Брест-Литовская Военно-голубиная станция.
1888 г. Марта 15. Учреждена Брест-Литовская Военно-голубиная станция 1 разряда.
Примечание:
Военно-голубиные станции имеют средства для сношений:
1 разряда – в 4-х направлениях,
2 разряда – в 3-х направлениях,
3 разряда – в 2-х направлениях,
4 разряда – в одном направлении.
На каждое направление содержится 250 пар голубей.
В.К. Шенк, Инженерные и Железнодорожные войска. Справочная книжка ИМПЕРАТОРСКОЙ Главной Квартиры. По 20 Мая 1909 г.
Направление Брест-Литовской Военно-голубиной станции это Варшава,Новогеоргиевск,Ивангород и Лунинец.
Почтово-голубиные станции устраивались в крепостях и в других пунктах по указаниям главного инженерного управления, в котором был сосредоточен надзор за всем этим делом. Для поддержания соответствующей породы голубей при голубиной станции в Брест-Литовске было учреждено племенное депо. Для ухода за голубями при каждой станции состояли голубеводы-надзиратели. У каждого почтового голубя имелся штемпель военно-голубиной почты; голуби, имевшие штемпели, считались казённым имуществом.
На русских военных станциях депешу свертывали в трубочку, вкладывали в обрезок гусиного или голубиного пера, прошивали с обоих концов навощёнными шелковинками и привязывали к одному или двум хвостовым перьям. Более же простой способ состоял в том, что на одно из перьев хвоста надевали обрезок гусиного пера длиною от 4 до 5 см, а затем свернутую в трубочку депешу вгоняли, наподобие клина, в зазор, образованный внутренними стенками обрезка и бородкою пера; если при этом оставался зазор, то его заполняли колышком.
Приём депеш совершали так: прилетевший домой голубь, попадая в летик, приводил в действие электрический звонок; тогда его брали из летика и несли к начальнику, который снимал депешу. Для верности, чтобы депеша дошла по назначению, ею снабжали трёх голубей.
В среднем дальность голубиной связи со стационарных станций достигала 300 км, а с подвижных (полевых) — 30—50 км. Голубь летел на высоте 100—300 м со средней скоростью 60—70 км в час.