Наверно сейчас трудно сказать однозначно, какой была тогда глубина рек.
Что касаемо объема земляных работ, хочу обратить внимание, что так-же было изменено русло Буга. О земляных работах есть информация на сайте Фонда развития БК, ссылку неделю назад давал на форуме.
Далее. Ширину определить можно, с этим может помочь ДимДимыч
привязав старую карту к современной Гугл.
По Северным воротам. Они были построены раньше, чем сам капонир. Рельеф местности тут не при чем, такие были требования к строительству данных объектов, т.к. основное назначение капониров в нашем случае, это фланкирование водяного рва. Обводной канал, такого понятия нет. Возле других ворот капониры не предусматривались, поэтому там отсутствуют "заумства". Строительство капониров (Сев.ворота и "гавриловский) было обусловлено тем, что в 1860-х годах проводились плановые работы по усилению и модернизации Северного острова в связи со строительством железной дороги Варшава-Тересполь. Тогда было принято решение усилить северное направление. Кстати, стоит сказать, что рельеф местности имел возвышенность в направлении Речицы, которую срывали перевозя землю по временной конной жд в крепость, отсыпая этой землей валы ЗФ, ВФ.
Через некоторое время появились форт Граф Берг, артиллерийская батарея у ЖД моста через Буг, усиленная траверсами и расходными погребками жд насыпь, пороховые погреба, капониры, ЗФ, ВФ и т.д. Так-же такое новаторское решение от Тотлебена, как ретраншемент. Ретраншемент расположен в западной части Северного острова и представляет из себя вал с банкетом для орудий, обращенный своим фронтом в глубь острова. Данная мера, по мнению Тотлебена, защищала территорию укрепления на тот случай, если противник войдет за пределы главного крепостного вала. При строительстве капониров не обошлись без тотлебенвских экспериментов. Из них можно выделить позаимствованные у французов стены Карно, и выпускные арки Шасслю да Лоба.