случь, около 50 км (1 комендатура); 83 ПО – по Зап. Двине около 60 км. На 2 ПК 107 ПО переправочное средство через Неман в р-не Юрбаркаса, связь левого и правого флангов отряда.
В 17 ПО на каждую из 5 "речных" погранкомендатур приходилось в среднем по 35 км реки. Это в точности 1 час движения полуглиссера типа НКЛ-27 полным ходом, или 2 часа округлённо в обе стороны (не учитывая скорости течения при движении по и против него). Вполне нормально для патрулирования, хотя, конечно, эпизодического, а не постоянного.
В 88 ПО на каждую из 3 "речных" погранкомендатур также в среднем приходилось по 30 км реки - аналогично. 83 ПО – по Зап. Двине около 60 км, на 2 комендатуры.
Со 107 ПО всё так же логически понятно, а в 18 ПО собственно-то полуглиссер нужен был бы скорее как транспортно-связное средство, чем патрульное, то есть тоже одна единица. Вот вроде бы со всеми 11 НКЛами и разобрались.
Вывод №2: один полуглиссер полагался каждой "речной" погранкомендатуре на примерно 30 км реки.