Искал, намедни, некие данные и натолнулся на интересную инфу : "..Мало кто знает, что парижские коммунары использовали в гражданской войне против версальцев не только ружья и пушки, но и такой хайтек эпохи стимпанка, как речные броненосцы.
Основу коммунарской флотилии составляли три самоходных бронированных плавбатареи, построенные еще в 1859 году для применения на реке По против австрийцев, с которыми тогда воевала Франция. Но к окончанию той войны они не успели, а когда в 1870-м началась война с Пруссией, их перебросили в Париж для усиления защиты города. Там они и достались повстанцам после провозглашения Коммуны. Названий плавбатареям не присваивали, только номера - 1, 2 и 3.
Эти небольшие и довольно неказистые железные посудины были вооружены двумя морскими казнозарядными нарезными орудиями калибра 160 мм, размещенными в бронированном каземате. Стрелять они могли только вперед, по ходу движенияя. Толщина брони составляла пять сантиметров - считалось, что этого достаточно, чтобы противостоять ядрам 12-фунтовых гладкоствольных полевых пушек, состоявших на вооружении австрийской армии. Плавбатареи длиной 22 и шириной 7,7 метров имели водоизмещение 142 тонны, экипаж - 40 человек. В движение их приводили по две 40-сильные паровые машины, с помощью которых они развивали скорость до 4,5 узлов. Еще один интересный боевой корабль, использованный коммунарами, - однопушечная канонерка "Фарси", спроектированная в 1869 году лейтенантом Эженом Фарси и названная в честь ее создателя. Это было совсем маленькое суденышко размером 15 на 4 метра и водоизмещением всего 44 тонны, из которых почти 15 тонн приходилось на массу орудия. Фактически "Фарси" представлял собой самоходный плавучий лафет для тяжелой дальнобойной гаубицы.
Бронзовое нарезное орудие калибра 240 мм забрасывало 100-килограммовые снаряды на расстояние до восьми километров, что в те времена считалось весьма солидным показателем. Экипаж канонерки состоял из 10 человек. Паровая машина мощностью 40 лошадиных сил обеспечивала скорость движения до 6,5 узлов по спокойной воде. Корабль почти не имел брони, только орудийный экран на носу, сделанный из котельного железа, давал некоторую защиту от пуль.
Коммунары переименовали "Фарси" в "Либерте" ("Свобода") и сделали ее флагманом своей речной флотилии. Большая дальнобойность ее орудия позволяла обстреливать Версаль - главную базу контрреволюции, не приближаясь на опасную дистанцию к вражеским позициям.
В последних числах мая 1871 года, когда "белогвардейцы" ворвались в Париж и в городе разгорелись уличные бои, команда "Либерте" продолжала поддерживать огнем оборону коммунаров, при этом трое ее моряков погибли. По какой-то причине повстанцам не удалось уничтожить корабль и после падения Коммуны он был захвачен. Новые владельцы переименовали его в третий раз, теперь он стал называться "Револьвер", но в дальнейшем канонерке вернули первоначальное название - "Фарси"..." - фото и рисунку :
http://vikond65.livejournal.com/39955.html Да уж,- "век живи -век учись!" А в школьных учебниках и на уроках Истории описываются безоружные "коммунары" на баррикадах с одним ружьишком и парой пистолетов на всех. И утверждается, что "главным оружием пролетариата были булыжники" ... Р.S. Не удивлюсь тому, что позже выяснится, что у восставших были бронепоезда, блиндированные паромобили и дирижабли на паровой тяге ...