ОТ СОЛДАТА ДО ГЕНЕРАЛА
Воспоминания о войне
Том 6
Кюнг Николай Федорович - "ДЛЯ МЕНЯ ВОЙНА НАЧАЛАСЬ В БРЕСТЕ":
"В первые минуты замешательству не было предела. Оно усилилась еще и тем, что начальник полковой школы старший лейтенант Ширяев и командиры взводов, как и большинство командиров состава, не смогли проникнуть в крепость из-за шквального огневого вала.
И все-таки старшему политруку школы Леониду Кислицкому с небольшой группой товарищей удалось пробиться в крепость, в школу; как только наступила звенящая тишина, он подал команду вскрыть помещение с боеприпасами и занять на валах Волынского укрепления (Южный остров) оборону.
В полдень товарищ Богатеев отбивая в рукопашной схватке очередную атаку гитлеровцев погиб, а основные штурмовые группы, полурассыпанным строем, прикрываясь автоматными очередями, ринулись на валы укрепления и к южным воротам. Уже первые выстрелы курсантов и пулеметные очереди младшего сержанта Ивана Долганова (Долганов Иван Васильевич, дата пленения 27.06.1941, Брест) прижали атакующих к земле.
Наступило затишье. Полуденное солнце нещадно палило.
Старший политрук приказал мне взять группу бойцов и разведать склад боеприпасов. Он находился недалеко от казармы полковой школы. Склад оказался невредим, и его хозяин — военный техник — лейтенант Бойко (Бойко Фёдор Фёдорович — воентехник 2 ранга, начарт полка. Погиб 22.06.41) указал, где брать патроны и гранаты. Сержант Чомаев — ладный крепыш и курсанты направились с ценным грузом на позиции. Бойко придержал меня и
тяжелым вздохом сообщил: «Три дня назад у меня родилась дочка… как они там в роддоме… город-то в огне». Может, только при его горьком виде я подумал о своем… 6 июня, получив летний отпуск, как на побывку, ко мне приехала супруга Ирина, оставив двух малышей у родителей под Смоленском. Определил ее в одном из домов деревни Волынке, вблизи
крепости, в 600—700 метрах от реки Буг.
Лейтенант Бойко заметил: «А у тебя как?» Взяв ящик с патронами, ответил: «Выгружай наверх боеприпасы, ребята будут забирать».
Ночью была выслана группа курсантов, разведать пути прорыва. Вернувшись, сержант Чечеткин доложил: «На пути — дозоры…» И, вынув какой-то сверток добавил: «Из голенища убитого немца вытащил, а из сумки — плитку шоколада, и вот — хлеб, завернутый в промасленную бумагу.
На второй день обороны нам стало известно, что отдельным группам смельчаков удалось вырваться из Цитадели, но было известно, что большая часть погибает при переправе через канал, обводящий Цитадель.
Михаил Пискарев — старший сержант, помкомвзвода собрал группу своих курсантов и вечером 23 июня спросил разрешения на прорыв. Разрешение было дано. В полночь группа отправилась через вал у Южных ворот к выходу на Ковельское шоссе. Выстрелов не слышно: «Проскочим»."Потом, уже в 1958 году, будучи членом Советского Комитета ветеранов войны, я среди многих писем прочел письмо из Царицына от майора Михаила Егоровича Пискарева. Он сообщал об обороне валов Южного Острова крепости и своем участии в дальнейшей борьбе с фашистами. Как и другие подобного рода письма, я передал его писателю Сергею Сергеевичу Смирнову — он вплотную тогда занимался поисками защитников Брестской крепости после известной киноэпопеи. «Бессмертный гарнизон»."
Санинструктор Сергей Милькевич (Милькевич Сергей Емельянович – кр-ц, военфельдшер. Участвовал в обороне центральной части крепости до 28-29 июня. Попал в плен.) доложил старшему политруку о том, что раненным товарищам, кроме глотка воды и сухаря, помочь нечем: лекарства, бинты израсходованы; вывернуты все ранцы...
Глоток воды! Как он дорог для здорового бойца в жаркий полдень. Станковый пулемет замолчал еще накануне: пулемет «максим» без воды — железка; ленты пулеметные «потрошили» для винтовок. ППД (пистолет-пулемет Дегтярева) также молчали.
Однако у гитлеровцев, видимо, отпала охота повторять открытые
атаки, и все позиции обороняющихся накрывались убийственным огнем из ротных минометов.
К вечеру этого дня, как только смолкли разрывы, группа курсантов, расположившись на поляне, укрытой валом, занялись вопросом, чья каска лучше. Оказывается, с расстояния в 25 метров из нагана немецкая каска пробивалась насквозь; наша останавливала
сплющенную пулю у задней стенки. «И все же наша лучше!» — кто-то горько пошутил.
Когда на пятый день сержант Чомаев сообщил, что склад пуст и что лейтенант Бойко со своими товарищами видимо, ушел на прорыв, старший политрук решился на прорыв. Посоветовавшись, образовали три группы из оставшихся товарищей. В мою группу вошло 18 курсантов. Сергея Милькевича и его помощника — Шадрина — оставили при раненных, к ним присоединился пограничник с ручным пулеметом. Больно, остро и глубоко засели слова: «Я отсюда никуда не уйду!»
Ранним туманным утром 27 июня пройдя по давно знакомым тропам, обошли сгоревшее село Волынку, вышли на обочину Ковельского шоссе.
28 июня подошли к большому селу Дивин, прошли Камень-Каширский, 3 июля в
Сарнах (это в Западной Украине) — узловой железнодорожный пункт, город."
"Ранения:
Первое 23 июня 1941 года при отражении атаки гитлеровцев на валы Южного острова Брестской крепости. Скользящее штыковое ранение запястья левой руки.
Второе Утром 27 июня при прорыве из крепости; сквозное пулевое ранение в мякоть левой руки у локтевого сустава."
ИЗВЛЕКАЕМ ИНФОРМАЦИЮ:
1) Про оружие оборонявшихся (по Кюнгу): станковые пулемёты "Максим", винтовки СВТ, ППД (пистолеты - пулеметы Дегтярева), наганы и патроны к ним, гранаты + по пять холостых патронов, по три взрывпакета, пустые кобуры (две).
2) Групп у Южных ворот ИЗНАЧАЛЬНО было ЧЕТЫРЕ: л-та Пискарева, л-та Бойко, ст.политрука Кислицкого - замполитрука Кюнга и "Ничья" (командир не установлен). Численность первых двух трудно определить, но попробуем.
а) "На земляных валах человек 20-30 залегли с пулеметами, УЖЕ ПЕРВУЮ атаку немцев ОТБИЛИ."
Эта группа "ничья", т.е. сборная из курсантов суточного наряда НА Южном острове, наряда пограничников и др. (младший сержант Иван Долганов в их числе).
б) "Михаил Пискарев — старший сержант, помкомвзвода СОБРАЛ группу СВОИХ курсантов".
Судя по "званию" помкомвзвода привёл с собой около взвода, порядка 30 человек (БЕЗ ШУТОК. Зачастую воспоминания сплошь и рядом пишутся ЭЗОПОВЫМ языком. Просто диву даёшься).
в) Бойко пришёл с Волынки один и после обеда ушёл со "своими товарищами" - бойпитавцами Дурасова (взвод)(порядка 30 человек) на Центральный.
"Ничья" (порядка 30 человек) разделилась ПРИМЕРНО поровну между тремя.
г) Группа Кислицкого делится на три примерно в равном соотношении (по 18 человек).
Общее число 54 человека.
3) "...Разведать СКЛАД БОЕПРИПАСОВ. Он находился НЕДАЛЕКО от казармы полковой школы. Склад оказался невредим, и его хозяин — военный техник — лейтенант Бойко УКАЗАЛ, ГДЕ БРАТЬ ПАТРОНЫ и ГРАНАТЫ. Взяв ящик с патронами, ответил: «ВЫГРУЖАЙ НАВЕРХ боеприпасы, ребята будут забирать»."
В основном понятно с небольшим вопросом. В своё время мы не смогли определить наполнение 4-ёх горжевых казематов. "НЕДАЛЕКО от казармы" это ПРАВЕЕ каземата с лекарственными препаратами и перевязочными материалами (по Юрию)(сх. Зубовича). Склад полковой текущего довольствия ("его хозяин — военный техник — лейтенант Бойко". Дивизионный склад НЗ не л-та уровень).
"Бойко УКАЗАЛ, ГДЕ БРАТЬ ПАТРОНЫ и ГРАНАТЫ". Склад НЕМАЛЕНЬКИЙ, если сразу не видно, где брать, и ЗАГРОМОЖДЁН ДРУГИМ ВООРУЖЕНИЕМ (Возможно и миномётами, но очевидцам, ЖАЛОСТЛИВЕЕ БУДЕТ, выгоднее рассказать про три взрывпакета на брата).
Смущает, правда, одно: "выгружай НАВЕРХ боеприпасы". Получается не с каземата с ровным полом, а типа с погребка ? Бойко располагался НИЖЕ УРОВНЕМ, чем Кюнг, УЖЕ у которого ребята забирали боеприпасы.
Может быть ПОДОБНОЕ:
"Красноармеец Аслан Кафаров служил в ТРАНСПОРТНОЙ роте 84-го стрелкового полка. Благодаря инициативе Аслана, был обнаружен склад с вооружением и боеприпасами, который ПРИНАДЛЕЖАЛ ДИВИЗИИ, НАКАНУНЕ ВОЙНЫ ПРИБЫВШЕЙ в Брест для УЧАСТИЯ в войсковых УЧЕНИЯХ. В ЭТОМ СКЛАДЕ были автоматы ППД и запас патронов [Как в складе Бойко], ручные пулеметы, мины к ротным и БАТАЛЬОННЫМ МИНОМЁТАМ [МОГЛО БЫТЬ ТОЖЕ в складе Бойко].
...К складскому помещению, где обычно хранились запасные стволы и прочая артиллерийская техника. Он вспомнил, что незадолго до войны сюда перенесла часть своих боеприпасов, вновь прибывшая в Брест дивизия, которая в ожидании учений разместилась за СТЕНАМИ КРЕПОСТИ, в ПАЛАТКАХ. Добравшись до склада, Аслан уже был в относительной безопасности. Склад представлял собой своеобразную ЗЕМЛЯНКУ, довольно – таки КРУПНЫХ РАЗМЕРОВ, над входными дверями, которой нависал железобетонный козырёк, устланный сверху толстым слоем утоптанной и почти спрессованной земли."
Кстати этот склад являлся артиллерийским и находился НЕ в КК.
4) Куртину V фронта наши тоже контролировали какое-то время (приносили продукты из столовой и продскладов). И получается тогда под прикрытием находилась вся улица от полковой школы (сама потеря казармы некритична) в Б8 (носили со склада боеприпасы) до поворота в середине Б7. А чтобы сделать ДОЛГОВРЕМЕНЫМИ эти точки сопротивления (2-3 дня), нужна была завязка на здание управления госпиталя с КРУГОВЫМ сектором обстрела, что и было сделано (здание всё в "шрамах").
И РАНЬШЕ ТАК СЧИТАЛ, что ЧАСТИЧНО подтвердилось:
BIG ben Ответ #710 : 27 Ноябрь 2018, 14:13:
"Каземат в горже левее ворот похоже был завязан на обороне здания Управления (видно по шрамам). Имея прикрытие с тыла у защитников была возможность подниматься на верх горжи. Пало Управление - подорвали каземат. Не возле НЕГО ли НАХОДИЛИ россыпи гильз ? В нём вполне мог находиться и склад боеприпасов."
А ТЕПЕРЬ САМОЕ ВРЕМЯ УМЕСТНО в свете новых знаний вспомнить Дорофеева И.А. - сержанта 84 сп:
"Под командованием лейтенанта (прим.-Воробьев М.И.) была сформирована рота на выручку полковой школе и поставлена была задача - любыми путями пробраться к полковой школе...В наш корпус [Казарму полковой школы 84 сп] прибыло много бойцов из ДРУГИХ [Не из сформированной из бойцов 84 сп роты] подразделений, ПОГРАНОХРАНЫ [Пограничников на начало войны в КК 84 сп не было]. На территории госпиталя, ЗА ПЕРЕКРЁСТКОМ [У Южных ворот на пересечении главной "Юг-Север" с дорогой от полковой школы до Б-6], началась перестрелка. Начался бой [НОВЫЙ] за госпиталь, который УЖЕ ЗАНЯЛИ немцы. Пробиваясь меж развалин и по воронкам, так как ЧАСТЬ ЗДАНИЙ были заняты фашистами, в этом НЕРАВНОМ бою мы потеряли очень многих..."
Рота ПРОШЛА до казармы полковой школы (пока 11-я рота была одна на острове), в которой соединилась с бойцами, прибывшими с полигона. Всё это НАКОПЛЕНИЕ живой силы происходило под прикрытием наших с валов левее и правее Южных ворот. Приходит решение отбить госпиталь у австрийцев, вероятно которые к этому времени успели поднять над ним флаг (в 11.10 ч. обер–лейтенант Миске). Перестрелка началась ЗА ПЕРЕКРЁСТКОМ (севернее здания Управления). Понесли значительные потери, так как 3-й батальон 130 пп уже вернулся на остров и входил он В ЛЮБОМ ДРУГОМ МЕСТЕ, но только не через ворота. ИНАЧЕ ПЕРЕСТРЕЛКА началась бы уже у ворот и вблизи.
5) "Станковый пулемет замолчал еще накануне: пулемет «максим» без воды — железка..."
Так и хочется ЗАКРИЧАТЬ ЭТИМ: "Так КАКОГО........!(РОЖНА, конечно же. А вы что подумали ?) не подаёте ТЕМ РЕБЯТАМ НА ВАЛУ ВОДУ ?! Или в канале она ВСЯ ТОЛЬКО для чая с колбасой и хлебом ?"
6) "Нехватка боеприпасов" - избитый литературный штамп. Иначе ЧЕМ ЕЩЁ обьяснить оставление позиций. Дорожили бы патронами - не пуляли бы с наганов по каскам на досуге...
Кто на волне, тот поймёт. ИЗБЫТОК пропаганды - ЛУЧШИЙ ВРАГ её. ИЗРЯДНОЕ количество ПОСТАНОВОЧНЫХ фотографий с нашими пленными на Южном и в районе ворот тому ПОДТВЕРЖДЕНИЕ. Озадачился и занялся вплотную этой темой. И НА САМОМ ДЕЛЕ оказалось НЕ ТАК МИЛО, как на ЛУБОЧНЫХ картинках...
И САМОЕ ГЛАВНОЕ
ДВЕ РАЗНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИИ, ДВА ВЗГЛЯДА:
1. «ВСЕ МЫ думали только о ТОМ, как в ЖИВЫХ ОСТАТЬСЯ и пробиться к своим войскам. Красивых слов, вроде - «Ни шагу назад!» - не было.
2. "Ранним утром 27 или 28 июня, собравшись к прорыву на Ковельское шоссе, я предложил примкнувшему в ПЕРВЫЕ ДНИ ПОГРАНИЧНИКУ присоединиться к нашему отряду. У него был ручной пулемет. «Я ОТСЮДА НИКУДА НЕ УЙДУ!» — хрипло ответил он." (КЮНГ,"Перед грозой")
НАШЕ С ВАМИ СЧАСТЬЕ, ЧТО БЫЛИ И ТАКИЕ, КАК ЭТОТ ПОГРАНИЧНИК
Ради них, забыв про болячки, находишь в себе силы пытаться отыскать хоть маленький эпизодик с их участием (пусть даже ПОКА безымянным), роясь порой в НЕМЫСЛИМОМ словесном дерьме...
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ ГРУПП КУРСАНТОВ ПОЛКОВОЙ ШКОЛЫ 84 СП:
Гр. Кислицкого:
Кислицкий Л. Е. — ст. политрук, замполит полковой школы 84 сп. Командовал курсантами МНС на подступах к Южным воротам. Прорвался от БК с группой ок. 20 человек в направлении Ковельского шоссе. Пропал б/в.
Кюнг Николай Фёдорович - замполитрука полковой школы 84 сп.-Оборонял подступы к южной части главного вала Волынского укрепления. Прорвался 22 июня в сторону Ковеля.
Тарасов Иван – мл. с-т, школа МНС 84 сп. Вырвался из БК. Погиб в ночь с 23 на 24 июня (ГО, восп. Н. Кюнга).
Негодяев – кр-ц, курсант школы МНС 84 сп. Вырвался из БК. Погиб в ночь с 23 на 24 июня.
Пушкарев – школа МНС 84 сп. Вырвался из БК 22.06.1941 в Ковельском направлении.
Кропачев Алексей – школа МНС 84 сп. Вырвался из БК 22.06.1941.
Карпович Максим – школа МНС 84 сп. Вырвался из БК 22.06.1941.
Чомаев – мл. с-т школы МНС 84 сп. Вырвался из БК 22.06.1941 (в группе Кислицкого).
"Ничья" (ВОЗМОЖНО возглавил её ЧУТЬ ПОЗДНЕЕ):
Пискарев Михаил Егорович — лейтенант, замначальника полковой школы 84 сп.-Сражался на Южном острове. Вечером 25 июня ушел на восток.
Арамов
Губанов (Гуванов) Ефим Афанасьевич – кр-ц, курсант школы МНС 84 сп.- Связи нет с 19.07.1941. Пропал б/в.
Журин Алексей — кр-ц, курсант полковой школы. Сражался на Южном острове. Остался жив.
Милькевич Сергей Емельянович – кр-ц, военфельдшер. Участвовал в обороне центральной части крепости до 28-29 июня. Попал в плен.
Моряк Василий Степанович – кр-ц, санитар 84 сп (был курсантом школы МНС).-Попал в плен в БК 29.06.1941
Сидоренко Яков Иванович — полковая школа 84 сп.-Утром 22 июня был дежурным по школе. Сражался на Южном острове. Трижды ранен (22, 24, 26 июня). Смог вырваться
Чечеткин-сержант
Фролов Николай Николаевич — кр-ц, курсант полковой школы 84 сп -Погиб 22.06.1941. Останки найдены при производстве земляных работ в БК в 1971.
Шадрин - санинструктор
БК
Остапец Григорий Федорович – кр-ц, курсант школы МКС 84 сп.-В ночь на 22 июня находился в карауле на Центральном острове.Дата пленения 22.06.1941, Брест.
"Сашка-пистолет", л-т в БК (предположительно отв. по школе) (по Махначу)
Филатов – кр-ц, курсант школы МНС 84 сп. Сражался в БК. 22 июня был ранен в голову (письмо Г. Остапца С. С. Смирнову).
Полигон
Ефремов Николай Сергеевич — кр-ц, курсант полковой школы 84 сп.-В канун войны находился на тактических учениях. Участник боев в р-не Бреста.
Невзоров Павел Ильич — техник-интендант 2 (1) ранга, зав делопроизводством строевого отдела 84 сп. -Полковая школа.Был на полигоне.
Чертовский (Чиршовский) Николай Михайлович — кр-ц, курсант школы МНС 84 сп.-Дата пленения 26.06.1941, Барановичи.
Ширяев Федор Степанович — ст. л-т, нач. полковой школы 84 сп.-Участник боев в р-не Бреста. 27.07.1941 тяжело ранен в р-не Пинска.
Пискарев Михаил Егорович — лейтенант, замначальника полковой школы 84 сп, 1941 г.
Кюнг Николай Фёдорович - замполитрука полковой школы 84 сп, 1940 г. Стоит слева, стоит справа предположительно Пискарев М.Е.- командир взвода (тогда ещё младший лейтенант)
Бойко Фёдор Фёдорович — воентехник 2 ранга, лейтенант, начарт полка
А теперь, в свете УЖЕ ПРОЧИТАННОГО и узнанного самое время обратиться к воспоминанию, жанр которого ДО НЕДАВНЕГО времени характеризовался как "НЕБЫЛИЦЫ" и "СКАЗКИ":
"22. VI. 51 г./подпись/.
Копия верна:
Зам. нач. издательства газеты "Во славу Родины" (подполковнику Белошееву А.И.)
от Филя А.М.:
"Немедленно по окончании арт. подготовки, по приказу полкового комиссара т. Фомина, состав 84 сп ЗАНЯЛ ОБОРОНУ по ЗЕМЛЯНОМУ оборонительному валу вдоль западной границы.
I. Южные ворота и земляной оборон.вал от здания [Ворот] по 150-200 м в стороны от ворот был усеян трупами фашистов ПО ТУ СТОРОНУ крепости количеством трудно сосчитаемым, но под превосходящими силами и преобладанием оружия наши силы ОТОШЛИ К КОНЦУ ДНЯ на второй рубеж - крепостная стена, после эвакуации оставшихся в живых больных из госпиталя и медперсонала. Мост через р. Муховец был устлан трупами в несколько рядов, р. Муховец была в районе расположения нашей части запружена фашистами и текла кровью.
Л–т Воробьев (л–т Воробьев, только что за 2 дня прибывший в часть), оставшись на правой стороне крепости (к госпиталю) с небольшой группой бойцов, занял оборону в одном из фортов (дотов) на территории госпиталя и вел огонь до второй половины дня 28.VI. Затем огонь прекратился..."
По предписанию вышедших на Южный мы всех разобрали ещё раньше. Справа Бойко, слева Пискарев (150-200 м в стороны от ворот), внизу слева снаружи Кислицкий. Перед оборонным валом большие потери врага (неучтённые). На берегу Муховца также значительные потери (тоже неучтённые), когда враг находился в "ОБОРОНЕ НАПРОТИВ укрепления Центральной цитадели" (11-я рота), пропустив С ТЫЛА удар деблокирующей [Вспоминаем и про наши потери (три каземата с ранеными)] группы. Про действия до обеда роты Воробьёва нам рассказал Дорофеев. К концу дня большая часть роты ушла на Центральный, группа бойцов с командиром ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ время оборонялись в пороховом погребе ("форте (доте)") кавальера.
Может УЖЕ настала пара перенести это воспоминание в жанр "ЯВЬ" и "БЫЛЬ" ?
Хотелось БЫ раздобыть этот пресловутый ПОЛКОВОЙ план-ПРЕДПИСАНИЕ, чтобы УЖЕ ТОЧНЕЙШЕ знать расположение наших 22-го на Южном. Думаю уж он то не засекречен, и кто вхож в архивы дерзнёт посмотреть на него.