"Но лишний раз можно убедиться, что хоронили в Бресте погибших в июне 1941 года не только из 45 дивизии. Обращает также на себя внимание присутствие в списке погибшего 22 июня "бранденбуржца" Vitus von der Lahr."
С учетом того, что никаких подразделений этой части в Бресте в указанный период не было.
На форуме уже постили ссылку на статью Алексея Исаева. Приведу выдержку из нее, относящуюся к Бресту:
"Под Брестом задачей групп "Бранденбурга" (из 12-й роты) стали мосты через Мухавец, в нескольких километрах от границы. После захвата грузовиков и санитарной автомашины одна такая группа понеслась по дороге впереди наступающей немецкой пехоты. Группа была действительно переодета в советскую униформу и вооружена советским оружием.
Более того, командир группы от руки написал приказ, который показал охране моста. Это позволило одной автомашине въехать на мост, после чего в ход пошли винтовки и пистолеты. Мост был захвачен.
Однако перестрелка с охраной привела к большому расходу боеприпасов, и "бранденбуржцы" решили… отойти от моста за подкреплением. Разумеется, когда они вернулись, мост уже был сожжен. Так или иначе, успехом эту акцию назвать сложно.
Несколько более успешными оказались действия другой группы 12-й роты "Бранденбурга" под Брестом. Она не стала дожидаться захвата автомашин и отправилась вперед пешком. По дороге их окликнули советские танкисты, стоявшие на дороге с колонной танков, получили ответ на русском, и диверсанты продолжили свой путь. Именно на такие короткие контакты и были ориентированы действия "бранденбуржцев" — обмен несколькими фразами без долгих диалогов. Выйдя к назначенному мосту, группа вступила в перестрелку с его охраной и сумела предотвратить его взрыв. Однако после этого мост едва не был потерян: на него на полной скорости влетел бензовоз с открытым краном, из которого хлестало горючее. Ураганным огнем не сразу пришедших в себя от неожиданности диверсантов он был остановлен. Сейчас это тяжело себе даже представить: район Бреста, 6 утра 22 июня 1941 года, война гремит еще где-то на границе, но находится смельчак, который не растерялся и попытался своим бензовозом уничтожить злосчастный мост. Скорее всего, этот бензовоз принадлежал советской 22-й танковой дивизии".
В одной из этих групп и был 28-летний ефрейтор 12-й роты "Бранденбурга" Витус фон дер Лар, погибший при выполнении задания утром 22 июня. Похоронен в Бресте.
Дополнение к информации.
Как теперь уже известно, группам из 12-й роты под командованием обер-лейтенанта Шадера диверсионного полка «Бранденбург» была поставлена задача по захвату мостов на внутренней территории СССР.
Они пересекли границу через Буг в районе Бреста в авангарде моторизованной лавины Гудериана и понеслись вглубь страны на захваченных грузовых автомобилях одетые в русскую униформу. Форма была новая, с иголочки, поэтому пока шла артподготовка диверсанты при помощи пыли и грязи привели ее в более правдоподобный вид. Вскоре встретились с первыми русскими транспортами на дороге и были удивлены некоторым неизвестным модификациям техники (как готовились?). Дорога была забита, поэтому часто приходилось сворачивать с нее и ехать параллельно. Вызвали подозрение у русских солдат и были ими обстреляны, при этом был смертельно ранен в живот «бранденбуржец» Витус фон дер Лар в головной машине. Второй грузовик группы сбил метко стрелявшего русского солдата. На подъезде к первому мосту встретили русский танк и испытали настоящий страх быть обнаруженными, но видимо танк был покинут экипажем. Достигнув первого моста, группа разделилась. Те кто остался, под командованием командира отделения, приступили к выполнению задачи по его захвату. Завязался ближний бой с применением ручных гранат, группа понесла потери, но наличие пулемета сыграло большую роль, и мост был захвачен и удержан до подхода авангардов Гудериана. Вторая группа, в которой был сам Шадер и доктор Арп достигла второго моста, но он был уже сожжен, остались только некоторые столбы. «Бранденбуржцы» переправились на другой берег и через некоторое время были обстреляны немецким передовым отрядом, который признал в них русских солдат. Диверсанты сложили оружие, но пока разобрались, был ранен ефрейтор Вайкеде из румынских немцев. Лар, несмотря на старания доктора Арпа, к этому времени скончался (похоронен в Бресте).
Затем рота по направлению к Krasny выполняла несколько задач. В операциях 22.06, 14, 16 и 24.07 рота понесла тяжелые потери: убито 39 человек, пропало без вести 2 (Лерке и Мозер) и уже в августе 1941 была направлена в Дюрен на переформирование.
Большую роль в том, что группа неоднократно избегала разоблачения сыграл прибалтийский немец, наполовину еврей - Е.ф.Х., который сидел в кабине рядом с водителем в головной машине и выполнял роль русского офицера. Его хладнокровие и хорошее знание русского языка помогло преодолеть проверки и возникающие подозрения.
Информация из письма участника операции, находившегося вместе с обер-лейтенантом Шадером в кузове передового грузовика и передававшим его команды в кабину для Е. ф. Х. Письмо направлено Helmut Spaeter - автору книги «Die Brandenburger zbV800», 1978.